Статья «Роль учителя в проектно-исследовательской деятельности учащихся»

0
0
Материал опубликован 15 May 2019

Роль учителя в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

В современных условиях проектно-исследовательская деятельность во многом поддерживает познавательный интерес младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения и делает проектную деятельность столь привлекательной для системы образования.

Уже не раз после международных исследований познавательной сферы российских учащихся отмечалась беспомощность наших учеников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов, выстраивание плана деятельности).

Проектная деятельность помогает решать эти проблемы. В ходе работы над проектом учащиеся самостоятельно учатся подбирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, помогает соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Начав работать  по ФГОС я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность.

Сейчас я имею опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе.

Для себя я определила следующие принципы организации проектной деятельности:

1. Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2. Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4. Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5.Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

         На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

В первом классе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

С первых дней занятий в школе рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности.

Для решения задач использую следующие методы и способы деятельности:

в урочной - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание предметных ситуаций;

во внеурочной деятельности – игры - занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

В первом полугодии мы проводим творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии включаю сбор информации по плану, составленному совместно. Даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первоклассникам предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для него, например: «Моё имя», «Моя семья».

В конце учебного года вместе с первоклассниками мы коллективно выполнили работу «Город букв», где каждый оформил страничку о своей букве. Продолжением этой работы стало участие в городском конкурсе по патриотическому воспитанию граждан «Азбука маленького лесничанина», посвященного Дню города.

Коллектив учащихся 1 "Б" класса МБОУ СОШ №75 был отмечен Дипломом и получил звание "Лауреат в номинации "Коллективный творческий проект" .

Коллективный творческий проект «Есть такая профессия» также был отмечен на городском уровне почетной грамотой за участие и творческие успехи.

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам проектной деятельности

ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы.

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но, как уже отмечалось, также присутствует и групповая форма работы.

Важным фактором является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектной деятельности.

Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности достаточно разнообразна.

Мотивационная поддержка. Стимулирование интереса к выполняемому проекту, развитие у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы.

Информационная поддержка. Помощь в сборе необходимого для проекта материала, помощь в поиске нужных сведений.

Организационная поддержка. Помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта.

Техническая поддержка. Проведение фото- и видеосъемок, монтаж материалов, подготовка компьютерных презентаций, техническое оснащение докладов.

Поддержка в самооценке проекта. Желательно обсудить ее достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперед.

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы, если ребенок испытывает затруднения.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под моим руководством.

На этом этапе они выбирают тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передают эскиз модели, макета, делают выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первом полугодии второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второго полугодия второго класса, приступаем к работе над объёмным долгосрочным проектом. 

Второй класс ориентирован:

на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной - учебная дискуссия, наблюдение по плану, мини - исследования;

во внеурочной - экскурсии, индивидуальное сопоставление моделей и схем,

мини - доклады, ролевые игры, эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечиваю расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности, от фронтальной - под моим руководством, к индивидуальной - самостоятельной деятельности.

В проектной деятельности мы с детьми учились при этом придерживаться следующих шагов, соответствующих структуре учебной деятельности:

1 шаг - погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 шаг- организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 шаг - осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 шаг - обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5шаг - обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Во втором классе каждый ученик попытался провести индивидуальное исследование по интересующей его теме. Все ребята к определённому сроку создают проект, который презентуют классу. Наиболее интересный проект представляем на школьной научно- практической конференции (НПК). Авторы лучших проектов, из представленных на школьной конференции, становятся участниками городской НПК.

Ребята выступали со своими мини-проектами на уроках чтения, окружающего мира, на занятиях внеурочной деятельности «Наши проекты». Темы были самые различные: «Эти любимые вредные чипсы», «Что такое для нас вода?», «Спорт среди нас», «Влияние солнечного света на жизнь растений» и многие-многие другие. Кто-то вместе с родителями заинтересовался вопросами здоровьесбережения, а кто-то рассказал как создавал модель корабля. Каждый ученик, выбрал то, что ему близко, интересно и попытался узнать об этом больше, а затем выступить с сообщением перед одноклассниками. Бакараев Кирилл стал победителем городской НПК с проектом «Почему корабли не тонут?». Его проект занял 3 место.

В третьем классе работу над проектом расширяю. Дети работают с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию преобразовывают в письменную и делают первоначальный анализ полученной информации.

Дети самостоятельно узнают из Интернета, энциклопедий и др. источников научные названия домашних декоративных и комнатных цветов. Выбранные по своему желанию растения фотографируют или срисовывают с натуры, могут составить текст – описание или придумать сказку (фантастическую историю) о выбранном растении, написать увлекательную статью (откуда привезли это растение, на кого или на что оно похоже, где и как используется, какая польза от него и т.д.). Работа большая, но интересная. Мои ребята оформили с помощью старшеклассников и родителей презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представлялись достижения учеников, изготовили книжки – малышки, «раскладушки», оформили фотостенд. 

Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях, а работа Малышева Вадима «Глаза – зеркало души» на городской НПК была удостоена II места.

В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Дети уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

Четвертый класс ориентирован:

на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах;

на увеличение сложности учебно - исследовательских задач;

на переориентацию постановки и решения самими школьниками учебно-исследовательских задач.

Многие ребята уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Я могу лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

При работе над проектами формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, так же учимся пользоваться интернетом. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.

Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы, а дети должны получить положительный результат.

В четвертом классе на городской НПК выступал Малышев Вадим с проектом «Облака», где занял III место.

Какова же роль учителя в проектно-исследовательской деятельности учащихся?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Если в первом классе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то в четвёртом классе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым я стараюсь строить свою работу в проектной деятельности учащихся:

Подходить творчески к любому проекту моего ученика.

Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

Избегать прямых инструкций.

В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

Тесно сотрудничать с родителями.

При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.

Проанализировав свою деятельность и результаты педагогического труда, пришла к выводу: мою педагогическую деятельность по формированию у детей младшего школьного возраста ключевых компетентностей и универсальных учебных действий через проектную деятельность можно считать успешной.

Опыт работы показал, что использование проектно – исследовательских методов обучения в образовательном и воспитательном процессе учащихся начальной школы продуктивно.

Включение метода проектов в учебные занятия, игры, внеурочную деятельность детей позволило наблюдать, что

во-первых, происходит повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

во-вторых, созданы условия для реализации склонностей и способностей учащихся с учетом их интересов, потребностей,

в-третьих, развиваются социальные навыки в процессе групповых взаимодействий,

и, наконец, происходит каждодневное приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Подводя итог, отмечу, что организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, ключевых компетентностей, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации