Учебное занятие по истории в 11 классе «Культура и быт России в XVI веке»

0
0
Материал опубликован 17 October 2021 в группе

Рабочий лист №2:

ПРОСВЕЩЕНИЕ XVI в.

 

1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала просвещение XVI века по направлениям:

 

а) Кто учил? Чему учили?

б) Основные имена и названия произведений;

в) Как считали?

г) Развитие книгопечатания;

д)развитие науки – физика ,техника , география ,медицина.

 

! Нужные слова:

 

Монастыри – центры грамотности; «мастера грамоты» - авторы рукописей; Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский – «мастера грамоты»; Соловецкий, Троице-Сергиев, Иосифо-Волокаламский монастыри;Часослов – молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы; азбука; Домострой – своего рода книга для воспитания детей, в которой поощрялись физические наказания детей для того ,чтобы они лучше усваивали грамоту; «Начало грамоты греческой и русской», «Рекше о азбуце», «Сказание о грамотичным степенем» - учебники по грамматике Максима Грека; «Алгоризма, или цифирная счётная мудрость» - учебник по арифметике; основные арифметические действия – вычитание, сложение; книгопечатание, Варфоломей Готан – неудачная организация книгопечатания; Иван Фёдоров – основатель книгопечатания; «Апостол», «Часослов» - первые книги; пасхалия – календарь того времени с указанием праздников по годам; физика, техника, география, медицина.

 

Рабочий лист №2:

 

АРХИТЕКТУРА XVI в.

 

1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала архитектуру XVI века по направлениям:

 

а) названия построек;

б) имена архитекторов;

в) основные архитектурные традиции.

 

! Нужные слова:

 

Подъём, Кремлёвский ансамбль в Москве – стены и башни, соборы, Грановитая палата; Аристотель Фиорованти, Пьетро Солари ,Марко Руффо, Алевиз Новый – имена итальянских архитекторов; Василий Дмитриевич Ермолин, Федор Сергеевич Коня – имена русских архитекторов; Нижний Новгород, Тула ,Зарайск ,Коломна – города ,где идёт стройка; деревянное строительство; храмы шатрового типа; церковь Вознесения в селе Коломенское – храм шатрового типа; Успенский Собор, храм Святой Троицы.

 

Рабочий лист №2:

ЖИВОПИСЬ XVI в.

 

1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала живопись XVI века по направлениям:

 

а) основные традиции живописи 16 века;

б) основные названия живописных произведений и их авторы.

 

! Нужные слова:

 

Иконопись; фресковая живопись; красочность; декоративность; государственное дело; икона «Церковь воинствующая» - воспевает взятие Казани; фрески Грановитой палаты – возвышение Бориса Годунова; Прокопий Чирин, Истома Савин – царские иконописцы.

 

Рабочий лист №2:

ФОЛЬКЛОР XVI в.

 

1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала фольклор XVI века по направлениям:

 

а) Сказки и их характер;

б) поговорки, пословицы;

в) основная тема фольклора XVI века.

 

! Нужные слова:

 

Устно-поэтическое народное творчество; народные песни ,игрища ,сказки ,пословицы – виды фольклора; «Сказка о Борме Ярыжке» - сказка о простом человеке ,который принёс знаки царской власти Ивану Грозному; «Умный мальчик – судья», «Огненный змей» ,»Мудрая дева» - сказки ,воспевающие мудрость простого народа; живая народная речь; «Жалует царь ,да не жалует псарь», «Дати воли царю ,ино и псарю» - примеры пословиц того времени; историческая песня – песни на свершавшиеся события; «Песнь о Кострюке-Мастрюке» ,»Песня о Ерамке Тимофеевиче»; национальная гордость, патриотизм ,отражение жизни русского народа.

 

Рабочий лист №2:

БЫТ XVI в.

 

1. Цель работы – составить сравнительную таблицу, характеризующую быт XVI века ,на примере жизни и быта крестьянина, для устного журнала на основе нижеприведённого материала:

 

Примеры быта

XVI век

XXI век

Жилище

Чёрная изба

 

Мебель

Столы, лавки ,сундуки из дерева/ домодельная

 

Одежда, материал

Домотканая, из холста, овчины

 

Обувь ,материал

Домодельная, из дерева ,глины

 

Основа питания

Зерно: хлеб, каши, пироги, квас, пиво

 

Размер семьи, глава

10 человек, старший – мужчина

 

Возраст вступления в брак

12 лет – женщины;

15 лет – мужчины

 

Развод

Грех

 

Время свадеб

Осень, зима

 

Деление жизненного пространства на зоны: труда, отдыха, развлечений и.т.п.

Нет

 

 

Рабочий лист №1:

 

1. Тема учебного занятия:

2. Многообразие понятия культура:

а) Культура - часть истории народа;

б) Культура - исторически развивающаяся многослойная система, созданных человеком материальных и культурных ценностей, а также процесс раскрытия творческого потенциала человека и общества.

в) Культура - исторически определённый уровень развития общества и творческих сил.

3. События и явления, оказавшие влияние на развитие и формирование культуры XVI века:

а) самодержавие;

б) христианство;

в) становление единого государства;

г) личность Ивана Грозного;

д) опричный террор;

е) патриотизм;

ж) язычество;

з) национальная гордость;

и) климат.

Впишите выбранные вами ответы в пустые ячейки схемы:

t1634458222aa.gif

 

Вывод общий:_________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Разработка учебного занятия

 

Предмет: история

Тема: Культура и быт России в XVI в.

Класс: 11

Автор: Быкова Евгения Юрьевна.

 

Тема: Культура и быт России в XVI веке.

Цели учебного занятия:

образовательная – расширить и уточнить понятие «культура», выявить основные направления и представителей культуры России в XVI века и их особенности;

развивающая – развитие и совершенствование навыков работы с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами); развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы;

воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества; воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников.

 

Литература:

1. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях. - М., 1992.

3. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная культура и быт XI – XVII вв.: М: Владос, 1997.

4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение ,2006.

5. Гумилёв Л.Н. Быт и культура. – М., 1997.

 

Оборудование:

1. Ноутбук;

2. Проектор;

3. Презентация, выполненная в программе Power Point 2003;

4. Материалы для рефлексии: ватман, цветная бумага, магниты;

5. ДМК: рабочий лист №1, №2; иллюстративный материал по заданной теме;

6. Берестяные грамоты.

 

Домашнее задание:

Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.

 

План учебного занятия:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса на работу.

2. Определение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала:

а) уточнение определения понятия «культура»;

б) выявление событий и явлений, повлиявших на развитие культуры указанного периода;

в) выявление уровней культуры;

г) работа в группах с целью написания устного журнала;

д) выступление групп;

е) вывод по изученному материалу;

4. Рефлексия.

 

5. Ход учебного занятия:

Учитель: Здравствуйте ребята! Прежде чем перейти к теме нашего занятия, мне хотелось бы сделать обстановку менее формальной. Для этого я предлагаю выполнить вам следующее упражнение «Маяк»:

«Закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены настолько крепки и прочны, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днём и ночью, в плохую и хорошую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет». Откройте глаза. Надеюсь, и сегодня вы будете для меня таким маяком на этом учебном занятии.

Спасибо!

Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд ( слайд №1) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите о чём пойдет речь на занятии и вместе определим тему?

Ученики: предлагают варианты ответов.

Учитель: обобщает ответы и уточняет их. Говорит о том, что у каждого есть на партах рабочие листы, начало работы с рабочим листом №1. Слайд №2. Тема урока: «Культура и быт России в XVI веке». Впишите, пожалуйста, тему в рабочие листы. Попытаемся определить цели урока:

1. уточнить понятие культура;

2. выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.

Слайд №3( понятия культура). Ребята, я предлагаю вашему вниманию 3 понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.

Ученики: предлагаю т варианты ответов.

Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант №2, потому что.. ( оперирует мнениями учащихся)

Конечно, культура каждого периода имеет свои отличительные особенности, так как на её формирование оказывали воздействие различные события предшествующего периода. Я предлагаю вам составить схему: « События и явления, оказавшие влияние на формирование и развитие культуры России XVI века» ( слайд № 4), выбрать варианты ответов из предложенных в рабочих листах, и составить схему, обосновывая свой выбор при заполнении. (слайд №5)

t1634458222ab.gif

Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры, чтобы конкретизировать разговор: (слайд №6)

 

Уровни культуры:

1. Просвещение.

2. Архитектура.

3. Живопись.

4. Фольклор.

5. Быт.

Далее организуется работа в группах по 5 человек (заранее расставить столы).

Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.

Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе №2. Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.

Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд №7)

«Уважаемые читатели! Предлагаю вашему вниманию специальный выпуск устного журнала «Из истории культуры», подготовленный редколлегией 10 класса». Фоторепортажи уже должны быть заранее подготовлены.

Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.

1. Просвещение – слайд №8

2. Архитектура – слайд №9

3. Живопись – слайд №10

4. Фольклор – слайд №11

5. Быт – слайд №12.

Подведение итогов урока:

Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI.

Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.

Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. ( слайд №13)

Слайд №14.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.