«Берестяная утварь» Медведникова И.Н. педагог до МАУДО «ДДТ» Княжпогостского района
Предыстория берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.
Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, лапти.
Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой.
Крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоев бересты сосуды сохраняют температуру содержимого. Горячая жидкость долгое время не остывает, а холодная не нагревается. Поэтому туеса и бутыли - горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесенный с собою квас до самого вечера оставался холодным.
Муку крестьяне размещали в берестяных емкостях, зная, что в них продукт никогда не будет подпорчен жучком или мучным червем. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреют при изменении влажности воздуха, как это часто бывает в любой другой посуде.
Детские игрушки также мастерили из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также оберегом и развивали мышление.
Повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как дневную делали из дерева. В берестяной колыбельке малыш не мерз и спал крепким сном.
Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек
С большими берестяными пестерями крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причем у кaждoгo члена семьи был свой пестерь.
Ноги были обуты в берестяные лапти. Плетенная из бересты обувь была на Руси в большом почете — она долгo носилась и не промокала.
Современные мастера по достоинству оценили этот декоративный материал: экологичный, удобный в работе, практически не требующий дополнительной обработки и обладающий удивительно сильной энергетикой. Береста открывает пытливому уму и умелым рукам мастера свои секреты. Прикасаясь к ней, нежной на ощупь, мягкой и бархатистой, мастер превращает ее в нарядные, практичные, гармоничные, изящные, а главное — самобытные изделия. Украшает их дивным берестяным кружевом, напоминающим морозные узоры на стекле, состязаясь с самой матушкой-природой