12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сединкина Наталья Валерьевна113
Россия, Тюменская обл., С. Юргинское, тюменская область

Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Толерантность»

 

Цели:

-Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении;

Задачи:

-Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

-Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

-Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

-Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: раздаточный материал ( карточки разного цвета c определением слова толерантность), магнитная доска, карточки с чистоговорками и скороговорками ,выполненные в технике мнемотаблиц, мягкая игрушка, мешочек с грецкими орехами, лучики солнца , цветочки с качествами личности толерантного и интолерантного человека, белый круг из ватмана (наша планета), карточки с различными проблемными ситуациями, смайлики.

 

Технические средства: музыкальный центр, записи песен «Из чего наш мир состоит (Е. Семенова, «Мытакие разные» (группа Семицветик), «Дорога добра» (детский хор)

 

Форма проведения: “круглый стол” с элементами сюжетно-ролевой игры.

 

Предварительная работа: разучивание детьми стихов

Используемые технологии:

-Воспитание счастливого человека в школе;

-Педагогика общей заботы;

-Педагогика сотрудничества;

-КТД.


 

Ход занятия:

 

1.Ритуал приветствия.

 

Воспитатель: Добрый день ребята и уважаемые гости! Наше занятие мы начинаем с ритуала приветствия.

Пожалуйста, сомкните ладошки и закройте глаза, прислушайтесь к своему организму.(музыка релакс 20 сек.)

Откройте глаза, разомкните ладошки.

Что вы почувствовали?

Дети: Тепло

Воспитатель: Прикасаясь ладошками, мы почувствовали тепло друг друга.Я хочу, чтобы это тепло сохранилось в течение всего нашего занятия.

Воспитатель: Сегодня нам предстоит с вами много общаться. Для этого мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат, чтобы наша речь была красивой и журчала, как ручеек.

(проговаривание скороговорок)

Воспитатель: Чтобы нам интереснее было заниматься, предлагаю разделиться на две группы.

Возьмите карточку и пройдите за стол с соответствующей цифрой.

 

2.Введение в тему занятия:

Воспитатель: Эпиграфом к занятию я бы хотела взять такое выражение. Давайте прочитаем.

 

 


Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)


 


 

Мы сегодня будем с вами говорить о человеческих взаимоотношениях, а о чем конкретно вы сами мне сможете сказать, прослушав стихотворение Дайма Смайлза на тему нашего занятия. Прочитает Настя Васькина.


Давайте быть терпимей и добрее,
Наш мир итак жесток и полон зла.
В нем холод безразличья часто веет,
И неизмененная нужда  тепла.

Едва ли много пользы от гордыни,
А сколько бед исходит от войны,
Давайте милосердней быть отныне.
Пусть души будут лишь добром полны.

Ведь нужно для добра совсем немного,
Терпимость и сердечность проявлять
И не спешить безжалостно и строго
Людские души гневом уязвлять.

Давайте не скупиться на улыбки,
Щедрее быть на теплые слова.
И радость не покажется столь зыбкой,
Коль вера в лучшее еще жива.


 

 

-Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

(о терпимом отношении друг к другу)

-А как иначе называется терпимое отношение к другим людям?

(толерантность)

-Правильно. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Толерантность».

3. Знакомство с новым понятием.

Вывешиваю табличку:

Толерантность (терпение) – терпимое отношение к другим людям.

Толерантность обьясняется как терпимость, стремление и способность к установлению общения с людьми, умение понять друг друга. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках.

На всех языках слово «толерантность» звучит и обозначает одно и тоже.

У вас на столах карточки разного цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Давайте прочитаем и ответим на вопрос:

- Что общего в этих определениях? (дети зачитывают по очереди)

Толера́нтность произошло от латинского слова — терпение и обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. 

Толерантность ( на испанском) – это способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения . 

Толерантность (на французском) – это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам .

Толерантность (на английском) –это готовность быть терпимым, снисходительность. 

Толерантность (на китайском) – это Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. 

Толерантность (на арабском) – это Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. 


Воспитатель: Что общего в этих понятиях? ( ответы детей)

Вос-ль: Быть толерантным, значит быть терпимым, уметь прощать. А это значит жить в мире и согласии. Дарить людям любовь. Уважать других, считаться с мнением другого человека.

Люди на свет рождаются разными.

На Земле проживает более 3000 народов. Каждый из них отличается от других своей культурой, традициями, языком, на котором они думают и говорят.

- Разве зависит настроение человека от цвета кожи и разреза глаз?( Нет)

- от чего зависит настроение?

Послушайте стихотворение, которое написала девочка из республики Башкортостан Акрамова Галия. А прочитаем нам его Бутович Настя.

- подумайте о чем это стихотворение.

 

Люди на свет рождаются разными

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить.

 

Вос-ль: Как вы понимаете это стихотворение?

(все люди разные, нужно относиться к людям по доброму и тогда они ответят тебе тем же.

 

Вывод : Толерантность – это прежде всего доброта и любовь к людям.

 

- Как вы думаете, легче быть добрым или злым? (ответы детей)

 

Послушайте об этом стихотворение, которое прочитает Лена Басова.

 

Л. Полякова «Быть легче добрым или злым?»

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней,

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

-Как вы понимаете это стихотворение? (рассуждения детей)

 

 

Вос-ль: Мы уже сказали, что доброта это тоже толерантность. Толерантный человек (личность), совершая добрые поступки становится лучше, добрее, чище, светлее. У него всегда есть друзья. Толерантная личность понимает окружающих и всегда приходит на помощь. Толерантный человек, как солнце ,своей добротой согревает души людей.

- давайте с вами зажжем солнце Доброты и толерантности, тем самым закрепим понятие толерантности.

У вас на столах лучики солнца ( дети зачитывают и прикрепляют лучики на доску)

Доброта и милосердие

Уважение мнения других

Прощение

Сотрудничество

Понимание

Принятие другого таким какой он есть

Уважение человеческого достоинства

Отзывчивость

 

- Вам понятно , что такое толерантность? Тогда продолжаем наше занятие.

 

 

 

Вос-ль: Да, действительно все люди на земле разные и мы с вами тоже разные.

- чем мы отличаемся друг от друга?(ответы детей)

Правильно . У нас увсех разные вкусы, разные привычки, разные увлечения и таланты.

 

Игра « Это здорово!»

 

-Предлагаю поиграть в игру « Это здорово!» ( с мягкой игрушкой)

Передаем игрушку и по очереди говорите о любом своем положительном качестве или умении. Все слушают и в ответ хором произносят слова: « Это здорово!», одновременно поднимая большой палец.

 

Вос-ль: вот видите, какие вы все разные. Кто то любит петь, а кто то рисовать. Но это не значит, что кто то хуже или лучше, кто то умнее, а кто то глупее.

Поэтому мы должны уважать, ценить и любить друг друга, считаться с мнением друг друга, принимать другого человека таким, какой он есть.

Это значит быть толерантным по отношению друг к другу.

 

Определение качеств толерантной личности

 

А сейчас давайте представим, что все люди на Земле были одинаковые. Одинаковой внешности с одинаковым характером.

- Интересно было бы жить на такой планете? (Нет.)

- Почему? ( все было бы серым и скучным. Не интересно было бы общаться)

-Давайте сделаем нашу планету цветной, разнообразной и красочной!

У вас на столах цветы, на которых записаны различные качества характера человека.

 

 

Выберите только те, которые характеризуют толерантную личность. Положите их отдельно, потом проверим. (дети выбирают)

 

- Какими качествами характера обладает толерантная личность? (1 и 2 группа зачитывают)

- Какие качества характера не относятся к толерантной личности? (1 и 2 группа зачитывают)

Звучит песня « Мы такие разные»

- А сейчас давайте украсим планету толерантности цветами. (наклеиваем цветы)

 

 

Физ.минутка

 

4.Практическая часть

 

Вос-ль: немного отдохнули, переходим к практической части.

Но сначала предлагаю сыграть в одну игру.

Чудесный мешочек (узнай свой орех)

- Возьмите каждый по ореху, в течение 1 минуты внимательно его рассмотрите, и запомните свой орех.

-складываю обратно в мешок, перемешиваю,

-найдите свой орех.

- По каким признакам удалось найти свой орех?

Чтобы найти, надо внимательно рассмотреть.

Осуждение .Аналогия с людьми

-Зачем ореху скорлупа?

Вот так и с людьми. Чтобы увидеть в человеке хорошее, надо к нему внимательно приглядеться, пообщаться с ним.

Но не всегда получается найти взаимопонимание. Некоторые люди выращивают скорлупу т.е. замыкаются, закрываются для общения, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу идут на контакт.

Все люди разные, поэтому между нами возникают разногласия, споры и даже конфликты.

Решение проблемных ситуаций

 

- Подумайте и скажите а все ли мы поступаем, как толерантная личность?

( нет, ссоримся.)

-Все ли могут спокойно выслушать друг друга?

(нет, перебиваем, спорим)

 

Предлагаю вам проблемные ситуации. Подумайте и скажите, как можно решить проблему мирным путем.

(Обсуждение)

Вывод: Помните! чтобы решить проблему, надо сохранять спокойствие (когда сердишься),владеть собой, иметь выдержку, иметь терпение выслушать собеседника, спокойно обьяснять свою точку зрения и подумать из-за чего возник спор или ссора.

 

Игра « узнай толерантного человека по черте характера»

- Я называю черту характера человека, а вы показываете соответствующий смайлик.

Давайте определим какой из двух смайликов подходит к толерантному человеку.

Начинаем игру.

 

Вывод: Конечно, деление людей на толерантных и не толерантных весьма условно. Каждый человек совершает в своей жизни и толерантные и не толерантные поступки. Главное – какие из них преобладают. Надо работать над собой и стремиться к лучшему.

 

 

5. Обобщение

 

- Давайте подведем итог.

- О чем мы говорили на занятии? Что было интересным?

- Закончите фразу:

Толерантность - это…….

 

Давайте еще раз повторим слова, золотое правило толерантности Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

 

Релакс (играет спокойная музыка)

 

Спасибо всем за сегодняшнюю работу, за сотрудничество. Я надеюсь, что вы будете терпимее относиться друг другу. Будьте толерантны! Молодцы! Спасибо гостям.

 

 

-Если вам занятие понравилось и вам было все понятно, о чем мы говорили на занятии,

возьмите веселые смайлики

Если было не интересно грустные

 

Спасибо гостям.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.