12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самохвалова Марина Владиславовна89
Россия, Крым респ., г. Севастополь
1

Статья «Роль научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики в развитии профессиональной компетентности будущих специалистов»

Роль научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики в развитии профессиональной компетентности будущих специалистов.

На современном этапе развития общества характерными чертами производственной деятельности человека становятся быстро изменяющиеся условия труда, появление новых видов занятости, новых отраслей деятельности. Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к уровню подготовки будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.

В Энциклопедии профессионального образования «профессия» определяется как род трудовой деятельности (занятости) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Наряду с понятием «профессионализм» всё чаще начинают использовать понятия «образованность» и «компетентность». Высоко образованный человек - это не только безукоризненный специалист в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю, литературу, говорящий на нескольких языках и владеющий методами познания реальной действительности.

Выпускаемый средним специальным учебным заведением специалист должен уметь решать задачи из области его практической работы, используя необходимый математический аппарат. Поэтому курс математики призван обеспечить все условия для получения студентом качественного профессионального образования, полноценного овладения им общетехническими и специальными дисциплинами, изучаемыми на протяжении всего периода обучения. Математическая подготовка в учреждениях профессионального образования должна быть профессионально ориентированной.

Можно рассматривать различные компоненты профессиональной компетентности в зависимости от вида профессиональной деятельности. Для каждой профессии существует относительно устойчивые комплексы профессиональных характеристик, которые называются ключевыми компетенциями. Ключевые компетенции, относящиеся к профессиональной компетентности, обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, профессиональный рост, повышение квалификации.

Внедрение новых наукоемких технологий в современном производстве значительно повышает требования в области фундаментальных наук, предъявляемые к выпускникам средних учебных заведений технического профиля. Они должны обладать глубокими профессиональными знаниями и умениями, владеть математическими методами и применять их в практической деятельности (и не только в стандартных ситуациях). Как учебный предмет, математика обладает огромным гуманитарным и прикладным потенциалом. Математика позволяет не только своими методами и средствами выявлять существенные связи реальных явлений и процессов в производственной деятельности, но и развивать навыки будущих специалистов в математическом исследовании прикладных вопросов, развивать интуицию и рефлексию в процессах прогнозирования и принятия решения в условиях неопределенности. Поэтому рассмотрение профессионально ориентированного подхода к исследовательской работе студентов должно не только устанавливать связи со специальными дисциплинами и иллюстрировать эффективность математических методов, но и аккумулировать математические знания в единую целостность, соответствовать процессу формирования базовых характеристик личности будущего специалиста. В этом, в частности, заключается основа для понимания единства математики, повышение качества освоения ее содержания учащимися, развития мотивации и интереса к овладению будущей профессией, потребности в профессионально-ориентированных математических знаниях и методах.

Тем не менее, анализ состояния проблемы в практике показывает, что более 80% студентов воспринимают математику как чисто абстрактную дисциплину, не испытывают потребности в расширении и углублении математических знаний и не умеют использовать их при изучении специальных дисциплин, ориентированных на будущую профессию .

Одним из направлений профессиональной ориентации математики в учебном процессе является соответствующая организация научно-исследовательской деятельности студентов.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки рения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности для ее самореализации».

Исследовательская деятельность рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения.

В педагогической литературе больше говорится о важности задачи включения научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный: процесс, чем о конкретных путях её решения; практически не разработаны фундаментальные проблемы методологии научно-исследовательской работы учащихся. Научно-исследовательская работа позволяет каждому студенту колледжа испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути профессионального развития и совершенствования, по пути использования образовательного багажа в саморазвитии и повышении уровня профессионализма в выбранной профессии.

Приобщение учащихся колледжа к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Профессионально ориентированная научно – исследовательская деятельность учащихся выразительно демонстрирует практическую ценность математических знаний и позволяет активизировать учебную деятельность. Математические знания, умения и навыки превращаются в инструмент, востребованный при решении основных профессиональных задач.

Профессионально ориентированная научно – исследовательская деятельность – это эффективный инструмент развития творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению выбранной профессии, а значит и повышению уровня компетентности будущих специалистов.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.