Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций обучающихся

3
0
Материал опубликован 20 April 2016 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2» п. Усть-Уда

«Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций обучающихся»

Подготовила учитель русского языка Крыс Ольга Анатольевна

Кто не исследует движение своих мыслей, не может быть счастлив.

Марк Аврелий

Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся имеет большое значение. Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Кроме настоящих школьных исследований, которые требуют времени и детальной подготовки, на уроках я применяю элементы исследовательской деятельности, что так же способствует развитию познавательного интереса учащихся, закреплению основных понятий и развитию мышления. Такая работа не должна требовать сложного или специального оборудования. В ходе её проведения развиваются следующие исследовательские умения: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента и наблюдения, обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчёта о выполненном исследовании. Успех проектно - исследовательской работы школьников в большей степени зависит от научного руководителя, в частности от меня. Я помогаю выбрать тему исследования и форму самой работы. Тема должна быть актуальна, понятной, вызывать интерес у исполнителя и, наконец, не должна вызывать сомнений в возможности её реализации. Именно этими правилами руководствуюсь я, когда помогаю выбрать тему исследования своим ребятам. Далее мы вместе с учащимся формулируем цели и задачи исследования. Цель и задачи – не одно и тоже: цель – существенно шире задач. Задач может быть много, они все конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы. Цель вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют поставленной цели. После этого мы вместе выбираем объект исследования. Сам объект должен быть доступен и понятен ученикам. Следующий шаг – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – моя задача, как руководителя, т.к. учащиеся не смогут найти первоисточники. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. Сведения, полученные из источников, обсуждаем вместе. Теперь можно сформулировать гипотезу. Далее переходим к выбору методики проведения исследования. Они должны быть адекватны поставленным задачам, а выбранные методы работы — простыми и доступными для школьников. Число наблюдений должно быть достаточно велико, чтобы данные были достоверны. Теперь учащиеся приступают к проведению исследований. После этого наступает момент обработки результатов. По окончании обработки материалов исследования проводится обсуждение полученных результатов. Итог выполнения исследовательской работы— научный доклад. В нём должно кратко отражаться основное содержание исследовательской работы.

Под руководством учителя дети выполнили следующие учебные проекты: «Лексикон учащихся моей школы», « Край ты мой» (пейзажная лирика), « В мире фразеологизмов», принимали участие в Открытом международном конкурсе педагогических проектов « Золотой Пеликан» (Центр педагогических технологий им. К.Д. Ушинского « Новое образование»). Награждены Дипломом.

Для более глубокого изучения темы «Проектная и исследовательская деятельность» я как руководитель принимала участие в работе Всероссийской экспериментально - творческой группы педагогов ИПТ им. К.Д. Ушинского, представляла тему экспериментального исследования: « Метод проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе».

Работаю с учащимися не только на уроках, но и принимаем активное участие в школьных научно-практических конференциях, районных, региональных и федеральных.

Занимаем призовые места.

В 2011году Гулидова Виктория приняла участие в XVII Региональной научно-практической конференции « Шаг в будущее, Сибирь!», где представила работу «Лексикон учащихся моей школы» и рассказала, какую лексику используют ребята нашей школы, получила сертификат.

Пьянков Михаил в 2012году принимал участие в XII Региональных соревнованиях юных исследователей « Шаг в будущее, Байкальский Юниор!» с работой « Компактная люминисцентная лампа. Преимущества и недостатки». За данную работу награжден Дипломом III степени. В 2013году Пьянков Михаил вошел в состав команды обучающихся Иркутской области и был приглашен в Москву для участия в Российских соревнованиях юных исследователей « Шаг в будущее, Юниор!». По результатам защиты научно-исследовательской работы «Сравнительный анализ характеристик энергосберегающих ламп и ламп накаливания» на секции « Технические устройства, космонавтика и транспорт», награжден Дипломом II степени и приглашен вне конкурсного отбора пройти курс обучения в мастер-классах научной школы-семинара «Академия юных» под руководством ведущих российских ученых, профессоров и доцентов МГТУ им. Н.Э. Баумана в г. Гагра.

В марте 2013 года Пьянков Михаил принимал участие в Соревнованиях молодых исследователей программы « Шаг в будущее» по Сибирскому федеральному округу РФ. По результатам выступления Михаил награжден нагрудным знаком» Школьник – исследователь» за высокие результаты научных исследований и разработок, получил Свидетельство кандидата и вошел в состав Национальной делегации Российской Федерации для участия в Европейской научной выставке « ЭКСПО-НАУКА»(2014)

Я как руководитель награждена за подготовку детей к научно-практическим конференциям Свидетельством Российской научно - социальной программы для молодежи « Шаг в будущее» г. Москва 4-8 февраля 2013г. МГТУ им. Н.Э. Баумана за высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодежи при подготовке научных работ на Российское соревнование юных исследователей « Шаг в будущее, Юниор!»; Благодарственным письмом Иркутского представительства Российской программы « Шаг в будущее» за приобщение детей к научно- исследовательской деятельности, профессионализм и продуктивную работу.

Кроме учебно-исследовательских работ, ученики выполняют социальные проекты.

Принимаем активное участие с детьми на районном и федеральном уровне: в 2014году принимали активное участие в районном проекте « Семнадцать мгновений войны», акция Памяти, в Благотворительном проекте « Книга добра»

Считаю, что роль руководителя состоит в том, чтобы научить обучающихся воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно ставить перед собой задачи, находить решения, делать выводы, совершать свои открытия.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации