Учебное занятие по истории в 11 классе «Культура и быт России в XVI веке»
Рабочий лист №2:
ПРОСВЕЩЕНИЕ XVI в.
1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала просвещение XVI века по направлениям:
а) Кто учил? Чему учили?
б) Основные имена и названия произведений;
в) Как считали?
г) Развитие книгопечатания;
д)развитие науки – физика ,техника , география ,медицина.
! Нужные слова:
Монастыри – центры грамотности; «мастера грамоты» - авторы рукописей; Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский – «мастера грамоты»; Соловецкий, Троице-Сергиев, Иосифо-Волокаламский монастыри;Часослов – молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы; азбука; Домострой – своего рода книга для воспитания детей, в которой поощрялись физические наказания детей для того ,чтобы они лучше усваивали грамоту; «Начало грамоты греческой и русской», «Рекше о азбуце», «Сказание о грамотичным степенем» - учебники по грамматике Максима Грека; «Алгоризма, или цифирная счётная мудрость» - учебник по арифметике; основные арифметические действия – вычитание, сложение; книгопечатание, Варфоломей Готан – неудачная организация книгопечатания; Иван Фёдоров – основатель книгопечатания; «Апостол», «Часослов» - первые книги; пасхалия – календарь того времени с указанием праздников по годам; физика, техника, география, медицина.
Рабочий лист №2:
АРХИТЕКТУРА XVI в.
1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала архитектуру XVI века по направлениям:
а) названия построек;
б) имена архитекторов;
в) основные архитектурные традиции.
! Нужные слова:
Подъём, Кремлёвский ансамбль в Москве – стены и башни, соборы, Грановитая палата; Аристотель Фиорованти, Пьетро Солари ,Марко Руффо, Алевиз Новый – имена итальянских архитекторов; Василий Дмитриевич Ермолин, Федор Сергеевич Коня – имена русских архитекторов; Нижний Новгород, Тула ,Зарайск ,Коломна – города ,где идёт стройка; деревянное строительство; храмы шатрового типа; церковь Вознесения в селе Коломенское – храм шатрового типа; Успенский Собор, храм Святой Троицы.
Рабочий лист №2:
ЖИВОПИСЬ XVI в.
1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала живопись XVI века по направлениям:
а) основные традиции живописи 16 века;
б) основные названия живописных произведений и их авторы.
! Нужные слова:
Иконопись; фресковая живопись; красочность; декоративность; государственное дело; икона «Церковь воинствующая» - воспевает взятие Казани; фрески Грановитой палаты – возвышение Бориса Годунова; Прокопий Чирин, Истома Савин – царские иконописцы.
Рабочий лист №2:
ФОЛЬКЛОР XVI в.
1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала фольклор XVI века по направлениям:
а) Сказки и их характер;
б) поговорки, пословицы;
в) основная тема фольклора XVI века.
! Нужные слова:
Устно-поэтическое народное творчество; народные песни ,игрища ,сказки ,пословицы – виды фольклора; «Сказка о Борме Ярыжке» - сказка о простом человеке ,который принёс знаки царской власти Ивану Грозному; «Умный мальчик – судья», «Огненный змей» ,»Мудрая дева» - сказки ,воспевающие мудрость простого народа; живая народная речь; «Жалует царь ,да не жалует псарь», «Дати воли царю ,ино и псарю» - примеры пословиц того времени; историческая песня – песни на свершавшиеся события; «Песнь о Кострюке-Мастрюке» ,»Песня о Ерамке Тимофеевиче»; национальная гордость, патриотизм ,отражение жизни русского народа.
Рабочий лист №2:
БЫТ XVI в.
1. Цель работы – составить сравнительную таблицу, характеризующую быт XVI века ,на примере жизни и быта крестьянина, для устного журнала на основе нижеприведённого материала:
Примеры быта |
XVI век |
XXI век |
Жилище |
Чёрная изба |
|
Мебель |
Столы, лавки ,сундуки из дерева/ домодельная |
|
Одежда, материал |
Домотканая, из холста, овчины |
|
Обувь ,материал |
Домодельная, из дерева ,глины |
|
Основа питания |
Зерно: хлеб, каши, пироги, квас, пиво |
|
Размер семьи, глава |
10 человек, старший – мужчина |
|
Возраст вступления в брак |
12 лет – женщины; 15 лет – мужчины |
|
Развод |
Грех |
|
Время свадеб |
Осень, зима |
|
Деление жизненного пространства на зоны: труда, отдыха, развлечений и.т.п. |
Нет |
|
Рабочий лист №1:
1. Тема учебного занятия:
2. Многообразие понятия культура:
а) Культура - часть истории народа;
б) Культура - исторически развивающаяся многослойная система, созданных человеком материальных и культурных ценностей, а также процесс раскрытия творческого потенциала человека и общества.
в) Культура - исторически определённый уровень развития общества и творческих сил.
3. События и явления, оказавшие влияние на развитие и формирование культуры XVI века:
а) самодержавие;
б) христианство;
в) становление единого государства;
г) личность Ивана Грозного;
д) опричный террор;
е) патриотизм;
ж) язычество;
з) национальная гордость;
и) климат.
Впишите выбранные вами ответы в пустые ячейки схемы:
Вывод общий:_________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Разработка учебного занятия
Предмет: история
Тема: Культура и быт России в XVI в.
Класс: 11
Автор: Быкова Евгения Юрьевна.
Тема: Культура и быт России в XVI веке.
Цели учебного занятия:
образовательная – расширить и уточнить понятие «культура», выявить основные направления и представителей культуры России в XVI века и их особенности;
развивающая – развитие и совершенствование навыков работы с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами); развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы;
воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества; воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников.
Литература:
1. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях. - М., 1992.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная культура и быт XI – XVII вв.: М: Владос, 1997.
4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение ,2006.
5. Гумилёв Л.Н. Быт и культура. – М., 1997.
Оборудование:
1. Ноутбук;
2. Проектор;
3. Презентация, выполненная в программе Power Point 2003;
4. Материалы для рефлексии: ватман, цветная бумага, магниты;
5. ДМК: рабочий лист №1, №2; иллюстративный материал по заданной теме;
6. Берестяные грамоты.
Домашнее задание:
Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.
План учебного занятия:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса на работу.
2. Определение темы и целей урока.
3. Изучение нового материала:
а) уточнение определения понятия «культура»;
б) выявление событий и явлений, повлиявших на развитие культуры указанного периода;
в) выявление уровней культуры;
г) работа в группах с целью написания устного журнала;
д) выступление групп;
е) вывод по изученному материалу;
4. Рефлексия.
5. Ход учебного занятия:
Учитель: Здравствуйте ребята! Прежде чем перейти к теме нашего занятия, мне хотелось бы сделать обстановку менее формальной. Для этого я предлагаю выполнить вам следующее упражнение «Маяк»:
«Закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены настолько крепки и прочны, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днём и ночью, в плохую и хорошую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет». Откройте глаза. Надеюсь, и сегодня вы будете для меня таким маяком на этом учебном занятии.
Спасибо!
Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд ( слайд №1) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите о чём пойдет речь на занятии и вместе определим тему?
Ученики: предлагают варианты ответов.
Учитель: обобщает ответы и уточняет их. Говорит о том, что у каждого есть на партах рабочие листы, начало работы с рабочим листом №1. Слайд №2. Тема урока: «Культура и быт России в XVI веке». Впишите, пожалуйста, тему в рабочие листы. Попытаемся определить цели урока:
1. уточнить понятие культура;
2. выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.
Слайд №3( понятия культура). Ребята, я предлагаю вашему вниманию 3 понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.
Ученики: предлагаю т варианты ответов.
Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант №2, потому что.. ( оперирует мнениями учащихся)
Конечно, культура каждого периода имеет свои отличительные особенности, так как на её формирование оказывали воздействие различные события предшествующего периода. Я предлагаю вам составить схему: « События и явления, оказавшие влияние на формирование и развитие культуры России XVI века» ( слайд № 4), выбрать варианты ответов из предложенных в рабочих листах, и составить схему, обосновывая свой выбор при заполнении. (слайд №5)
Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры, чтобы конкретизировать разговор: (слайд №6)
Уровни культуры:
1. Просвещение.
2. Архитектура.
3. Живопись.
4. Фольклор.
5. Быт.
Далее организуется работа в группах по 5 человек (заранее расставить столы).
Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.
Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе №2. Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.
Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд №7)
«Уважаемые читатели! Предлагаю вашему вниманию специальный выпуск устного журнала «Из истории культуры», подготовленный редколлегией 10 класса». Фоторепортажи уже должны быть заранее подготовлены.
Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.
1. Просвещение – слайд №8
2. Архитектура – слайд №9
3. Живопись – слайд №10
4. Фольклор – слайд №11
5. Быт – слайд №12.
Подведение итогов урока:
Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI.
Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.
Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. ( слайд №13)
Слайд №14.