Материал на проверке
Предварительный просмотр презентации
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в изобразительном искусстве
Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского нашёл своё отражение в изобразительном искусстве. Особой формой его «прочтения» стали иллюстрации. Их созданы тысячи, но художники не останавливаются и продолжают разрабатывать этот материал, изыскивая всё новые изобразительные средства для передачи небывалого, «фантастического» мира этого произведения.
Илья Сергеевич Глазунов – русский советский художник, народный художник СССР, член СХ РСФСР, автор многих картин, портретов и книжных иллюстраций. Художник иллюстрирует узловые моменты в развитии сюжета романа «Преступление и наказание» и портреты его героев. Главный из них – Родион Раскольников – изображается трижды: 1) на фоне городской улицы, «среди людей»; 2) перед совершением преступления; 3) после преступления. Глазунов не прорисовывает одежду Раскольникова с такой же тщательностью, с какой рисует лицо: он, как и Достоевский, стремится показать прежде всего внутренний мир, душу героя. Однако художник ограничен в средствах изображения рамками картины, и он акцентирует внимание зрителя на лице героя. Именно лицо: выражение глаз, губ – является центром портрета, именно оно «говорит» о внутреннем состоянии героя.
На втором портрете Раскольников непосредственно перед совершением задуманного им убийства старухи-процентщицы. За спиной у него знаменитые тринадцать ступеней, ведущие в его каморку. Внешний облик Раскольникова значительно отличается от того, который мы видели на первой иллюстрации. На нас смотрит все тот же молодой человек с умными глазами, но в его взгляде уже чувствуется нечто звериное. Это лицо мы уже не можем назвать красивым.
На третьей иллюстрации Раскольников предстаёт перед нами, лежа на софе в своей каморке после убийства старухи-процентщицы. Здесь Раскольников и вовсе не похож на себя. В его облике не осталось ничего человеческого, скорее он похож на привидение. Такое восприятие обусловлено тем, что Глазунов легкими штрихами намечает фигуру Раскольникова, ничего не уточняя, не детализируя. Можно даже сказать, что душа покинула тело Раскольникова. Эта иллюстрация помогает нам понять внутреннее состояние героя после убийства.
«Преступление и наказание». Двор Раскольникова. Художник И. Глазунов
Преступление и наказание». Дом Раскольникова. Художник И. Глазунов
Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского, – одна из вершин его творчества. Художник И. Глазунов отмечает: “В самой фактуре своих работ мне хотелось передать сумрачно контрастную атмосферу духовного горения, борьбу света и мрака, которая, по моему глубокому убеждению, является стихией Достоевского”.
Петр Михайлович Боклевский – русский художник-иллюстратор. Среди работ Боклевского 80-х годов довольно значительное место занимают темы Достоевского, они отмечают последний этап творчества художника.
Три весьма непохожих, но законченных «типа Раскольникова» хранятся в Государственном Литературном музее. Они представляют героя романа в различные моменты его жизни. На первом рисунке, по-наполеоновски скрестив на груди руки, угрюмый и неприступный, Раскольников мрачно задумался. У него сжаты губы, сдвинуты брови, могучий, выпуклый лоб. На другом – Раскольников, очевидно, представлен в первый момент после совершения преступления. Торопясь уйти, он оглянулся. У него острое, искаженное ужасом и злобой лицо безумца. Третий портрет Раскольникова вызывает к нему чувство острой жалости. Вспоминаются слова Сони: «Что вы это над собой сделали?».
Работы Михаила Шемякина представляют гиперболизированный Петербург и героев романа. На иллюстрациях Шемякина город имеет округлые очертания, а здания — кривые, с пустыми тёмными окнами. Главный герой Раскольников изображён только в профиль, что подчёркивает скрытность его натуры.
Иллюстрации Михаила Шемякина к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» отличаются необычным ракурсом, который художник даёт на атмосферу и события романа.
Главный герой Раскольников ни на одной иллюстрации не изображён в анфас, что подчёркивает скрытность натуры. Образ героя гиперболизирован: у него большой нос, длинные и тонкие пальцы, вся фигура вытянутая, выпученные от бессонницы глаза.
Дементий Алексеевич Шмаринов – российский график, живописец-монументалист, мастер иллюстраций. Он с легкостью переносит на бумагу образы «Преступления и наказания». Его талант позволяет ему воплощать визуально самые сложные и темные стороны человеческой природы, заставляя зрителя задуматься о последствиях своих действий. В его работах можно увидеть глубокий анализ преступных поступков и их воздаяния, отраженный в мрачных и живописных сценах.
Мармеладов в распивочной. Художник Д. Шмаринов. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшими от постоянного пьянства жёлтыми, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевлённые красноватые глазки.»
Соня Мармеладова. Художник Д. Шмаринов. 1945 «Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.»
В 1963 году Эрнст Неизвестный начал работу над серией рисунков и гравюр к произведениям Ф.М. Достоевского и в 1970 году вышел роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с его иллюстрациями. В них художник воплотил идею внутреннего диалога, столкновения разных голосов внутри человека. Художник создаёт свои метафоры и изобразительную символику, проникая вслед за Достоевским в глубокие пласты сознания героев. “Личина Раскольникова” Само слово личина использовано здесь неспроста. Неизвестный считает, что личина — это маска, а маска в русской религиозной семантике — дьявол. Таким образом, личина, для Эрнста Неизвестного, в первую очередь, негативное, демоническое начало человека, которое он, в данном случае, стремится подчеркнуть и охарактеризовать. Эта иллюстрация — образ, провоцирующий зрителя на домысливание, нежели физическое отображение всех чувств и переживаний Раскольникова.
«Арифметика» «Убийство»
На картине «Черное солнце Раскольникова» изображена голова Раскольникова со светящимся над ней чёрным солнцем. Чёрное солнце олицетворяет чёрную идею героя - убийство, которое светит ему чёрным светом, как признак греховности, зла и постоянно висит над его головой, тем самым не давая покоя. "Светя чернотой", солнце освещает всё вокруг темнотой. От этого и грязный город, и злые люди, и страшные сны, и неудачи в жизни. Это создаёт более нагнетающее состояние души и сумасшествия Раскольникова.
На иллюстрации «Между крестом и топором» изображены два состояния Раскольникова — до (слева) и после убийства. Художник Эрнст Неизвестный расколол лик Раскольникова и показал две его стороны-христианскую и бунтующую. Обе эти стороны словно смотрят друг на друга. Что победит? Крест или топор? Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой.
Таким образом, иллюстрации к роману «Преступление и наказание» являются особой формой его «прочтения», они помогают нам, читателям, лучше всего понять духовное состояние героев в ходе развития событий.
Селиванова Галина Геннадьевна
Седых Ольга Викторовна