Урок истории в 11 классе «Россия в XXI веке. Выбор пути развития»
Методическая разработка урока по истории России в 11 классе.
Тема урока: Россия в XXI веке: выбор пути развития.
Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в конце ХХ – начале XXI века» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России в начале XXI века. остаётся «белым» пятном в изучении событий истории. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков вызывает много трудностей с одной стороны, с другой стороны они интересны детям, потому что дети являются свидетелями этих событий.
Эпиграф к уроку:
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей родины.
Джон Кеннеди
Права она или нет, это моя страна: если она права, я должен помочь ей остаться правой, если не права — помочь ей стать правой.
Карл Шурц
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: семинарское занятие.
Цели урока:
1.Проанализировать факторы, влияющие на путь развития страны, альтернативы и варианты развития РФ, показать варианты развития.
2. Формировать у учащихся умение логически излагать свою точку зрения
3. Формировать у учащихся умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон.
4. Продолжить формирование у учащихся активной гражданской позиции.
Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Учащиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал. Учитель проводит консультации с группами.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, ватман, иллюстрации.
Основные понятия: геополитика, сверхдержава, демократический режим, федерация, правовое государство, гражданское общество, однополярный и многополярный мир, рыночная экономика, демографическая яма.
План урока:
Вступительное слово учителя
Работа групп: «Экономисты», «Политологи», «Социологи», «Эксперты международных отношений»
Факторы, влияющие на выбор страной пути развития.
Альтернативы развития.
Выбор варианта развития для России
Заключительное слово учителя
Домашнее задание
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя: История России в начале XXI века. остаётся «белым» пятном в изучении событий истории. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих исторических деятелей. Но с другой стороны, вы являетесь свидетелями многих событий, которые войдут в историю.
К сегодняшнему уроку вы самостоятельно разбились на группы. Каждая группа получила домашнее задание. Сегодня у нас работают четыре группы: Социологи, Политологи, Экономисты, Специалисты по международным отношениям. Работаем быстро, не забываем самостоятельно делать записи в тетрадях (2 минуты)
II. Работа групп. Каждой группе на выступление дается 3,5- 5 минут. Задача детей осветить проблемы страны на рубеже веков, и как они решаются сейчас (по своим направлениям).
«Экономисты». Конец 90-х годов был очень тяжелым временем для нашей экономики.
Возможные наводящие вопросы:
Какие проблемы стояли перед нашим государством?
Какие пути решения были выбраны?
В каком состоянии было сельское хозяйство?
произошедших в развитии отечественной промышленности и экономике.
Заслушиваются сообщения студентов о развитии нефтеперерабатывающей отрасли и
машиностроения, о денежном обращении в стране и уровне инфляции, о соотношении
отечественного и иностранного капитала в акционерных компаниях.
Затем учитель вместе со студентами подводит итоги, выделяя главное, и в краткой
тезисной форме итоги записываются в тетради:
«Черты экономического развития современной России.
1. Переход от дефицитного бюджета к профицитному.
2. Улучшение положения с выплатой зарплат и пенсий.
3. Рост производства на 3 – 4% в год.
4. Своевременное погашение внешнего долга.
3. Улучшение делового климата в стране
«Политологи».
В 90-е годы произошел переход тоталитарного государства с однопартийной системой к демократическому государству с многопартийной системой. В данное время в России продолжает строиться правовое государство и формироваться гражданское общество. Прошу вас охарактеризовать направления реформы политической системы в наше время.
общество. Но здесь мы ещё находимся в самом начале пути. Действенные шаги
Президента В.В. Путина, направленные на укрепление единства Российского государства
и наведение порядка в разбалансированном механизме управления, как в центре, так и на
местах, создаются реальные условия для обретения страной полноценного
демократического облика. Заслушиваются сообщения студентов о политическом развитии
страны.
делается апись в тетрадях:
Черты политического развития современной России:
1. Реорганизация Совета Федерации.
2. Создание Федеральных округов.
3. Модернизация судебно-правовой системы.
3. Формирование гражданского общества и правового государства
5. Укрупнение политических партий.
6. Разграничение полномочий между субъектами РФ и центром (преодоление опасных
процессов децентрализации).
4. Реформирование местного самоуправления.
5. Конституционная реформа
«Социологи».
Особое значение в современном российском обществе приобретает сильная социальная политика государства.
Возможные наводящие вопросы:
Что же из себя представляет демографическая ситуация в стране?
Как молодые семьи обеспечиваются жильем?
Очень много шума наделала пенсионная реформа, что вы можете рассказать?
политика государства, к основным направлениям которой относятся:
Правительство России приступило к модернизации системы образования и
здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно её
перспективных направлений. Происходит постепенное повышение пенсий по старости,
инвалидности и зарплаты работников бюджетной сферы. Власть и общество беспокоит
проблема детской беспризорности (этих детей, по официальным данным, более
миллиона). Существует в современной России и опасность демографической катастрофы,
о которой говорится с всё возрастающей тревогой. Не все из перечисленных проблем
можно решить в ближайшее время, но многое уже сделано. Жизненный уровень
населения впервые за годы реформ стал постепенно возрастать.
соответствии прожиточного минимума уровню жизни населения, детской беспризорности
и другие. - Обсуждаются прозвучавшие сообщения. Делается запись в тетрадях:
Основные социальные проблемы современной России:
1. Бедность значительной части населения.
2. Разрыв уровня жизни людей между столицей и провинцией.
3. Опасность ухудшения демографической ситуации (низкая рождаемость, увеличение числа пенсионеров при сокращении количества работающего населения)
4. Малодоступность приобретения жилья молодым семьям.
«Эксперты международных отношений»
Россия и СНГ, Россия и мир. Приоритетные во внешней политике направления
сформулированы В.В. Путиным в послании Президента РФ Федеральному собранию
«России надо быть сильной и конкурентоспособной» 2002 г. «Мы строим со всеми
государствами мира конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить
внимание и на другое: нормой в международном сообществе является жёсткая
конкуренция. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной,
российская внешняя политика будет строиться прагматично, исходя из наших
возможностей и национальных интересов, а также с учётом партнёров по СНГ».
Преподаватель предлагает студентам сделать сообщения по данной теме.
Заслушивается сообщение учащейся по проблеме «Россия – СНГ» с последующим
обсуждением.
Возможные наводящие вопросы:
А как выглядит сегодня Россия на международной арене?
В чем состоит суть концепции внешней политики нашего государства?
Как бы вы охарактеризовали отношения России и США?
В каких международных организациях состоит?
Россия и Ближний Восток?
арене?».
Заслушиваются материалы учащихся по внешнеполитическим ориентирам России,
визитах президента В.В. Путина в зарубежные страны.
Подводятся итоги, делаются записи в тетрадях.
Внешнеполитические ориентиры:
Успешная политика на Ближнем Востоке
Ухудшение отношений с США и Европой
Приближение НАТО к границам России
Противодействие созданию однополярного мира
современной России:
. 1. Встречи Президента России с лидерами зарубежных стран на высшем уровне,
многочисленные поездки за рубеж.
III. Слово учителя: Итак, мы очень быстро и кратко дали характеристику развития нашего государства. Дети, как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор страной пути развития.
. Повышение авторитета Российской Федерации в современном мире.
Факторы, влияющие на выбор страной пути развития.
1) Экономические ( тяжёлое экономическое наследие СССР: развал экономики, разрыв устойчивых хозяйственных связей после развала СССР, переход к новой структуре экономики и т. д.).
2) Политические ( становление нового типа государственной власти, проблемы взаимоотношений центра и регионов, переход от однопартийной политической системы к многопартийной и т. д.)
3) Геополитические ( в каком мире мы живём : однополярном, биполярном, многополярном?).
При достаточном времени урока: Хантингтон, Фукуяма – однополярный мир. Путин – многополярный мир.
Задание: Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте ответ.
4) Природно-географические.
5) Этносоциальные.
6) Дополните другими факторами.
IV. Альтернативы развития.
1) Восстановление статуса сверхдержавы.
2) Реальное обретение статуса страны, без которой нельзя решать центральные вопросы мировой политики.
3) Самобытный путь.
4) Превращение во второразрядную страну, распад на небольшие государства.
5) Развитие в духе демократических ценностей.
6) Ориентация на Восток с учётом его перспектив.
7) Россия – лидер единого евразийского союза.
V. Выбор варианта развития для России.
Слово учителя: Ребята, а теперь давайте в нескольких словах охарактеризуем путь будущего развития России, как вы его себе представляете.
Высказывания ребят из разных групп.
Дети с помощью учителя формулируют вариант будущего развития России по направлениям:
Развитие экономики
Политическое развитие
Демографическая ситуация
Положение России в мире
Завершается обсуждение голосованием. «Хотели бы Вы жить в таком государстве?»
А сейчас я предлагаю Вам создать портрет нашего государства в будущем. На доске прикреплен лист ватмана, и я приготовила для вас иллюстрации, с помощью которых вы будете создавать коллаж – портрет России будущего. Для этого я прошу по два представителя от команд выйти к доске и выполнить задание.
VI. Заключительное слово учителя.
В 21 век Россия вошла уверенной поступью, но путь этот весьма сложный. Нашей стране необходимо сделать выбор: определить путь развития. Определить более чётко свои национальные интересы и механизмы их отстаивания, свою геополитическую ориентацию. России тяжело добиваться равноправного партнёрства с ведущими государствами мира. Важным позитивным историческим событием стало включение России в совет Европы в 1996г.
Безусловно, по своему экономическому, научному потенциалу Россия – великая страна. Россия – великая евразийская держава. Сегодня, как никогда, справедлива формула: Россия есть Европа плюс Азия. Важным достижением последних лет стало то, что постепенно Россия становится демократической страной, и будем надеяться, что с этого пути она не свернёт.
ДОМАШНЕЕ задание: Сочинение – эссе по одному из эпиграфов