Урок истории в 8–9 классах на тему «Мы — граждане Российской Федерации»
Урок, посвященный 20-летию Конституции РФ, для 8,9 классов
Тема:
«Мы- граждане Российской Федерации»
Вступление.
Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, то это займет целую неделю, а на самолете придется лететь полдня.
В состав России входят 83 субъекта РФ: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения- Москва и Сант-Петербург. В России проживает 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.
Вопрос учащимся: как называется наше государство?. Ответ: РФ или Россия.
Учитель объявляет тему урока, вместе с учащимися формулируются цели: расширить представление о Конституции, символике России; поговорить о правах и обязанностях учащихся; воспитывать уважение к Конституции, к законам и символам государства.
Учитель показывает учащимся Конституцию РФ.
Легенда.
«Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам . В государстве Можно все было разрешено: хочешь ходи в школу, хочешь балуйся В государстве Нельзя баловаться было нельзя, грубить тоже, надо было ходить в школу.. Государства враждовали, наконец они сошлись в решающем поединке. Победило государство Можно. Что тут началось… Государство пришло в упадок, оно попросило помощи у государства Нельзя. Долго они рассуждали и решили создать новое государство Законию. В нем установили порядок, все были счастливы.»
Вопрос: почему жители чувствуют себя в безопасности?
Ответ: они стали жить по законам.
Тесты для учащихся по теме: «Конституция РФ»
Какое определение соответствует понятию «Конституция»:
1).Это свод всех законов страны;
2).Это присяга на верность государству;
3).это основной закон государства
Когда была принята ныне действующая Конституция?
1).22 декабря1991г;
2).12 декабря 1993г;
3).6 октября 1994г
3. Какие характеристики теперешнего российского государства закреплены в статье1 Конституции:
1).демократическое;
2).общенародное;
3).федеративное;
4).союзное;
5).правовое
4. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти:
1).народ;
2).парламент;
3).президент;
Учитель показывает и зачитывает статью2 Конституции.
5. Что является высшей ценностью в России по Конституции:
1).промышленный потенциал;
2).человек, его права и свобода;
3). Государство
6. Что, кроме прав и свобод закреплено во второй главе Конституции РФ:
1).санкции за нарушение прав;
2). Обязанности;
3). Меры поощрений
7. Кто является главой государства РФ:
1).президент;
2). Председатель правительства;
3). Председатель Государственной Думы
Примечание(учитель) о современной Конституции РФ.
Принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г.
В 1гл. раскрываются Основы конституционного строя.
Во 2гл. – права и свободы человека
В 3гл –Федеративное устройство РФ.
В 4гл. определен статус Президента России.
ГЛ.5 посвящена структуре, функциям и порядку Федеративного Собрания.
Гл.6 – структуре, функциям и порядку избрания Правительства РФ.
Гл.7 – «Судебная власть»
Гл.8- «Местное самоуправление»
ГЛ.9 определяет порядок внесения поправок и пересмотра Конституции
Обсуждение с учащимися(повторение) государственных символов России: герб, флаг, гимн.
Вопросы для обсуждения учащимся.
-Где можно увидеть герб РФ?
Ответ: на флагах, монетах, документах.
-Как зовут всадника на гербе?
- Что обозначают цвета флага?
-Какие чувства должен испытывать человек, слушая гимн России?
Обсуждение 43 ст. Конституции РФ: «Каждый человек имеет право на образование».
Вопросы учащимся:
Какие же права есть у вас?
Ответы: -право на учебу,,,,,,,,,,,, -на каникулы, -на отдых между уроками, на занятия в кружках, секциях.
Какие обязанности у школьника?
– уважать друг друга, культурно вести себя, уважать старших, выполнять устав школы.
Учитель раздает учащимся Памятку о их правах и обязанностях
Заключение урока(вывод): Великий русский поэт Николай Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины нужно многое знать и уметь. Я думаю, что вы постепенно научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова, контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд. Уважать себя и других, сможете по достоинству оценить свою Родину.
Рефлексия.
Я узнал(а)…
Я понял(а)…
Меня удивило…