12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пименов Александр Николаевич704
Учитель истории и обществознания, преподаватель основ православной культуры
Россия, Тульская обл., Тула


ТКУ
DOCX / 3.17 Мб

 

 

Технологическая карта урока

Учитель: Пименов А.Н.

Класс: 11

Тема урока: Россия с древнейших времён до начала XXI века

Форма деятельности: индивидуальная.

Тип урока: итоговый контроль знаний, построенный на деятельностном способе обучения.

Состав ресурса

1.      Совокупность тестовых заданий, разбитых по темам обобщающего повторения для итогового контроля. Единое задание (тест)

2.      Технологическая карта урока. (ТКУ)

3.      Методические рекомендации учителю по использованию ЭОР.МРУ

4.      Инструкция учащемуся 11 класса по использованию ЭОР. И11-ЭОР

Список рекомендуемой литературы ученику и учителю. СПисок

Авторы УМК:

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, В.С. Морозова История России. 20-начало 21 в., - Москва, Просвещение, 2006.

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России (базовый уровень), - Москва, Просвещение, 2007-2011.

Тема

Россия с древнейших времён до начала XXI века

Целевая установка урока

Образовательная:

Воспитательная:

Развивающая:

 

знают даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;

знают места, обстоятельства, участников, результаты важней­ших исторических событий;

соотносят единичные исторические факты и общие явления;

показывают последовательность возникновения и развития исто­рических явлений;

анализируют историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.);

демонстрируют навыки обобщения и систематизации изученного материала.

воспитывать дисциплинированность учащихся;

развитие интереса к предмету;

воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

развивать умение делать самостоятельные выводы;

развивать умение анализировать;

развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература

Обществознание

МХК

ИКТ

Индивидуальная работа

ПК учителя,

ПК учеников,

ЭОР,

Инструкции учащимся 11 класса по использованию ЭОР,

Методические рекомендации учителю по использованию ЭОР.

Структурный элемент урока

Содержание, приёмы и средства учебной работы учителя

Содержание, приёмы и средства учебной работы учеников

Затрачен-ное время, минуты

1. Орга-низационный момент

Здравствуйте! Давайте проверим, все ли сегодня присутствуют на уроке. Проверяет по журналу присутствующих.

Знакомит с Инструкцией по использованию ЭОР.

Приветствуют учителя

Внимательно слушают учителя. Знакомятся с Инструкцией.

5

2. Проверка знаний

После каждого задания, прежде чем вы нажмете кнопку (следующее задание), покажите результат для внесения в итоговую таблицу (см. Приложение Методических рекомендаций).

1. Откройте папку «Единое задание».

2. Выберите файл kultura1 (тип файла - html), запустите его.

3. Выполните 7 первых заданий по теме «Культура» на соответствие. В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств).

Задание соответствия состоит из двух столбцов: в первом – вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором идет список утверждений или свойств, объектов, которые надо поставить в соответствие.

Необходимо с помощью мыши «перетащить» элементы из второго списка к соответствующим элементам первого списка. После нажать на кнопку ПРОВЕРИТЬ.

Вносит результаты в таблицу.

Внимательно слушают.

1. Открывают папку «Единое задание».

2. Выбирают файл kultura1 (тип файла - html), запускают его.

3. Выполняют 7 первых заданий по теме «Культура» на соответствие.

Внимательно слушают учителя.

 

Учащиеся выполняют задание.

Нажимают кнопку ПРОВЕРИТЬ.

Учащиеся показывают результат.

7*1,5=10,5

4. После выполнения задания нажмите на кнопку.

Вы перейдёте к заданию «Древнерусское государство. Русские земли в XIII – XIV вв.». Решите кроссворд.

Чтобы выполнить задание, надо нажать на клетку с цифрой: появится вопрос и ячейка для введения ответа. Если в слове или словосочетании есть тире или пробел, в ответе их не пишем. Например, социально-экономический запишем СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ, феодальное общество - ФЕОДАЛЬНОЕОБЩЕСТВО.

После нажать на кнопку ПРОВЕРИТЬ.

Вносит результаты в таблицу.

4. Нажимают на кнопку.

Внимательно слушают учителя.

Решают кроссворд.

Нажимают кнопку.

Учащиеся показывают результат.

10

5. После выполнения задания нажмите на кнопку СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Перейдём к заданию «Великая Отечественная война». Расположите события в хронологическом порядке. События перенеси с помощью мыши на линии.

После выполнения задания нажми кнопку ПРОВЕРИТЬ.

Вносит результаты в таблицу.

5. Нажимают на кнопку СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задание.

Нажимают кнопку ПРОВЕРИТЬ.

Учащиеся показывают результат.

4

6. Затем снова нажмите кнопку

Перейдём к заданию «Правители Древней Руси»: задание на соответствие. С помощью мыши учащиеся должны перенести имя правителя к его изображению.

После выполнения задания нажми кнопку

Вносит результаты в таблицу.

6. Нажимают кнопку. Переходят к следующему заданию.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задание.

После выполнения задания нажимают кнопку.

Показывают результат.

2

7. Затем снова нажмите кнопку

Вы перейдёте к заданию «Романовы в XIX - начале XX вв.». В белое поле поставьте курсор

и напротив каждого императора укажите годы его правления. Например, 1690-1790 без пробелов.

После внесения всех дат нажмите кнопку

Вносит результаты в таблицу.

7. Нажимают кнопку.

Переходят к заданию «Романовы в XIX - начале XX вв.».

Внимательно слушают учителя.

.

Выполняют задание.

Нажимают на кнопку ПРОВЕРИТЬ.

Показывают результат.

3

8. Нажмите кнопку

Вы перейдёте к 2-м последним заданиям по теме «Эпоха правления Петра Великого». Задания на восстановление соответствия.

С помощью мыши перенесите элементы из второго списка к элементам второго списка.

После нажмите кнопку ПРОВЕРИТЬ.

Вносит результаты в таблицу.

8. Нажимают на кнопку.

Переходят к заданиям на восстановления соответствия по теме «Эпоха правления Петра Великого».

Внимательно слушают учителя. Выполняют задание.

Учащиеся показывают результат.

6

3. Подведение итогов

Определяет итоговые % как среднее арифметическое:

Итоговый % = % ср. арифм. = сумме % за все 13 заданий / 100%

Оценивание: 80%-100% - оценка «5»; 60-80% - оценка «4»; 40-60% - оценка «3»; 0-40% - оценка «2».

Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке. Оценивают результаты достигнутого на уроке, выделяя свой уровень приращения в конце урока.

40,5+4,5


 


 


 

IV. Решить кроссворд по теме

«Древнерусское государство. Русские земли

в 13 – 14 вв.»

Бояре – на Руси 9-17 вв. высшее сословие феодалов. В древнерусском государстве – потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, члены княжеской думы, крупные землевладельцы. В период удельной раздробленности – богатейшие феодалы, соперники княжеской власти. В Новгородской республике фактически управляли государством. С 15 в. в Русском государстве – высшие чины служилых людей по отечеству, первые чины Боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Звание отменено Петром I в нач. 18 в. в связи с ликвидацией Боярской думы.

Боярская дума – В Русском государстве конца 15 – нач. 18 вв. постоянный сословно-представительский орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера.

Вече – народное собрание на Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. Использовалось боярами для ограничения княжеской власти. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранилось до конца 15 – нач. 16 вв.

Вотчина – древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в 10 – 11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13 – 15 вв. господствующая форма землевладения. В конце 15 – 17 вв. противостояла поместью. С нач. 18 в. входила в состав единого вида земельной собственности – имения.

Воевода – военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с 10 в. В Российском государстве – стоял по главе полка, отряда, города.

Закупы – категория зависимого крестьянства в Древней Руси. Расплатившись с хозяином за ссуду («купу») закуп мог стать свободным.

Золотая орда - государство, основанное в нач. 40-х гг. 13 в. ханом Батыем. В 15 в. распалась на Сибирское, Крымское, Астраханское и др. ханства.

Изгои – люди в Древней Руси, которые по разным обстоятельствам выбывали из своей былой социальной среды и находились под опекой церкви.

Князь - 1) вождь племени, правитель государства или гос. образования у славян и некоторых др. народов. На Руси старший из князей назывался великим князем, остальные – удельными; 2) в России почетный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввёл Петр I в нач. 18 в.

Купечество – с сер. 11 в. – отдельная социальная группа населения, занимавшаяся торговлей и пользующаяся поддержкой княжеской власти. Укреплению К. содействовала политика Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. закрепила деление К. на гильдии и дала наиболее состоятельным купцам особые права и привилегии.

Летопись - историческое произведение, вид повествовательной литературы в 11 – 17 вв., погодные записи, либо памятники сложного состава – летописные своды. Л. были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская л. и др.). Сохранились гл. обр. в поздних списках.

Митрополит - в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, был подчинен патриарху. В православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Монголо-татарское иго - на Руси, традиционное название вассальной зависимости от м.-т. ханов в 13 – 15 вв. Установилось в результате нашествия Батыя. До нач. 60-х г. 13 в. Русь находилась под властью великих монгольских ханов Золотой орды. Княжества контролировались наместниками ханов (баскаками и др.). Население было обязано платить дань и многочисленные налоги. Князья доставляли дань (выход) в Орду и получали грамоты (ярлыки) на право княжения. Старшим князем утверждавшимся ханами, был вел. князь владимирский. Непокорные княжества разорялись набегами ордынцев. После Куликовской битвы (1380 г.) носило номинальный характер. М.-т. иго было окончательно свергнуто Иваном III в 1480 г. («Стояние на Угре»).

Наместник - должностное лицо на Руси в 12 – 16 вв. – глава местного управления.

Оброк - натуральная и денежная рента, взимаемая с крестьян землевладельцами и государством. С 12 – 15 вв. на Руси преобладал натуральный оброк. В кон. 15 – 17 вв. сочетался с барщиной.

Полюдье – в Древней Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже – сама дань неопределенных размеров.

Посадники - 1) наместники древнерусских князей; 2) высшая гос. должность в Новгороде в 12 – 15 вв. и Пскове в 14 – нач. 16 вв. Избирались из знатных бояр на вече.

Посадские люди – в Российском государстве торгово-промышленное городское население. Несли гос. тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. разделены на купечество и мещан.

Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В исторической литературе существуют три точки зрения по вопросу о том, какой слой древнерусского общества обозначался термином «смерды»: 1) все сельское население, которое постепенно из свободного становилось зависимым; 2) те, кто сидел на государственной земле и платил дань; 3) особая группа полусвободного населения.

Уроки – размер дани.

Холопы - в России в 10 – нач. 18 вв. категория зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы у феодалов. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. С 17 в. Х. стали получать в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 г. подушной подати Х. превратились в крепостных крестьян.

Ярлык - грамота, выдаваемая монгольскими ханами князьям подвластных им земель, давала право на владение землями и управление ими.

Пименов Александр Николаевич 9

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.