12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Толстикова Екатерина Валериевна15
Россия, Волгоградская обл., Волжский
3

Роль родителей в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ.

Роль родителей в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ.

Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.

Тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди.

Когда мы смотрим, какие ошибки ученики совершили на ЕГЭ, мы видим, что среди прочих есть ошибки несуразные, глупые. Не по незнанию или неумению, а ошибки, которых можно было бы избежать. За эти ошибки отвечает как раз психологическая готовность к экзамену.

Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ — наиболее страшная. Выпускники формулируют это так: «нас запугивают». К сожалению, этим действительно грешат родители, не задумываясь глубоко о том, к чему ведет запугивание.

А оно ведет к тому, что психологи называют «детским саморазоружением». Ребенок складывает оружие. Отказывается от того, чтобы воспользоваться своим ресурсом — знаниями, навыками, способами эмоциональной саморегуляции. Он приходит на экзамен с опустившимися руками.

Родителям, которые излишне давят на ребенка и из-за своих тревог и переживаний становятся в устрашающую позу, стоит осознать, что так они оказываются невольными врагами ребенка.

Психологическая готовность к сдаче экзамена - это особое состояние готовности, «настрой» на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Главное, в чём нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребёнка в сдаче экзамена.

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена, т.к. если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу своих возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Очень важна спокойная атмосфера дома и деловое сотрудничество с ребенком. Психологическая противоположность тревожности — реализм, здравый смысл. И задача родителя в период подготовки к экзаменам — быть носителем здравого смысла.

При подготовке к экзаменам, попробуйте выполнить некоторые рекомендации:

Выяснить (у учителей в школе или с помощью прохождения демоверсий), какие ошибки допускает ребенок в заданиях ЕГЭ по тому или иному предмету. Определить области пробелов в знаниях.

Совместно с ребёнком создайте план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»).

Для повышения интеллектуальной активности желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы в поле зрения попадали желтый и фиолетовый цвета.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.

Учитывая имеющееся в распоряжении время (4 месяца, или год, или 4 недели), помочь ребенку поставить конкретные, достижимые цели. Что значит достижимые? Те, что зависят от ребенка, находятся в сфере его умений и компетенций. Что значит конкретные? Не «выучить математику», а «отработать решение квадратных уравнений». Через каждые 40-50 минут ребенку необходимо оторваться от занятий, сменить вид деятельности для того, чтобы не наступало «хроническое утомление». При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.

Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать его в случае неудачи. Обсудить самые тяжелые, самые неприятные исходы ЕГЭ и дальнейшие действия в случае провала на экзамене. Это нужно четко проговорить и иметь запасной план.

Заранее приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь его распределять. Этим вы развиваете умение концентрироваться во время экзамена, что придаст ребенку спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима разнообразная и сбалансированная еда.

Рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Не критикуете ребёнка после экзамена. Внушайте своему ребенку мысль, что вы любите его не за отметки или количество баллов, а просто за то, что он у вас есть.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержаться (это поможет настроиться на работу);

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время экзамена- не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Подбадривайте ребенка, хвалите за то, что получилось, повышайте уверенность в себе, т.к. чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибки.

Поддерживать можно посредством:

Отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

Высказываний («Я горжусь тобой», «Ты знаешь это очень хорошо»).

Прикосновений (дотронуться до руки, обнять).

Совместных действий (сидеть, стоять рядом).

Выражения лица (улыбка, кивок, смех).

Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к. никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с экзаменационным стрессом или переутомлением.

Способы снятия эмоционального напряжения:

Разговор.

Переключаться на занятия, приносящие удовольствие.

Стараться высыпаться и правильно питаться.

Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка).

Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, встречи и пр.).

Активизация чувства юмора.

Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: всё, что не делается, всё к лучшему).

Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение песен, стихов, рассказов и пр.

Можно разучить экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости, которые реально применить даже на экзамене. Они очень быстрые и действительно помогают.

Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.

Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.

Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.

Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)

Согласитесь, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше. Вам ли не знать, что трудности делают нас сильнее, а безвыходных ситуаций не бывает?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.