Статья «Роль научного руководителя в исследовательской деятельности обучающегося»
Ещё К.Д. Ушинский писал о значении практической педагогики: «Педагогика должна стоять на границе между наукой и практической приложимостью. При постоянном стремлении удержаться в таком положении она никогда не впадёт в резонерство, основанное на узких, рассудочных соображениях или на одной близорукой практике, и никогда не удалится в область мечты» - не станет строить невозможных утопий.»
На практических занятиях учащиеся выполняют лабораторные работы, но обычно они содержат чёткие инструкции. Ученик не всегда старается вникнуть в саму суть работы. Выполнение происходит, как говорят, на «автомате». Особенно если речь идёт о среднем звене. На таких уроках у учащихся нет особой возможности включить фантазию. Такие действия не побуждают к проявлению интереса. Другое дело научная работа: исследование или проект.
С давних времён на научного руководителя возлагается миссия быть посредником между наукой и её практической приложимостью к школьной практике. Те же слова Ушинского определяют позицию научного руководителя в школе. Перед нами стоит задача – развивать методы научного познания среди обучающихся, не помогать создавать утопические проекты, всесторонне видеть сильные и слабые места практики.
Исследовать можно всё, что захочется. Казалось бы, хорошо знакомый предмет или явление может раскрыться иначе, стоит только изучить его ближе. Строгие временные рамки, особенности субъективного восприятия обучающихся, невозможность за урок провести индивидуальную работу с каждым, открыть весь творческий потенциал ребёнка – проблема, с которой учителя сталкиваются ежедневно. Попросту не успеваешь уделить внимание каждому ученику. А если их 25, 30 человек? Стоит так же учитывать детское стеснение, боязнь публичных выступлений, страх ошибиться перед всеми, быть осмеянным. В помощь учителю приходят факультативы, элективные курсы или научные кружки.
Для начала учащимся можно предложить небольшие исследования, выходящие за рамки школьной программы. Затем это могут быть уже проекты, но пока под строгим руководством. ОВ начале своего научного пути обучающиеся ещё не способны ориентироваться в выборе темы, определении целей и задач. Но у них уже больше самостоятельности в способах достижения поставленной цели. Чем больше становится наше знание, тем больше наше «соприкосновение» с незнанием. Возникает немалое количество вопросов, на которые они самостоятельно могут найти ответ. Роль научного руководителя в этом будет направляющая. Так, двигаясь по ступеням самостоятельности, обучающиеся окрепнут, станут увереннее в себе и в своих возможностях, займут активную позицию. Они научатся формулировать уже свои темы для проектной деятельности. То, что интересно именно тебе, вовлекает в процесс познания сильнее любой мотивации учителя.
За три года своей работы в школе мои ученики участвовали в научно-практических конференциях разного уровня: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский. Ребята с большим желанием примеряют на себе роль учёных, пытаются совершать интересные открытия, добывают информацию из различных источников, проводят опыты и учатся выступать перед аудиторией.