Методические рекомендации «Ручками играем — речь развиваем»

5
0
Материал опубликован 29 November 2018 в группе

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ детский сад№70 «Солнышко»

Тема конкурсной работы:

«Игрушечки-говорушечки»

(в номинации: «Мастерская педагога».)

Подготовила:

учитель-логопед

Поплевина Елена

Александровна

г. Улан-Удэ, 2018 г.

Оглавление

Введение..………………………………………………………..2

Актуальность темы……………………………………………...4

Проблема………………………………………………………...5

Цель………………………………………………………….…...6

Задачи…………………………………………………………….6

План работы………..……………………………………………6

Описание работы………………………………………………...7

Заключение...……………………………………….……………10

Список литературы…………………………………………..…12

Приложение………………………………………………..……13

Введение

«Источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Речь является важнейшей психической функцией человека.                 Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи, развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и

главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.                        

Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Один из «практических» ответов на вопрос: «Как подготовить ребенка к

школе» – является развитие  мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук, а язык, по мнению И.Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Таким образом, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и самое главное речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Проблема

Проблема в том, что формируя и совершенствуя мелкую моторику руки, мы способствуем не только развитию речи, но и развитию творческого воображения, мышления, зрительной памяти. Через игры и упражнения на развитие мелкой моторики кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность, ловкость, гибкость, что в дальнейшем помогает детям овладеть навыками письма.

Конечно же, если детей попросить, просто поиграть с горохом, палочками и т.д.,  что-то выложить - они это сделают, но  это будет не так интересно и увлекательно. А вот если предложить игры изготовленные из подручных материалов  главной останется уникальность — ведь они будут выполнены с огромной нежностью и каждая по своему будет уникальна.

Для развития мелкой моторики есть множество различных игр. Далее я представлю несколько вариантов игр, которые я придумала и сделала своими руками из подручных материалов.

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством игр;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, 1.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду логопедического кабинета;

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.


 

План работы:

1. Изучение литературы.

2. Изготовление дидактических игр.

3. Консультация для родителей «Как проводить с детьми игры для развития речи»

Описание работы

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, обучать - играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые я хотела решить в работе с детьми.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Для организации работы в логопедической группе, где у детей слаборазвита мелкая моторика, а как следствие и речь, очень важно создать предметно-развивающую среду, которая помогает в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать интерес детей к разного рода играм, и привлечение активности пальчиков в этих играх.

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

Игры на развитие мелкой моторики рук.

Шнуровки я их сделала из обрезков линолеума. Цель: развитие мелкой моторики, координации, внимания, памяти, освоение навыка шитья, подготовка руки к письму, развитие речи.

Сшила коврик на развитие мелкой моторики «Путешествие в сказку».

Коврик даёт возможность в условиях пребывания в группе не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Цели:- Учить составлять целый предмет из частей.

Развивать ловкость, координацию, быстроту реакции.

Шнурочки правильного произношения.

Цель: Автоматизация звуков и слогов в словах. (при каждом повороте называть звук ,слог)

Волшебные бусы из солёного теста, которые слепили сами дети.

Цель: Развитие моторики рук, развивает усидчивость, внимания и умение добиваться поставленной цели.

Сшила коврик «Разноцветные фигуры»

Цель: 
1. Помочь ребёнку запомнить такие понятия, как вправо-влево, вверх-вниз; 
2. Научить ориентироваться на коврике, закрепить цвета и фигуры.

Рамки с вкладышами

Цель игры: разместить вкладыши разной формы и величины в соответствующие гнезда

Дидактическая игра по дифференциации звуков.

Цель: Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков, обогащение словарного запаса. 

Игры на развитие речевого дыхания, также изготовили вместе с детьми.

Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, формирование у детей умения управлять органами дыхания.

Весь подготовленный материал, играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.


 

Заключение

  Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Использованная система, как показывает практика даёт положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.


 

Список используемой литературы:

1. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики-развиваем речь»

2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»

3. Прищепина С., Попкова Н. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей// Дошкольное воспитание.-2005.-№1.

4. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.

5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1999.

6. Кольцова М. Ребёнок учится говорить., М., 1998.


 

Приложение

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Шнуровки- Цель: развитие мелкой моторики, координации, внимания, памяти, освоение навыка шитья, подготовка руки к письму, развитие речи.

Коврик на развитие мелкой моторики «Путешествие в сказку».

Коврик даёт возможность в условиях пребывания в группе не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Цели:

- Учить составлять целый предмет из частей.

- Развивать ловкость, координацию, быстроту реакции.

Шнурочки правильного произношения.

Цель: Автоматизация звуков и слогов в словах. (при каждом повороте называть звук ,слог)

Волшебные бусы из солёного теста

Цель: Развитие моторики рук, развивает усидчивость, внимания и умение добиваться поставленной цели.

Коврик «Разноцветные фигуры»

Цель: 
1. Помочь ребёнку запомнить такие понятия, как вправо-влево, вверх-вниз; 
2. Научить ориентироваться на коврике, закрепить цвета и фигуры.

Рамки с вкладышами- Цель игры: разместить вкладыши разной формы и величины в соответствующие гнезда.

ИГРЫ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ.

Дидактическая игра по дифференциации звуков. Цель: Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков, обогащение словарного запаса. 

Игры на развитие речевого дыхания

Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, формирование у детей умения управлять органами дыхания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.