Внеклассное мероприятие «Россия без коррупции» (10–11 класс)
Кировское областное государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Средняя школа г.Орлова»
РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ
Работу выполнила:
Учитель географии и экономики
Синявина Наталия Анатольевна
Высшая квалификационная категория
2019 год
Цели занятия:
1. Патриотическое воспитание – воспитание любви к родной стране;
Воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране;
Правовое воспитание - развитие осознания необходимости соблюдать законы государства;
Развитие нравственности, духовности;
Формирование у подростков негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению, через понимание причин возникновения этого явления и вреда, причиняемого им обществу.
Формирование активной жизненной позиции – что должен сделать каждый гражданин России, чтобы наше государство стало процветать;
Развитие творческих способностей, навыков работы с информацией, в т.ч. и с сайтами Интернет.
Задачи:
подготовка и проведение Конкурса плакатов, презентаций и буклетов, видеороликов и сочинений – рассуждений учащихся 10 класса по теме «Можно ли победить коррупцию в России»;
сформировать негативное отношение к коррупции;
пригласить работника прокуратуры по данному вопросу;
Стимулирование мотивации антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.
Формы и методы реализации:
1. Ознакомиться с материалами СМИ, подобрать информацию о негативных явлениях жизни в нашей стране.
2. Составить подборку материалов об антикоррупционной политике в нашей стране и области, используя Интернет и периодическую печать.
3. Составить вопросы и провести анкетирование среди обучающихся – старшеклассников.
4.Подготовить компьютерные презентации
5. Написать мини- сочинение “Можно ли победить коррупцию в России?”
6. Побеседовать с родителями и учителями по истории и экономике по теме “Можно ли победить коррупцию в России?”.
7. Подготовить буклеты и публикации на данную тему.
Полученные результаты:
По результатам работы каждый ученик выполнил индивидуальное практическое задание – презентации, буклеты, быстрые публикации, видеоролики, каждый написал сочинение – рассуждение на данную тему. Буклеты были розданы в некоторые организации. Ученики очень интересно рассуждали на мероприятии, высказывали свою точку зрения. Я надеюсь, что каждый задумался над этой темой и в дальнейшем выработает то поведение, которое соответствует правовым и морально- этическим нормам.
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ»
Оформление класса: класс украшен плакатами на антикоррупционную тематику (заранее необходимо провести конкурс плакатов по данной проблеме). На столах разложены буклеты (аналогичный конкурс среди учащихся 9 – 10 классов также провести заранее). Подготовлен компьютер, проектор для просмотра видеороликов.
Совесть – это тысяча свидетелей
Марк Аврелий Августин
КОРРУПЦИИ НЕТ!
Коррупция сдохла! Мы мзду не берём.
От грязи и скверны очистим свой дом.
Приходит цветенье и светлые дни,
Духовным богатством полны все они.
Великой страны мы великие дети,
И лучше страна, чем все страны на свете.
И нам не обидно уже за державу,
Великой её называем по праву!
Константин Макаров
Слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы здесь собрались, как вы уже наверно догадались по прочитанному только что стихотворению, чтобы обсудить, что такое коррупция, какой она наносит вред обществу, почему с ней надо бороться и что вы можете предложить по ликвидации в нашей стране такого негативного явления. На уроках истории, обществознания и экономике вы неоднократно говорили об этой проблеме, да и по телевидению постоянно говорят на эту тему. И сколько бы о ней не говорили, меньше её не становится. Как быть? Что делать? Как сделать так, чтобы о ней забыли?
Прежде всего давайте вспомним, что такое коррупция?
Ответы учеников:
Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
Слово учителя: - Ребята, а кто знает когда зародилась коррупция?
Ответы учеников:
Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
Слово учителя: Задумывались ли вы, почему коррупция процветает в нашей стране, которую все мы любим, и хотим, чтобы она стала богаче и сильнее. Назовите причины, вследствие которых , на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.
Ученики: конкуренция, рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие – стали бедными; поменялись нравственные ориентиры- на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные качества человека.
Слово учителя: Действительно, иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравствнность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии и с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, как будто их нет. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе. Поэтому мы сегодня об этом и говорим.
А сейчас давайте посмотрим инсценировку сказки “Лисица” (2 минуты)
Действующие лица: (4 ребят)
Ворона
Лиса
Первая Собака
Вторая Собака
На первом плане слева и справа кусты, справа высокий забор. На втором плане поле и деревня вдалеке. На куст справа садится Ворона и охорашивается. Вдалеке слышится приближающийся лай собак. Из-за куста слева выбегает Лисица, вся ее морда в курином пуху. Лиса останавливается на середине сцены и тяжело дышит.
Ворона:
Куда так, лисонька, бежишь ты без оглядки?
Не в честь твою ль вся эта кутерьма?
Лиса
Не говори, голубушка-кума!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска не доедала,
Ночей не досыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клевета́м. Сама подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы́?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывала ль ты?! – я на тебя пошлюся, –
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько.
Ворона
Ох, кумушка, видала я частенько,
Что рыльце у тебя в пуху!
Лиса поспешно отряхивает пух с морды. Из-за куста с громким лаем выбегают Собаки и прогоняют Лису со сцены.
Ворона
Иной, как та лиса, при месте всё вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой, –
А смотришь, помаленьку
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесь,
Хоть по суду и не докажешь,
Ничуть не согрешишь, коль скажешь,
Что у него пушок на рыльце есть.
Учитель просит учащихся прокомментировать сценку.
Даже народ в пословицах и поговорках отражает коррупционную деятельность в современном обществе?
Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество
Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе
Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.
Слово учителя: Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм на тему коррупции (см. Приложение №1)
Очень жаль, что в жизни часто происходит то же самое. И если над мультфильмом можно посмеяться, то в жизни, к сожалению, коррупция влечёт за собой негативные последствия. Какие?
Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год.
Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.
В экономике: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.
В Социальной сфере: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего), религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.
Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.
Слово учителя: - Исследователи проблемы коррупции приходят к интересным результатам. Об одном из них нам расскажет… (сообщение ученика)
Сообщение ученика: учёные вывели примерный портрет среднестатистического коррупционера:
-
-
работники министерств и комитетов субъектов РФ – 41,1%
сотрудники правоохранительных органов – 26,5%
работники контролирующих органов – 8,9%
работники таможенной службы – 3,2%
депутаты – 0,8%
иные категории – 19,6%.
-
И ещё: оказывается среди коррупционеров 27% -женщины
Средний возраст коррупционера – 37 лет
52% с высшим и незаконченным высшим образованием.
Слово учителя: А вот какие результаты представило УВД по Кировской области по борьбе с коррупцией… (сообщение ученика)
(данные предоставлены ОВД по Орловскому району)
Слово учителя: А вот как обстоят дела по борьбе с коррупцией в Орловском районе нам расскажет помощник прокурора … (выступление)
У ребят было задание: написать мини- сочинение “Можно ли победить коррупцию в России?” (зачитывается несколько сочинений)
- Ребята, а кто знает, когда международный день борьбы с коррупцией?
(Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день открытия для подписания Конвенции ООН против коррупции).
Международный день борьбы с коррупцией впервые был отмечен 9 декабря 2004 года. Ровно год назад в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. Тогда в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. После конференции в Мексике ее успели подписать еще 14 государств.
Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека. Государства договорились укреплять международное сотрудничество в борьбе с этим злом. Под эгидой ООН во многих странах мира прошли демонстрации, встречи и семинары, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией
- Итак, а сейчас «Мозговой штурм»: учащиеся предлагают свои способы ликвидации коррупции, а я запишу их на доске, чтобы в дальнейшем обсудить их.
Ответы детей:
повысить зарплату и не только чиновникам;
сделать стабильным социальный пакет;
прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;
а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;
честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;
Повышение роли СМИ в воспитании честности («нечестность должна стать дурным тоном»).
менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.
Ответы детей обсуждаются.
Подводя итог нашему мероприятию, хотелось бы отметить:
Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.
В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.
Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.
Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.
Я рада, что к этому мероприятию вы отнеслись серьёзно, вы поработали с различными источниками знаний, нашли интересный материал, создали красивые работы, обсудили данную проблему и нашли верные решения. Я думаю, что сегодня каждый задумался : А как я буду жить в этом мире? Смогу ли устоять перед такими соблазнами? А это я считаю зависит от совести человека, и прав был Марк Аврелий Августин в своём высказывании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Газеты: «Российская газета», «Вятский край»
Сайты Интернет:
http://www.uznai-prezidenta.ru
Материалы: Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» (http://www.transparency.org.ru)
4. Григорова Т. В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и социально-экономические последствия, 2008 г.
5. Коррупция: политические, экономические и правовые проблемы.- М., 2001 г.
6. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение// Сервер центра «Стратегия», 2001 г.,