Роль семьи и профилактика правонарушений в дошкольном возрасте
Роль семьи
и профилактика правонарушений в дошкольном возрасте.
Вопрос профилактики правонарушений является актуальным особенно в дошкольном возрасте. Так как у ребенка формируется модель поведения в обществе и его предпосылки могут проявляться уже в дошкольном возрасте.
Семья играет основную, долговременную и важнейшую роль в воспитании. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
У детей дошкольного возраста встречаются такие формы социально не одобряемого (девиантного) поведения как ложь, воровство, сквернословие; прямая физическая агрессия.
Работа по профилактике и коррекции девиантного поведения будет эффективной, если педагоги учреждения дошкольного образования и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка.
Для профилактики и коррекции детской лжи взрослым следует соблюдать следующие правила:
- не давать ребёнку обещаний, которые не будут выполнены;
- не обманывать ребёнка;
- не подавать ребёнку примеров лживого поведения;
- не обвинять в чем-либо ребёнка, не выслушав его и не выяснив всех обстоятельств. Там, где есть доверие, нет места лжи.
- не запугивать ребёнка угрозами (ложь из-за стаха наказания);
- не предъявлять к ребенку завышенных требований (боязнь не выполненных ожиданий родителей);
- уделять ребёнку достаточно любви и заботы: не делать из него «центр вселенной»/ не игнорировать потребности в общении ребёнка;
- разграничте такие понятия, как «ложь» и «фантазирование».
Можно выделить типичные ошибки родителей, котрые могут привести к «присвоению чужой вещи»:
– непоследовательность воспитательных воздействий (сегодня можно, завтра нельзя; вчера наказали за что-то, а сегодня на то же самое не обратили внимание);
– несогласованность действий взрослых, например: родителей и бабушки с дедушкой, мамы и папы, семьи и педагогов. Одно и то же действие оценивается по-разному разными людьми, что мешает формированию у ребёнка нравственных понятий;
– «двойная мораль»: родители ребёнку говорят, что нельзя брать чужое, а сами приносят с работы разные «нужные в хозяйстве» вещи;
– вседозволенность: ребёнок не понимает, что такое «нельзя»;
– постоянные запреты в сочетании с тотальным контролем.
Что делать, если ребёнок присвоил чужую вещь:
Прежде всего, нужно выяснить истинную причину воровства и постараться осознать родителям, убедить их пересмотреть и изменить стиль общения с ребёнком, постараться адекватно реагировать в этой непростой ситуации:
- справиться с собственным гневом;
- не прибегать к физическому наказанию;
- дать отрицательную оценку действиям, но не ребенку: «Я огорчена твоим поступком!» с конкретным запретом на воровство: «Без разрешения чужие вещи брать нельзя»;
- не навешивать «ярлыков», он вызывает соответствующее ему поведение. У ребёнка не должно возникнуть ассоциации себя со словом «вор». Он поступил неправильно, но он продолжает оставаться хорошим. Дошкольнику просто необходима высокая самооценка;
- помочь ребёнку встать на место того, у кого он взял вещь, и понять чувства и переживания человека: «Что бы ты чувствовал, если бы у тебя взяли любимую игрушку?»;
- помочь осознать, что любое воровство, независимо от цели — это плохо.
Для профилактики и коррекции сквернословия детей взрослым следует соблюдать следующие правила:
- запастись терпением, так как это трудноискоренимая привычка;
- личный пример;
- показать ребёнку свое неприятие: «Мне неприятно слышать такие слова», «У нас в семье так не говорят». Фраза: «Рано ещё тебе такие слова говорить», - для дошкольника означает, что взрослым можно, и он начинает щеголять нецензурными выражениями, показывая, что уже большой;
- постараться научить ребёнка выражать свои негативные эмоции в приемлемых выражениях;
Агрессивные действия по отношению к окружающим. Причины агрессивного поведения дошкольников разнообразны:
- проявляется у детей, которые постоянно видят агрессивное поведение самых близких людей, усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы);
- дефицит родительского внимания (ревность, скука, голод, утомление);
- стремление к лидерству в группе;
- замечание взрослого или наказание;
- недостаток двигательной активности;
- низкий уровень развития коммуникативных навыков (желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребенок);
- тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
В зависимости от причин, взрослые выбирают методы борьбы с детской агрессивностью:
- улучшение психологического климата в семье;
- демонстрация взрослыми бесконфликтного поведения;
- исключение физических наказаний;
- безусловное принятие ребенка;
- налаживание эмоционального контакта;
- накопление опыта «совместной радости» в т.ч. предоставление возможности отреагировать возникшее нервное напряжение с помощью подвижных игр, физических упражнений.
Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными и надуманными, не стоящими внимания. Для ребенка очень многие ситуации могут казаться безвыходными.
Слушайте своего ребёнка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах, неудачах. Пользуйтесь словами «доволен», «недоволен», «сердит», «огорчен», чтобы дети знали, что ощущают люди и как меняются их чувства.
Причины детских правонарушений так или иначе кроются: либо недостатке, либо переизбытке внимания родителей. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений. Ребенок должен знать, что может рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь. Вместе с ребенком нужно найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ. И если ребёнок с детства знает, что всегда может прийти к родителям и рассказать им о своих страхах, надеждах, переживаниях, то он всегда придёт к вам, прежде чем сделать какой-то серьёзный шаг в жизни, он будет относиться к своим решениям более взвешенно.
Помните, что только любовь, внимание и понимание родителей, могут стать надёжной опорой ребёнку в профилактике правонарушений.
Педагог-психолог: Соколова Марианна Александровна