Рубежная контрольная работа по русскому языку для студентов СПО (1 курс)

2
0
Материал опубликован Вчера в 16:54 в группе

Рубежный контроль

I вариант


1. Выпишите основные функции русского языка

а) повествование, рассуждение, описание; б) устная и письменная речь;

в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.


2. Выпишите виды речевой деятельности

а) говорение, слушание, письмо, чтение; б) научная, публицистическая, разговорная; в) орфография, пунктуация.


3. Основными признаками текста являются (запишите):

а) рассказ и роман: б) связность и цельность; в) глава и часть.


4. Выпишите функционально – смысловые типы речи:

а) описание, рассуждение, повествование; б) устная и письменная речь;

в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.


5. Запишите правильное определение

А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.


6. Запишите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.


7. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:


1) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

2) Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска.

3) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

4) Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал,- куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,- нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми!

а) научный

б) официально-деловой

в) публицистический

г) художественный

д) разговорный

 

8. (1)Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2)<…> объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК.

Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите букву, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

a)      Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

б)      То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

в)      Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

г)      Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

 

9. (1)… (2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3)Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4)Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5)С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6)… латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.

Выпишите слово, которое является синонимом к слову СОЧИНЕНИЕ (предложение 2).

a)      фантазии

б)      выдумки

в)      басни

г)      труды


10. Установите соответствие.

А) синонимы 1) почитать родителей – почитать книгу

Б) омонимы 2) мягкий хлеб – черствый хлеб

В) антонимы 3) создать образ – изменить имидж


11. Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Ответ запишите цифрами.

1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.

2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».

3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.

4. Он был очень точен в своих изображениях.

5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.


Рубежный контроль

II вариант


1. Запишите, какие две разновидности имеет русский язык:

а) речь и письмо; б) литературный язык и диалекты; в) жаргонизмы и диалектизмы

2. Функция языка - наслаждаться красотой речи, получать удовольствие от создания и чтения образцов литературных произведений - называется: выпишите правильный ответ

а) коммуникативная; б) номинативная; в) эстетическая


3. Главной коммуникативной единицей речевого взаимодействия является (запишите):

а) текст; б) предложение; в) слово


4. Запишите основные функции русского языка:

а) описание, рассуждение, повествование; б) устная и письменная речь;

в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.


5. Запишите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста


6. Запишите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.


7. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:


1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

3) Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности

4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.

а) научный

б) официально-деловой

в) публицистический

г) художественный

д) разговорный


8. (1)Без атмосферы – воздушной оболочки Земли – наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера <…> окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР.

Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите букву, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

a)      Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.

б)      Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.

в)      ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

г)      Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

д)      Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

 

9. (1)… (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели. (6)… адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов.

Укажите значение слова СПОСОБНОСТЬ (предложение 5). Запишите его.

a)      условие

б)      талант

в)      умение

г)      причина


10. Установите соответствие.

А) синонимы 1) отстоять друга – отстоять очередь

Б) омонимы 2) мягкий климат – суровый климат

В) антонимы 3) испытывать дискомфорт – причинять неудобство

А) синонимы 1) отстоять друга – отстоять очередь

Б) омонимы 2) мягкий климат – суровый климат

В) антонимы 3) испытывать дискомфорт – причинять неудобство


11. Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Ответ запишите цифрами.


1. Её так звали: Сашина (или Танина) береза.

2. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.

3. Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще березу.

4. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.

5. Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.



КЛЮЧ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

 

1 вариант

2  вариант

1.       

в

1.       

а

2.       

а

2.       

в

3.       

б

3.       

в

4.       

а

4.       

в

5.       

а

5.       

а

6.       

б

6.       

в

7.

1в, 2а, 3г, 4д

7.

1а, 2д, 3г, 4в

8.       

б

8.       

д

9.       

г

9.       

в

10.   

а3, б1, в2

10.     

а3, б1, в2

11.   

24135

11.   

35412

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.