12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
МИШИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА78
Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока»

Тема: "Россошинский мемориал"

Цели: знакомствос историческим памятником - Россошинский мемориал, воспитание обучающихся в духе патриотизма, формирование стойкого интереса к историческим событиям своей малой родины.

Планируемые результаты: уметь определять вид изучаемого объекта; давать определение понятиям: памятник природы, памятник архитектуры, памятник истории, памятник археологии; работать по плану в группе, работать с исторической картой, отвечать на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы, понимать ценность исторического памятника.

Оборудование к занятию: рабочая тетрадь.

Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки, проектор, экран.



Ход занятия

1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Сколько лет назад каждый из вас появился на свет? Какие самые важные события произошло за это время в вашей семье, стране, в мире?

Ваши родители, бабушки и дедушки старше вас, они могут рассказать о событиях своих лет жизни. Так передаётся и сохраняется память поколений.

В старину глаза называли – очи, поэтому человека, который наблюдал те или иные события своими глазами, называли очевидец. Но очевидцы нам могут рассказать о событиях недавних лет. А как же нам узнать о событиях давних времён? Помогут нам в этом памятники. Таким образом, прошлое человечества историки восстанавливают по различным памятникам, которые делятся на группы. Попробуйте их озвучить сами, пользуясь словами для справок.

Учитель.

1. Останки Сарматов. К IV-III в. до н.э. господство в поволжских степях переходит к сарматам-кочевникам. Значительное количество сарматских погребений этого периода было раскопано археологами в пределах Красноармейского района, а также южных окраин Волгограда.

2. Раскопки Царёвского городища, 1965 год . В Ленинском районе Волгоградской области у с. Царев некогда располагался крупный золотоордынский город. С 30-х годов за этим археологическим памятником закрепилось название Сарай-Берке.

Ученики. Археологические памятники

Учитель.

1. Меловые горы, расположенные по правому берегу реки Иловля .

2. Камышинские горы Уши

Ученики. Природные памятники.

Учитель.

1. Здание НЭТ

2. Музей – заповедник «Старая Сарепта»

Ученики. Архитектурные памятники

Учитель.

1. Мемориальный Россошинский комплекс

2. Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Стены руины.

Ученики. Исторические памятники.



2. Сообщение темы занятия.

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим исследовать памятники культуры. Наш объект исследования Мемориальный Россошинский комлекс.

Учитель. Что уже известно вам об объекте?

Ученики. Это Российское и Немецкое кладбище.

Учитель. Посмотрите видеоролик о мемориальном комплексе. Попробуйте сделать предположение, где русская часть мемориала, а где захоронены немецкие солдаты.

Просмотр видеоролика.

Учитель. Кто готов ответить на вопрос?

Ученики.(делают свои выводы)

Учитель. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос нам нужно исследовать объект. У вас на столе вы найдёте план, который поможет вам в исследовании.

План.

1. Узнать историю объекта.

2. Познакомиться с архитектурными особенностями (общий вид и детали памятника).

3. Раскрыть значение памятника для потомков.



3. Работа в группах.

Учитель. Для этого мы разделимся на 3 группы. Внимательно ознакомьтесь с материалами и выполните предложенные задания. После завершения дискуссии, 1 участник группы представит результаты работы над темой. В конце подведём общий итог занятия.

Группа №1

Цель: Узнать историю объекта.

Задание. Познакомьтесь с текстом "История создания мемориального комплекса и ответь на вопросы:

1. Кому принадлежала инициатива открытия мемориального комплекса?

2. Почему было выбрано именно это место? Рассмотрите карту Городищенского района 1942 года. Определите место исторических сражений.

3. На основании какого документа осуществляется содержание и уход за кладбищем?

t1624956996aa.gif

История создания мемориального комплекса

Волгоградская область может гордиться рядом уникальных достопримечательностей, среди которых и расположенное в Городищенском районе Волгоградской области Военно-мемориальное кладбище - Россошки.

Инициатива открытия мемориального комплекса принадлежала Городищенскому Совету ветеранов, а средства на строительство исторического сооружения выделил Народный Союз Германии.

Назван мемориал по имени двух деревень - Большие и Малые Россошки, располагавшиеся на месте кладбища до 1942 года.

В августе 1942 года у Россошинских высот велись ожесточенные бои. Здесь стояли насмерть воины 35-й гвардейской и 87-й стрелковой дивизий, ценой собственной жизни пытаясь остановить продвижение гитлеровцев. Здесь был совершен один из известных подвигов Сталинградской битвы - знаменитый подвиг 33-х героев. В ходе этих тяжелейших боев уже в августе 1942 года были буквально «стерты с лица земли» когда-то находившиеся на этом месте селения: Большая и Малая Россошки.

Здесь вся земля пропитана кровью десятков тысяч солдат и мирного населения. На территории Россошек в 1942 году гитлеровцами был создан лагерь, в котором были зверски замучены тысячи пленных советских солдат и мирных жителей.

А в январе 1943 года в районе Россошек вновь шли кровопролитные бои

После Сталинградской битвы испепелённые Россошки служили местом захоронения немецких военнослужащих.

В 1992 году подписывается соглашение между Россией и Германией об уходе за военными захоронениями. 23 августа 1997 года на территории близ исчезнувших в годы войны сел Большая и Малая Россошки было торжественно открыто Военно-мемориальное кладбище советских воинов, погибших под Сталинградом. И в мае 1999 года напротив Мемориала советских воинов было открыто немецкое воинское кладбище, в котором захоронены останки свыше 50 тысяч немецких солдат и офицеров. Уход и содержания сборного кладбища осуществляется за счёт добровольных пожертвование немецких граждан.

t1624956996ab.jpg

Солдатское поле в Россошках



t1624956996ac.jpg



t1624956996ad.jpg

Вывод. Выступление представителя от 1 группы.

Работа в рабочей тетради: задание №1.

Учитель. Восстановите цепочку исторических событий.


В ходе ожесточённых боёв Большая и Малая Россошки были "стёрты с лица земли".


Подписано соглашение между Россией и Германией об уходе за военными захоронениями.


Открытие Военно-мемориального кладбища для захоронения советских воинов, погибших под Сталинградом


Открытие Военно-мемориального кладбища для захоронения немецких воинов, погибших под Сталинградом



Группа №2.

Цель: Познакомиться с архитектурными особенностями (общий вид и детали памятника).

Задание. Познакомьтесь с текстом "Описание мемориального комплекса" и планом мемориального комплекса. Соотнесите объект на плане и информацию о нём.



t1624956996ae.jpg







Военно-мемориальный комплекс представляет собой две части поля, разделённые дорогой, в разных концах которого расположены немецкое и советское кладбище. Одно поле стало местом захоронения более ста пятидесяти тысяч погибших солдат обеих сторон.

Место на центральной площади русского кладбища Россошек занимает скульптура С. Щербакова «Скорбящая мать». Фигура печальной женщины олицетворяет скорбь по погибшим воинам, а колокол без языка в ее руках – безмолвие и тишину.

t1624956996af.png

По обе стороны от площади раскиданы сотни солдатских могил. Здесь похоронены не только те, чьи имена установлены. Большую часть советского кладбища в Россошках составляют братские могилы неизвестных солдат. Всего на русском кладбище мемориального комплекса Россошек погребено более 1500 солдат.

t1624956996ag.png

И словно на другой стороне от линии фронта, по правую сторону от русского кладбища, в Россошках находится немецкий погост. Во время Сталинградской битвы на этом месте располагалось кладбище немецких военнослужащих. Сейчас оно называется старое кладбище. На нем было захоронено около 600 немецких солдат. Старое кладбище огорожено гранитными плитами, на них – имена погибших, те, что удалось установить. В 2000 году здесь также были захоронены останки 625-ти румынских военнослужащих, воевавших на стороне Германии, найденные в Серафимовичском районе. Центральным участком (новое кладбище) является собирательное немецком кладбище в виде круга, диаметр которого составляет около 140 метров. Круг олицетворяет кольцо, в которое попала шестая немецкая армия Паулюса. В центре немецкого кладбища находится площадь памяти с мемориальным чёрным крестом.

Большая часть комплекса посвящена пропавшим без вести . Более 120 тысяч фамилий выбиты на107 кубах, правильной формы, но расположенных в беспорядке, словно некий лабиринт, который олицетворяет неразбериху и хаос, в который попали немецкие солдаты. В селе Россошки захоронено более 50 000 останков немецких солдат.


Вывод. Выступление представителя от второй группы.


Работа в рабочей тетради: задание №2.

Дайте название объектам. Пользуйтесь слова для справок.

t1624956996ah.gift1624956996ai.gif . t1624956996aj.gif

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1624956996ak.gift1624956996al.gift1624956996am.gif

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: куб с планом, мемориальный чёрный крест на немецком кладбище, захоронения советский солдат, захоронения русских солдат, скульптура "Скорбящая мать", кубы с фамилиями без вести пропавших немецких солдат.

Группа №3.

Цель: раскрыть значение памятника для нас живущих.

Задание.

1. Прочти надписи на мемориальных стенах. К чему они призывают?

2. Познакомься с текстом "Открытие часовни в Россошках". С какой целью была создана Капелла памяти?

3.Попробуйте изобразить свою стену памяти. Какие главные слова вы поместили бы на неё?


1.

t1624956996an.png

t1624956996ao.jpg

t1624956996ap.jpgt1624956996aq.jpg





2.
7 сентября 2016 года на Россошинском военно-мемориальном кладбище открылась часовня мира - символ примирения двух противоборствующих сторон, ранее сошедшихся в смертельной схватке в ходе Сталинградской битвы. Ее воздвигли между двумя кладбищами, где захоронены советские и немецкие солдаты. Проект «Часовни мира» разработал профессор Юрген фон Ройсс. По замыслу автора, «кресты Западной и Восточной церкви должны напоминать об общности европейских народов».  Россошинский мемориал - самое крупное военное захоронение в Европе. Здесь нашли вечный покой тысячи воинов. Здесь вспоминают советских и немецких солдат, погибших в Сталинградской битве.
Российское и немецкое кладбища совсем рядом. Их объединяет общая память потомков. И общая задача - строить мирное настоящее и будущее.

3.



















Выступление представителя от третьей группы.

Работа в рабочих тетрадях: задание №3.

Востановите деформированный текст. Впишите слова. Проверьте себя, используя слова для справки.

Россошинский мемориал - самое крупное военное ........................................... в Европе. Здесь вспоминают .............................и ............................... солдат, погибших в Сталинградской битве.

......................................................, построенная в 2016 году является символом.......................................двух противоборствующих сторон. Теперь их объединяет общая ......................потомков.

Слова для справок: захоронение, память, русских, немецких, часовня мира, примирение.

Вывод.

(При каждом выступлении представителя группы создается общий информационный плакат: местонахождение мемориала ( 1 группа), план мемориального комплекса (2 группа), изображение стены памяти (3группа)).

Россошинский мемориал - грандиозный по своим масштабам памятник. Война – это зло, от которого страдают обе воюющие стороны независимо от результата, поэтому не только мы , но и все люди на земле должны помнить о ней и стараться сделать все для того , чтобы этот ужас не повторился. И это, военно - мемориальное кладбище одно из напоминаний для нас.



Работа в рабочей тетради: задание №4.

Учитель. Наш объект исследован. Теперь мы можем дать ему краткую характеристику по схеме и отправить наше дело в архив.

Дайте краткую характеристику изученному объекту.

1.Называние и местонахождение памятника

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дата создания

________________________

3. Назначение сооружения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Мысли и чувства, которые вызывает мемориал. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученики зачитывают свои записи.

5. Рефлексия деятельности. Итог занятия.

Учитель. Как называется символ, изображенный в конце страницы? Что он символизирует?

Ученики. Это тоже символ памяти. Постоянно горящий огонь, символизирует вечную память о чём-либо или о ком-либо. В нашем случае о погибших солдатах во время Сталинградской битвы.

t1624956996ar.jpg

Учитель. Если вы были активны на занятии, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали их самостоятельно - закрасьте пламя оранжевым цветом.

Если вы проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельном выполнении заданий возникали некоторые трудности - закрасьте квадратик жёлтым цветом.

Если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания- закрасьте квадратик красным цветом.





http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/43-mel-mountains/02.jpg 5 слайд

https://travel.rambler.ru/media/cropped_images/37ee1a07-78a4-4a04-b862-e321aa988f2e.jpg - 6 слайд

https://top10.travel/wp-content/uploads/2017/06/staraya-sarepta.jpg 6 слайд

http://www.welcomevolgograd.com/images/dostoprim/istor/bratskaya-mogila-Rossoshki.jpg 7 слайд

http://www.welcomevolgograd.com/images/dostoprim/kult_istor/Mamaev_Hill/steni_ruini_001.jpg 7 слайд

https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/02/06/i_58987fbd0f4ac/img_phpLRZ8sz_Rossoshki-1-NADO_4.jpg 10 слайд

http://nezabudem.net/uploads/place_photo/4404/0_61e69_2deb1b97_L.jpg 14 слайд

http://volgogradguide.ru/wp-content/uploads/2010/10/DSC_0168.jpg 16 слайд

https://smorodina.com/uploads/image/image/69773/indexthum 17 слайд

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e88/0006ffdf-83918a1d/640/img16.jpg 18 слайд

https://swalker.org/uploads/posts/2011-08/1314158157_swalker.ru_swalker.ru_rossoshka_015.jpg 19 слайд

https://esliustal.ru/upload/img/post_content/0ae39d44a61ab0bcbdf794e1d9d95df6.jpg 21 слайд

http://rvs.su/sites/default/files/field/image/5-5fe400afb7f.jpg 22 слайд

http://vocko.ru/files/memorialnoe_voinskoe_kladbishche_v_sele_rossoshka_avtobusno-peshehodnaya_2.jpg 20 слайд

http://files.volfoto.ru/8/11088151030516257912.jpeg 23 слайд

https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/psmb/5d164fcea07e0c27e9ec9d19f59430d4d19eb883/pikch-969x572.jpg 25 слайд

https://intolimp.org/publication/download/priezientatsiia-naghliadno-poznavatiel-nyi-ekskursionnyi-proiekt-rossoshinskii-v/

https://intolimp.org/publication/download/priezientatsiia-naghliadno-poznavatiel-nyi-ekskursionnyi-proiekt-rossoshinskii-v/







Россошинский мемориал

1. Восстановите цепочку исторических событий.


В ходе ожесточённых боёв Большая и Малая Россошки были "стёрты с лица земли".


Подписано соглашение между Россией и Германией об уходе за военными захоронениями.


Открытие Военно-мемориального кладбища для захоронения советских воинов, погибших под Сталинградом


Открытие Военно-мемориального кладбища для захоронения немецких воинов, погибших под Сталинградом



2. Дайте название объектам. Пользуйтесь слова для справок.

t1624956996ah.gift1624956996ai.gif . t1624956996aj.gif

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1624956996ak.gift1624956996al.gift1624956996am.gif

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: куб с планом, мемориальный чёрный крест на немецком кладбище, захоронения советский солдат, захоронения русских солдат, скульптура "Скорбящая мать", кубы с фамилиями без вести пропавших немецких солдат.

3. Востановите деформированный текст. Впишите слова. Проверьте себя, используя слова для справки.

Россошинский мемориал - самое крупное военное ........................................... в Европе. Здесь вспоминают .............................и ............................... солдат, погибших в Сталинградской битве.

......................................................, построенная в 2016 году является символом.......................................двух противоборствующих сторон. Теперь их объединяет общая ......................потомков.

Слова для справок: захоронение, память, русских, немецких, часовня мира, примирение.

4. Дайте краткую характеристику изученному объекту.

1.Называние и местонахождение памятника

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дата создания

________________________

3. Назначение сооружения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Мысли и чувства, которые вызывает мемориал. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1624956996ar.jpgt1624956996as.jpgОцени себя

Опубликовано в группе «Мультимедийное сопровождение урока»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 29.06.21 в 16:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за познавательный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.