Дидактические материалы к уроку географии в 8 классе «Российская Федерация на карте мира»
Пояснительная записка к ресурсу | ||||||||||||
1. | Автор (ФИО, должность) | Грибова Анна Алексеевна учитель географии I категория | ||||||||||
2. | Название ресурса | Контрольная работа «Российская Федерация на карте мира» | ||||||||||
3. | Вид ресурса | Дидактические материалы к уроку. КИМ | ||||||||||
4. | Предмет, УМК | География/любой | ||||||||||
5. | Цель и задачи ресурса | Систематизировать знания о географическом положении, границах, этапах и методах изучения территории нашей страны, административно– территориальном устройстве России, о часовых поясах на карте России. Повторить основные термины, проверить умения использовать полученные знания на практике. Развивать пространственное воображение, память, мышление. | ||||||||||
6. | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | 8 класс | ||||||||||
7. | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft PowerPoint | ||||||||||
8. | Методические рекомендации по использованию ресурса | В работе используются следующие типы заданий: задания с выбором ответа, где верен только 1 ответ; задания с выбором ответа, где верно несколько ответов; задания с кратким ответом на установление соответствия, в которых предлагается установить взаимно однозначное соответствие для различных объектов; задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ. Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале Максимальное число баллов, которое можно получить за правильное выполнение всей проверочной работы, составляет 22 балла.
| ||||||||||
9. | Источники информации | |||||||||||
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1686/start/ https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Докучаев,_Василий_Васильевич http://omsk-news.net/other/2018/07/24/224746.html https://arz.unn.ru/2016-05-16-10-34-33/1165-2016-05-19-05-53-19 https://geo8-vpr.sdamgia.ru/problem?id=14 https://geo-ege.sdamgia.ru/problem?id=1824 |
Код | 8 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА КАРТЕ МИРА
Инструкция для обучающегося:
На выполнение работы по географии даётся 30 минут. Работа включает в себя 13 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
№ | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 2.1 | 2.2. | 3.1 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | |||
Максимальный балл | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |||
Баллы обучающегося | ||||||||||||||||
Итого баллов | Оценка |
ЗАДАНИЕ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Задание 1.1. Максимальное количество баллов - 2.
На рисунках представлены контуры стран — соседей России с указанием столиц этих стран. Подпишите под каждым рисунком рядом с номером название соответствующей страны.
Задание 1.2. Максимальное количество баллов - 2
Определите расположение указанных Вами стран на схеме и впишите в пустые квадраты их номера.
Задание 1.3 Максимальное количество баллов - 2.
Н а диаграмме отображена протяжённость границ России с указанными Вами странами. Установите соответствие между столбцами диаграммы и названиями этих стран. Запишите в ответе номера стран под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Задание 1.4. Максимальное количество баллов - 1.
С какой из указанных Вами стран Россия имеет границу по реке Амур? Запишите в ответе название страны.
Ответ: ____________________
ЗАДАНИЯ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ
Задание 2.1 Максимальное количество баллов - 2.
На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение России. Запишите в таблицу названия этих объектов.
А | Б | В | Г |
Карта для выполнения заданий 2.1 и 2.2
Задание 2.2 Максимальное количество баллов – 2.
Точка N расположена на территории одного из указанных Вами географических объектов и имеет координаты 71° с. ш. 55° в. д. Поставьте на карте крайнюю южную точку России, которая расположена на одном меридиане с точкой N, и обозначьте её буквой K.
Определите координаты точки K.
Ответ: ______________________
Рассчитайте расстояние в километрах от точки N до точки K. Длина дуги меридиана в 1° составляет 111,3 км. (Для расчёта используйте калькулятор.)
Ответ: ___________________
ЗАДАНИЯ 3. ЧАСОВЫЕ ПОЯСА.
Задание 3.1. Максимальное количество баллов - 1.
В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с сентября 2011 г. на территории страны установлено 9 часовых зон (см. карту).
Самолёт вылетел из Петропавловска-Камчатского (IX часовая зона) в Новосибирск (IV часовая зона) в 17 часов по местному времени Петропавловска-Камчатского. Расчётное время полёта составляет 6 часов. Сколько времени будет в Новосибирске, когда самолёт приземлится? Ответ запишите цифрами.
Ответ: _______________________
ЗАДАНИЯ 4. ОСВОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Задание 4.1. Максимальное количество баллов – 1.
О какой экспедиции идет речь в тексте.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, продолжавшаяся с 1910 по 1915 годы, оказалась одной из самых успешных в истории изучения Арктики русскими путешественниками. Великий норвежский полярный исследователь Руаль Амудсен после ее завершения писал: «В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира...».
Увы, в тот момент в Европе полыхала Первая Мировая война. Последовавшая за ней революция в России заставила на долгое время забыть и об открытиях экспедиции, и об именах ее героев, многие из которых вынуждены были эмигрировать из Советской России.
Русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на Северную Землю, Г.Я. Седова к северному полюсу.
Малыгин обогнул с запада полуостров Ямал, достиг устья Оби, составил карту побережья от Печеры до Оби.
Экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта прошла всю трассу Северного морского пути за одну навигацию.
Ответ: ____________________
Задание 4.2. Максимальное количество баллов – 2.
Расположите территории в порядке их освоения с запада на восток:
Охотское море
река Иртыш
Северный Урал
архипелаг Новая Земля
Ответ:
ЗАДАНИЕ 5.СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Задание 5.1. Максимальное количество баллов 2.
Какие субъекты входят в состав Российской Федерации? (Несколько вариантов ответа.)
Ответ:
департамент
штат
воеводство
край
автономный округ
Задание 5.2. Максимальное количество баллов – 2.
Какие высказывания о субъектах Российской Федерации являются верными? (Несколько вариантов ответа.)
Наибольшими правами в составе России наделены края
3 города в России имеют статус городов федерального значения
Самым маленьким по площади субъектом РФ является город Севастополь
Россия делится на 79 субъектов
ЗАДАНИЕ 6. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО И НАСЛЕДИЕ РОССИИ
Задание 6.1. Максимальное количество баллов – 2.
Что вы понимаете под национальным богатством страны?
Задание 6.2. Максимальное количество баллов – 1.
О пределите объект по описанию.
Это один из наиболее интересных вулканических районов мира, где сконцентрировано большое число действующих вулканов, равно как и множество других природных феноменов, связанных с вулканической деятельностью. Объект наследия состоит из шести отдельных участков, которые в сумме отражают все основные особенности как региона активного вулканизма. Действующие вулканы в сочетании с ледниками формируют исключительно живописный и постоянно развивающийся ландшафт. Местность выделяется значительным биоразнообразием, здесь отмечена высочайшая концентрация лососевых рыб, а также крупные скопления калана, большое количество бурых медведей и белоплечих орланов.
Ответ: ____________________________________________
КЛЮЧ
ЗАДАНИЕ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Задание 1.1. Максимальное количество баллов - 2.
На рисунках представлены контуры стран — соседей России с указанием столиц этих стран. Подпишите под каждым рисунком рядом с номером название соответствующей страны.
Задание 1.2. Максимальное количество баллов - 2
Определите расположение указанных Вами стран на схеме и впишите в пустые квадраты их номера.
Пояснение:
Россия имеет сухопутную границу с 16 странами. На западе: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусь, Украина. Здесь же находится Калининградская область, граничащая с Польшей и Литвой. На юге от Черного к Каспийскому морю: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан; От Каспийского до Охотского моря: Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея. Кроме этого у России ещё 2 морских границы с США и Японией.
В данном задании по силуэту страны и её столице нужно определить страну с которой у России есть общая государственная граница. В данном варианте: Варшава — Польша, Баку — Азербайджан, Нур-Султан — Казахстан, Пекин — Китай.
1 — Польша;
2 — Азербайджан;
3 — Казахстан;
4 — Китай.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно подписаны названия четырёх стран, вписаны номера четырёх стран | 2 |
В подписи названий стран допущена одна ошибка / правильно подписаны названия трёх стран; правильно вписаны номера трёх-четырёх стран | 1 |
В подписи названий стран допущено две ошибки / правильно подписаны названия двух стран; правильно вписаны номера этих двух стран | 1 |
В подписи названий стран допущено более двух ошибок / правильно подписано название только одной страны независимо от наличия/отсутствия вписанных номеров стран. ИЛИ Названия стран не подписаны / подписаны неправильно независимо от наличия/отсутствия вписанных номеров стран. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
З адание 1.3 Максимальное количество баллов - 2.
На диаграмме отображена протяжённость границ России с указанными Вами странами. Установите соответствие между столбцами диаграммы и названиями этих стран. Запишите в ответе номера стран под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Пояснение:
Протяжённость границы России с указанными странами:
А. Польша — 204 км;
Б. Казахстан — 7599 км;
В. Китай — 4209 км;
Г. Азербайджан — 350 км.
Ответ: 1342.
Задание 1.4. Максимальное количество баллов - 1.
С какой из указанных Вами стран Россия имеет границу по реке Амур? Запишите в ответе название страны.
Ответ: ____________________
Пояснение.
По реке Амур Россия имеет границу с Китаем. Общая протяжённость сухопутной границы между Россией и Китаем — 4209 км. из которых 3489 км. речные. (Реки Амур и Уссури).
Ответ: Китай.
ЗАДАНИЯ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ
Задание 2.1 Максимальное количество баллов - 2.
На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение России. Запишите в таблицу названия этих объектов.
А | Б | В | Г |
Пояснение:
Ответ:
А — острова Новая Земля,
Б — Балтийское море,
В — Чукотский полуостров,
Г — остров Сахалин.
Карта для выполнения заданий 2.1 и 2.2
Задание 2.2 Максимальное количество баллов – 2.
Точка N расположена на территории одного из указанных Вами географических объектов и имеет координаты 71° с. ш. 55° в. д. Поставьте на карте крайнюю южную точку России, которая расположена на одном меридиане с точкой N, и обозначьте её буквой K.
Определите координаты точки K.
Ответ: ______________________
Рассчитайте расстояние в километрах от точки N до точки K. Длина дуги меридиана в 1° составляет 111,3 км. (Для расчёта используйте калькулятор.)
Ответ: ___________________
Пояснение.
1. Точку K на карте (крайняя южная точка России на меридиане 55° в. д.).
2. Координаты точки K: 51° с. ш. 55° в. д.
3. Расстояние от точки N до точки K: 2226 км.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно поставлена точка K на карте, определены её координаты, рассчитано расстояние. При определении координат допускается погрешность в 1°. При расчёте расстояния допускается соответствующая погрешность в километрах | 2 |
Правильно поставлена точка K на карте, определены её координаты; расстояние не рассчитано / рассчитано неправильно | 1 |
Правильно поставлена точка K на карте; координаты точки не определены / определены неправильно независимо от наличия/отсутствия расчёта расстояния. ИЛИ Точка K на карте не поставлена / поставлена неправильно независимо от наличия/отсутствия определения координат и расчёта расстояния | 0 |
Максимальный балл | 2 |
ЗАДАНИЯ 3. ЧАСОВЫЕ ПОЯСА.
З адание 3.1. Максимальное количество баллов - 1.
В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с сентября 2011 г. на территории страны установлено 9 часовых зон (см. карту).
Самолёт вылетел из Петропавловска-Камчатского (IX часовая зона) в Новосибирск (IV часовая зона) в 17 часов по местному времени Петропавловска-Камчатского. Расчётное время полёта составляет 6 часов. Сколько времени будет в Новосибирске, когда самолёт приземлится? Ответ запишите цифрами.
Ответ: _______________________
Пояснение.
Для решения задачи надо вспомнить, что при движении на запад в каждом часовом поясе время вычитается 1 час. Таким образом:
17 (время в Петропавловск-Камчатском) − 5 (разница между Новосибирском и Петропавловск-Камчатским) + 6 (время в полете) = 18 часов.
Ответ: 18.
ЗАДАНИЯ 4. ОСВОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Задание 4.1. Максимальное количество баллов – 1.
О какой экспедиции идет речь в тексте.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, продолжавшаяся с 1910 по 1915 годы, оказалась одной из самых успешных в истории изучения Арктики русскими путешественниками. Великий норвежский полярный исследователь Руаль Амудсен после ее завершения писал: «В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира...».
Увы, в тот момент в Европе полыхала Первая Мировая война. Последовавшая за ней революция в России заставила на долгое время забыть и об открытиях экспедиции, и об именах ее героев, многие из которых вынуждены были эмигрировать из Советской России.
Русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на Северную Землю, Г.Я. Седова к северному полюсу.
Малыгин обогнул с запада полуостров Ямал, достиг устья Оби, составил карту побережья от Печеры до Оби.
Экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта прошла всю трассу Северного морского пути за одну навигацию.
Ответ: ____________________
Пояснение:
Подготовка к генеральной экспедиции активизировалась после того, как в 1907 году начальником Главного гидрографического управления был назначен Андрей Ипполитович Вилькицкий, прославленный полярник, руководивший исследованиями устьев Печоры и Енисея, а также изучением южной части Карского моря.
Специально для экспедиции на Невском заводе в Петербурге в 1909 году были построены два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тыс. тонн каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.с. Интересно, что активное участие в их строительстве принимал капитан II ранга Александр Колчак – будущий адмирал и «верховный правитель России».
Ответ: а) Русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на Северную Землю, Г.Я. Седова к северному полюсу.
Задание 4.2. Максимальное количество баллов – 2.
Расположите территории в порядке их освоения с запада на восток:
Охотское море
река Иртыш
Северный Урал
архипелаг Новая Земля
Ответ:
Пояснение.
В XII в. Новгородцы, овладев территорией от Кольского полуострова до Печоры, открыли архипелаг Новую Землю, вышли к Северному Уралу и проникли в Западную Сибирь.
Ответ:
г, в,б,а
ЗАДАНИЕ 5.СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Задание 5.1. Максимальное количество баллов 2.
Какие субъекты входят в состав Российской Федерации? (Несколько вариантов ответа.)
Ответ:
департамент
штат
воеводство
край
автономный округ
Пояснение:
В составе России существуют следующие субъекты: республика, край, область, автономная область, автономный округ, город федерального значения.
Республики наделены наибольшими правами. Кроме федеральных здесь действуют и собственные органы управления. Республики являются политическими территориальными образованиями. Их территории определены по национальному признаку.
На современном этапе край и область не имеют существенных различий. Во времена СССР в состав края входили автономные области, сейчас многие из них стали республиками. Ранее области назывались губерниями. Это название сохранилось в названии руководителя области — «губернатор».
Города федерального значения состоят из внутригородских муниципальных образований.
Автономная область и автономные округа, как и республики, выделены по национальному признаку. Автономный округ обладает собственным законодательством, собственной территорией и населением, может самостоятельно устанавливать международные и внешнеэкономические связи
Ответ: край, автономный округ.
Задание 5.2. Максимальное количество баллов – 2.
Какие высказывания о субъектах Российской Федерации являются верными? (Несколько вариантов ответа.)
Наибольшими правами в составе России наделены края
3 города в России имеют статус городов федерального значения
Самым маленьким по площади субъектом РФ является город Севастополь
Россия делится на 79 субъектов
Пояснение:
3 города в нашей стране имеют статус городов федерального значения. Это столица — город Москва, а также Северная столица — Санкт-Петербург и Севастополь.
Ответ:
3 города в России имеют статус городов федерального значения
Самым маленьким по площади субъектом РФ является город Севастополь
ЗАДАНИЕ 6. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО И НАСЛЕДИЕ РОССИИ
Задание 6.1. Максимальное количество баллов – 2.
Что вы понимаете под национальным богатством страны?
Пояснение:
Национальным богатством можно считать всё то, чем так и или иначе обладает страна. На огромной территории России сосредоточены разнообразные природные богатства — важнейшие полезные ископаемые, полноводные реки, обширные леса. На этой земле стоят жилые и производственные здания, инженерные и мелиоративные сооружения, раскинулись поля, луга, сады и виноградники, пасётся скот, проходят транспортные пути, функционируют машины и механизмы. Созданное трудом поколений, это всё работает: отапливает жильё, снабжает его водой, газом и электроэнергией, перерабатывает сырьё и производит продукцию. Именно люди — главная ценность и движущая сила, они организуют жизнь и общества, и природы. Вдохновение художника, талант поэта, «души исполненный полёт» балерины, олимпийские рекорды — тоже наше богатство. Неудивительно, что национальное богатство в таком понимании точно подсчитать ire удаётся. Поэтому показатель, который используют экономисты, включает всё то созданное и накопленное обществом, что можно представить в денежном выражении.
Задание 6.2. Максимальное количество баллов – 1.
О пределите объект по описанию.
Это один из наиболее интересных вулканических районов мира, где сконцентрировано большое число действующих вулканов, равно как и множество других природных феноменов, связанных с вулканической деятельностью. Объект наследия состоит из шести отдельных участков, которые в сумме отражают все основные особенности как региона активного вулканизма. Действующие вулканы в сочетании с ледниками формируют исключительно живописный и постоянно развивающийся ландшафт. Местность выделяется значительным биоразнообразием, здесь отмечена высочайшая концентрация лососевых рыб, а также крупные скопления калана, большое количество бурых медведей и белоплечих орланов.
Ответ: ____________________________________________
Пояснение:
«Вулканы Камчатки» включены международной организацией в Список всемирного природного наследия в 1996 году «как один из наиболее выдающихся вулканических регионов мира». Его общая площадь около 4 млн га, а в состав объекта входят Кроноцкий заповедник, Южно-Камчатский заказник, а также природные парки «Налычево», «Южно-Камчатский», «Быстринский» и «Ключевской».
15