Предварительный просмотр презентации

Архитектура- искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. Актуализация

Тема урока: «Русская архитектура XVIII в.» История России , 8 класс

Домашнее задание: Параграф –стр.86-91 Вопросы и задания на стр.91 Рабочая тетрадь № Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 91) Задание № 1-5

План: В. В. Растрелли. В. И. Баженов М. Ф. Казаков И. Е. Старов Приглашённые зарубежные мастера на русской службе

Проблемный вопрос ! (стр.86) Какие этапы в своём развитии прошла русская архитектура в XVIII в.?

В.В. Растрелли

Классицизм Строгие колонны; Античные мотивы в убранстве; Сочетание белого, желтого и голубого цветов. Архитектурные стили 2-половины XVIII века. Барокко Обилие колонн; Пышность убранства; Обилие лепных украшений. В.В. Растрелли

Классицизм Классицизм Художественный стиль в европейском искусстве XVII века. Рассматривал античность как этическую и художественную норму. Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность Барокко Один из художественных стилей конца XVI середины XVIII веков, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств. В.В. Растрелли

Объясните своими словами различие стилей барокко и классицизма. Задание

Петровские преобразования начала века способствовали приближению русской культуры к западной. Россия, вступив на путь имперского величия, требовала подтверждения, облеченного в архитектурную форму. На смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская- строить города по плану. На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко. Петровские преобразования начала века способствовали приближению русской культуры к западной. Россия, вступив на путь имперского величия, требовала подтверждения, облеченного в архитектурную форму. На смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская- строить города по плану. На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко. В.В. Растрелли

Самой крупнейшей фигурой в архитектуре XVIIIв. был В.В.Растрелли (1700-1771) Основоположником русского классицизма был Василий Баженов (1738-1799) Дом Пашкова в Москве Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой Михайловский замок в Петербурге Несколько церквей Дом Пашкова в Москве Михайловский замок в Петербурге Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой

В творчестве крупнейших архитекторов 18 века были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества. В творчестве крупнейших архитекторов 18 века были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества. Самой крупной фигурой в архитектуре 18 века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли В.В. Растрелли

Родился в Париже в семье скульптора. Вместе с отцом 16- летним юношей приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Андреевской церкви в Киеве. Родился в Париже в семье скульптора. Вместе с отцом 16- летним юношей приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Андреевской церкви в Киеве. Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Большой Екатерининский дворец в Царском Селе В.В. Растрелли

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771). Один из величайших российских архитекторов 18 века Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771). Один из величайших российских архитекторов 18 века Создатель «елизаветинского барокко»: - Грандиозный пространственный размах - Четкость объёмов - Сочетал с- пластичностью масс, скульптурным убранством и прихотливой орнаментикой Гений барокко- Растрелли В.В. В.В. Растрелли

Большой (Екатерининский ) дворец . Царское Село. В.В. Растрелли

Большой дворец в Петергофе В.В. Растрелли

Дворец Строгановых В.В. Растрелли

Смольный монастырь Андреевская церковь В.В. Растрелли

В Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь, а также Петергофский (1747-1752) и Царскосельский дворцы (1752-1757), здание Зимнего дворца, собор Св. Андрея в Киеве (1774-1748) и Смольный монастырь (1748-1755) В.В. Растрелли

В 1754-1762гг Растрелли В 1754-1762гг Растрелли строит главную резиденцию русских императоров- Зимний дворец-памятник зрелого барокко в России. Для него характерны: торжественность, великолепие парадное назначение. Специфика его стиля: -Колонны -Полуколонны -Пилястры -Кариатиды -Атланты В.В. Растрелли

Царскосельский, или Екатерининский, дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. Царскосельский, или Екатерининский, дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. В.В. Растрелли

«Елизаветинское барокко» Стогановский дворец. Западный фасад вдоль набережной Мойки Характерны помпезность, изысканность, украшения и узоры, изыски, как различные декоративные украшения фасадов зданий, живописность и размах архитектурного творчества. В.В. Растрелли

Барокко в интерьере В.В. Растрелли

Роль Екатерины II в обустройстве главных городов России Желание Екатерины сделать Петербург вполне европейским городом побудило ее уже в 1762 году издать указ об учреждении «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы». На смену пышному елизаветинскому барокко пришел строгий классицизм со сдержанным благородством и величием форм. В.В. Растрелли

Бывший дворец Шувалова Екатерининский классицизм последней четверти XVIII века В.В. Растрелли

2. В. И. Баженов

В. И. Баженов

Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве В.И. Баженов В. И. Баженов

Василий Иванович Баженов родился 12 марта 1737 (по другим данным — 1738) года в семье Ивана Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Когда мальчику было лишь три месяца, его родители переехали в Москву. «Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, — рассказывал о себе сам Баженов. — …Между прочим, по зимам из снегу делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть». В. И. Баженов

Баженов — первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства в внес в нес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме». Щедрость его дарования, широта творческого размаха тесно переплелись с неудачами личной судьбы. непризнанием современников. Но великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне, не были реализованы Баженов — первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства в внес в нес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме». Щедрость его дарования, широта творческого размаха тесно переплелись с неудачами личной судьбы. непризнанием современников. Но великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне, не были реализованы В. И. Баженов

Дом Пашковых в Москве В. И. Баженов

В это время в Европе в искусстве возникает некоторое увлечение готикой – предвестие романтической эпохи. Баженов нашел свой путь и здесь. Именно красно-белый декор московских башен и называл Баженов русской готикой. Так возник замысел Царицынского комплекса (1795 – 1785). В. И. Баженов

Часто посещавшая Москву императрица Екатерина II пленилась красотой местоположения подмосковной усадьбы Черная Грязь, принадлежавшей в ХVIII веке семье Кантемиров. Черная Грязь после приобретения ее Екатериной в 1775 году была переименована в Царицино. Началось строительство дворцового комплекса, которое было поручено В.И. Баженову. Все постройки надлежало возвести в «мавританско -готическом вкусе». Строительство длилось 10 лет. Часто посещавшая Москву императрица Екатерина II пленилась красотой местоположения подмосковной усадьбы Черная Грязь, принадлежавшей в ХVIII веке семье Кантемиров. Черная Грязь после приобретения ее Екатериной в 1775 году была переименована в Царицино. Началось строительство дворцового комплекса, которое было поручено В.И. Баженову. Все постройки надлежало возвести в «мавританско -готическом вкусе». Строительство длилось 10 лет. В. И. Баженов

Царицынский дворцовый ансамбль В. И. Баженов

Дворец в Царицыно, Архитектор В.И. Баженов, 1775-1785 гг В. И. Баженов

Проект Института благородных девиц при Смольном монастыре В. И. Баженов

Дом Пашкова во всех описаниях города, изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. В 1780— 1790-е годы, после неудач, постигших Баженова, он принимает частные заказы на строительство особняков. Среди заказчиков — гвардии капитан-поручик П.Е. Пашков, внук деншика Петра 1. Дом Пашкова во всех описаниях города, изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. В 1780— 1790-е годы, после неудач, постигших Баженова, он принимает частные заказы на строительство особняков. Среди заказчиков — гвардии капитан-поручик П.Е. Пашков, внук деншика Петра 1. Дворец Пашковых 1784 – 1786 В. И. Баженов

Дом Пашкова (1784 – 1786 Москва). В. И. Баженов

Широтой градостроительного замысла отмечен проект дворца для Московского Кремля с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади. Широтой градостроительного замысла отмечен проект дворца для Московского Кремля с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади. В 1767 году Баженов по поручению Екатерины II приступил к реконструкции Кремля. Согласно проекту Баженова Кремль превращался в новый центр Москвы. В. И. Баженов Большой Кремлёвский Дворец (1767-75 гг.)

Его готические проекты оказались весьма близки Павлу I. Он привлёк Баженова к проектированию Михайловского замка в столице. Считая его несправедливо пострадавшим от матери, Павел подарил Баженову имение Глазово под Павловском и назначил вице-президентом Академии художеств. Но всё это произошло уже в последние месяцы жизни архитектора. Его готические проекты оказались весьма близки Павлу I. Он привлёк Баженова к проектированию Михайловского замка в столице. Считая его несправедливо пострадавшим от матери, Павел подарил Баженову имение Глазово под Павловском и назначил вице-президентом Академии художеств. Но всё это произошло уже в последние месяцы жизни архитектора. В. И. Баженов

Михайловский (Инженерный) замок Проект здания был разработан архитектором, а 26 февраля 1797 года заложен первый камень в фундамент постройки. 8 ноября 1800 года замок был торжественно освящён, работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

Михайловский замок в Петербурге В. И. Баженов

с. Баловнево Данковский р-н Архитектурное наследие В. И. Баженова в Липецкой области с. Троекурово Лебедянский р-н с. Полибино Данковский р-н с. Стрешнево Данковский р-н с. Вешаловка Липецкий р-н

Усадьба Знаменское располагается на территории Липецкого района Липецкой области в селе Вешаловка. Усадьба Знаменское располагается на территории Липецкого района Липецкой области в селе Вешаловка. Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов В. И. Баженов

Полибино, Дворец Нечаевых, конец XVIII века, архитектор В.Баженов В. И. Баженов

3. М. Ф. Казаков

Матвей Фёдорович Казаков был помощником и учеником Баженова. Он родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных М.Ф. Казаков Матвей Фёдорович Казаков был помощником и учеником Баженова. Он родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных М. Ф. Казаков

КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-1812), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-1812), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). КАЗАКОВ Матвей Федорович –гений классицизма М. Ф. Казаков

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) был помощником и учеником Баженова Здания Сената в Московском Кремле Здания Московского университета Здания Голицынской и Павловской больницы Дом-усадьба Демидовых Петровский дворец Дом князей Долгоруких Петровский дворец Дом-усадьба Демидовых Здание Сената в Московском Кремле

Дом Сената в Московском кремле М. Ф. Казаков

Здание Московского университета М. Ф. Казаков

Здание Голицынской больницы М. Ф. Казаков

Петровский дворец М. Ф. Казаков

Здание Сената в Кремле. Архитектор Казаков М. Ф. Казаков

4. И. Е. Старов

Иван Егорович Старов известен реконструкцией Александро-Невской лавры. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец И.Е. Старов Иван Егорович Старов известен реконструкцией Александро-Невской лавры. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец И.Е.Старов

Великий Русский архитектор Великий Русский архитектор Матвей Федорович Казаков родился 1738году . В  1775 году М.Ф. Казаков был утверждён в звании архитектора. Наследие Казакова включает множество графических работ —архитектурных чертежей, гравюр и рисунков. Но основными работами великого зодчего стали архитектурные шедевры, которые навсегда останутся гордостью России. И.Е.Старов

Иван Егорович Старов (1745-1808) Александро-Невская лавра Строительство ряда усадеб под Петербургом Таврический дворец Александро-Невская лавра Таврический дворец

 Здание Сената в московском Кремле  Здание Сената в московском Кремле (1776—1787) И.Е.Старов

 Благородное собрание (1775)  Благородное собрание (1775) И.Е.Старов

Генерал-губернаторский дом (1782) Генерал-губернаторский дом (1782) И.Е.Старов

Петровский подъездной дворец Петровский подъездной дворец (1776—1780) И.Е.Старов

1733г. Подмосковная усадьба Никольское-Гагарино Свято-Троицкий собор. 1794г И.Е.Старов

Троицкий собор в Александро-Невской лавре Таврический дворец И.Е.Старов

Назовите наиболее известных русских архитекторов XVIII в., их главные сооружения. Назовите наиболее известных русских архитекторов XVIII в., их главные сооружения. Задание

5. Приглашённые зарубежные мастера на русской службе

Традицией всех европейских дворов XVIII в. было приглашение из других стран лучших мастеров для строительства и украшения дворцов монархов и знати. Россия не была исключением. Традицией всех европейских дворов XVIII в. было приглашение из других стран лучших мастеров для строительства и украшения дворцов монархов и знати. Россия не была исключением. В январе 1780 г. по приглашению Екатерины II в Петербург прибыл в качестве придворного архитектора уроженец Венецианской республики Джакомо Кваренги. Приглашённые зарубежные мастера на русской службе Б.Ф. Растрелли и А. Ринальди

Родился близ Бергамо в семье художников. По семейной традиции должен был стать священнослужителем, но, видя тягу сына к рисованию, отец направил его в Рим, где он увлекся архитектурой. Родился близ Бергамо в семье художников. По семейной традиции должен был стать священнослужителем, но, видя тягу сына к рисованию, отец направил его в Рим, где он увлекся архитектурой. Во время путешествий по Италии познакомился с бароном Гриммом, который пригласил архитектора в Россию (1780), где Кваренги стал придворным архитектором Екатерины II. Джакомо Кваренги

Строил много сооружений для двора и придворных, преимущественно в Петербурге, Петергофе и Царском Селе; здание Академии наук в Петербурге, Смольного института (1806-1808). Строил много сооружений для двора и придворных, преимущественно в Петербурге, Петергофе и Царском Селе; здание Академии наук в Петербурге, Смольного института (1806-1808). Постройки Кваренги отличаются ясностью планировочных решений, простотой и четкостью композиций, монументальной пластичностью форм. Кваренги привнес в русское зодчество высшие достижения западной, итальянской архитектуры и свою горячую приверженность приемам А. Палладио. Джакомо Кваренги

Здание Академии Наук, архитектор Дж. Кваренги, Санкт-Петербург, 1783-1789 гг Джакомо Кваренги

Вид на Воскресенские ворота со стороны Красной площади, архитектор Дж. Кваренги, Джакомо Кваренги

Смольный, архитектор Дж. Кваренги, Джакомо Кваренги

Выходец из Шотландии Чарлз Камерон приехал в Петербург в 1779 г. Ему было поручено украсить новыми постройками резиденцию императрицы в Царском Селе. Выходец из Шотландии Чарлз Камерон приехал в Петербург в 1779 г. Ему было поручено украсить новыми постройками резиденцию императрицы в Царском Селе. Чарлз Камерон

Родился в Лондоне, в семье строительного подрядчика. Родился в Лондоне, в семье строительного подрядчика. В 1779 приглашен в Россию для строительства терм в Царском селе как наиболее известный в Европе исследователь построек этого типа. В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим за «строения» Царского Села. Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле - комплекс терм, включающий «Холодные бани», «Агатовые комнаты» (1779-1785), прогулочную «Камеронову галерею» и «Висячий сад» (1783-1786), а также пандус. Начиная с 1779 и вплоть до 1786 Камерон работал в Павловске для великих князей. Чарлз Камерон

Увлечённый античным наследием, Камерон построил двухэтажный корпус, примыкающий к восточной стороне Большого Екатерининского дворца. В нём он создал великолепные Агатовые комнаты, отделанные агатом, яшмой, позолоченной бронзой. Здесь же были разбиты Висячие сады. Увлечённый античным наследием, Камерон построил двухэтажный корпус, примыкающий к восточной стороне Большого Екатерининского дворца. В нём он создал великолепные Агатовые комнаты, отделанные агатом, яшмой, позолоченной бронзой. Здесь же были разбиты Висячие сады. Чарлз Камерон

Наиболее известна протяжённая Камеронова галерея-колоннада, завершающаяся в парке у озера эффектной лестницей, украшенной бронзовыми изваяниями. Наиболее известна протяжённая Камеронова галерея-колоннада, завершающаяся в парке у озера эффектной лестницей, украшенной бронзовыми изваяниями. После этого проекта Камерон построил Павловский дворец и ряд павильонов в его парке. Чарлз Камерон

Камеронова галерея. Лестница 1782 - 1785 Россия, Царское село Чарлз Камерон

В марте 1787 года строительство Камероновой галереи, которым руководил архитектор царскосельской Конторы строений И. В. Неелов, было закончено. Строительство галереи началось в 1784 году по эскизам и под руководством Ч.Камерона.

Дворец в Павловске 1779 - 1786 Россия, Павловск Чарлз Камерон

Итальянский архитектор Антонио Ринальди прибыл в Россию ещё в правление Елизаветы Петровны и пробыл придворным архитектором до 1790 г Итальянский архитектор Антонио Ринальди прибыл в Россию ещё в правление Елизаветы Петровны и пробыл придворным архитектором до 1790 г Антонио Ринальди

За это время он построил дворцовый комплекс в Ораниенбауме, Большой Гатчинский дворец, Китайский театр и Китайский павильон в Царском Селе, Мраморный дворец, католический храм святой Екатерины, Князь-Владимирский собор и третий Исаакиевский собор в Петербурге. За это время он построил дворцовый комплекс в Ораниенбауме, Большой Гатчинский дворец, Китайский театр и Китайский павильон в Царском Селе, Мраморный дворец, католический храм святой Екатерины, Князь-Владимирский собор и третий Исаакиевский собор в Петербурге. Антонио Ринальди

Большой Гатчинский дворец Антонио Ринальди

Дворцовый комплекс в Ораниенбауме Антонио Ринальди

В 1783 г. по приглашению цесаревича Павла Петровича в Россию прибыл учитель Кваренги — Винченцо Бренна. С ним будущий российский император познакомился в 1782 г., когда Павел и его супруга под именем графа и графини Норд путешествовали по Европе. В 1783 г. по приглашению цесаревича Павла Петровича в Россию прибыл учитель Кваренги — Винченцо Бренна. С ним будущий российский император познакомился в 1782 г., когда Павел и его супруга под именем графа и графини Норд путешествовали по Европе. Винченцо Бренна

Павел пригласил Бренна для декорирования дворца в Павловске. Также архитектор участвовал в достройке Большого Гатчинского дворца и строительстве Исаакиевского собора. Павел пригласил Бренна для декорирования дворца в Павловске. Также архитектор участвовал в достройке Большого Гатчинского дворца и строительстве Исаакиевского собора. Винченцо Бренна

Дворец в Павловске Винченцо Бренна

Проблемный вопрос ! (стр.86) Какие этапы в своём развитии прошла русская архитектура в XVIII в.?

Царское село Екатерининский дворец Начало строительства В 1717—1723 гг. (архитектор И. Ф. Браунштейн). В 1743—1756 гг. строительством руководили М.Г.Земцов, А. В. Квасов и С.И. Чевакинский, а затем Ф.Б. Растрелли. Определите стиль

Михайловский замок Павла I (1797—1801 гг.) Определите стиль «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» «Прадеду правнук», 1800 г.

ПАВЛОВСК - дворцово-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Дворцово-парковый ансамбль "Павловск" - памятник архитектуры конца XVIII - нач. XIX вв. В его создании принимали участие выдающиеся архитекторы, декораторы и живописцы XVIII-XIX веков – Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, Дж. Кваренги, К. Росси, П. Гонзаго и др. Определите стиль

Интерьер Шереметьевского театра Определите стиль

Стиль барокко в мебели Определите стиль

Камеронова галерея, Царское село Определите стиль

ПАВЛОВСК Розовый павильон Определите стиль

Можно ли утверждать, что в России в XVIII в. сложился уникальный стиль архитектуры? Поясните свою точку зрения. Задание

Какие здания можно было найти в любом губернском городе конца XVIII в.? Какие здания можно было найти в любом губернском городе конца XVIII в.? Задание

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.