Русская лирика XX века А. А. Блок: судьба, личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта
Тема урока:
А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека», « О, весна без конца и без края», « О, я хочу безумно жить». Высокие идеалы и предчувствие перемен.
Цель:
познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. А. Блока. Развивать умение анализировать стихотворения
Задачи урока:
- показать особенности жизненного и творческого пути поэта;
- раскрыть новые грани личности Блока, истоки противоречивости и загадочности его творчества;
- пробудить интерес учащихся к лирике А.Блока;
- приобщить к постижению идеалов красоты, любви, духовных исканий через знакомство с философскими идеями начала 20 века и отражением их в искусстве.
Развиваю УУД:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами) и ориентацию в межличностных отношениях.
Регулятивные УУД помогают определить целеполагание, планирование, прогнозирование, оценку (осознание качества и уровня усвоения) материала.
Познавательные УУД обеспечивают самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной), умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Коммуникативные УУД обеспечивают постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок- путешествие
Межпредметные связи: русский язык, история
Оборудование:
- выставка книг, содержащих материалы о творчестве А.Блока, и лирики поэта;
- высказывания писателей о Блоке;
- портрет А.Блока;
- презентация о жизни и творчестве А.Блока;
- подготовленные доклады учащихся по заданным темам.
Ожидаемые результаты: обучающие расширяют свои знания о жизни и творчестве А. А. Блока; совершенствуют умение анализировать стихотворение
Ход урока:
(Слайд №1) «Был Пушкин и был Блок.… Все остальное – между!»,- эти слова Владислава Ходасевича как нельзя ярко отражают значение самого удивительного поэта, который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового, т.о. соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство. Это имя – Александр Блок. (Слайд №2)
И сегодня нам с вами предстоит знакомство с этим самым магическим и притягательным поэтом русской литературы начала 20 века, еще при жизни ставшим легендой.
В чем же загадочность поэта, его своеобразие, нам и предстоит открыть на сегодняшнем уроке.
Итак, запишите в тетрадях тему нашего урока: «Александр Александрович Блок. Мировоззрение поэта. Раннее творчество». В ходе лекции прошу вас делать необходимые записи.
Александр Блок – это трудный поэт, к нему нельзя подступать с ленивой душой. Стремление понять поэзию Блока неотделимо от стремления понять его жизнь. Я приглашаю вас в мир Александра Блока, мистический и судьбоносный. (Слайд №3)
Чтобы раскрыть загадку его поэзии, надо обратиться к истокам творчества этого поэта. Я условно выделила 4 ступени, которые и сформировали Блока как поэта индивидуального и своеобразного:
- Дар, данный от Бога;
- Семья, с ее литературными увлечениями;
- Мироощущение Блока, его вера в судьбу, мистицизм;
- Реальная действительность, открытие которой привело к столкновению двух миров: мира действительного и мира высшего.
Сегодня мы пройдем первые 3 ступени его восхождения на поэтический Олимп.
Итак, ступень первая – поэтический талант.
Александр Блок жил и творил в очень сложных и трудных исторических условиях: крушение старого мира и рождение в муках нового. Каким будет этот мир, что ждет Россию – эти вопросы волновали и касались всех, в том числе и Блока. И чтобы понять, принять этот мир, предвидеть его трагическое будущее, конечно нужен особый дар, которым природа щедро одарила будущего поэта. Поэтому в основе всего творчества Блока, несомненно, лежит огромный талант – громадное лирическое дарование. В ст. «Ямбы» 1914 г, надеясь на понимание потомков, Блок напишет:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
Добро, свет и торжество свободы и являются основными составляющими его таланта, в них заключаются
- юность души,
- неугасимый жар сердца,
- всепобеждающая страсть,
- неутолимая жажда жизни – все, без чего поэзии не существует.
Вопросы учащимся:
- Ребята, а как вы думаете, достаточно ли одного таланта, чтобы стать настоящим поэтом?
- А что еще необходимо для рождения поэта?
Действительно, талантом мало обладать, его надо раскрыть и развить, поэтому следующая ступень в развитии таланта и в его индивидуальности принадлежит семье Блока, той атмосфере, в которой воспитывался маленький Саша. (Слайд №4)
Послушаем сообщение учащегося. 1
А. Блок родился 16 (по новому стилю 28) ноября 1880 года в Петербурге в доме деда по материнской линии Бекетова Андрея Николаевича, ректора Петербургского университета, ученого-ботаника.
Совместная жизнь родителей А. Блока не сложилась. Мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребенка, поэтому своего отца Александра Львовича, профессора Варшавского университета, Блок знал по переписке и редким встречам, но ощущение внутренней связи с ним пронес через всю жизнь: «Я видел его мало, но помню кровно», - скажет он после смерти отца. Когда мать второй раз выходила замуж (ее супруг офицер Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух), то надеялась, что отчим сможет заменить мальчику отца, но духовной близости между ними не оказалось.
Маленького Сашу окружали замечательные люди, которыми можно было гордиться. В своей автобиографии он напишет: «Семья моей матери причастна к литературе и науке». Действительно, в роду Бекетовых были и землепроходцы, и актеры, и журналисты, и писатели, и ученые. Бекетовы – среди друзей и знакомых Карамзина, Дениса Давыдова, его бабушка, Елизавета Григорьевна, дочь известного путешественника и исследователя, была переводчиком с нескольких языков, встречалась с Гоголем, Достоевским, Толстым и др. литераторами. Дед, Андрей Николаевич, известный ученый был ему другом с детских лет. Мать Блока и тетки тоже были писательницами и переводчицами. Таким образом, Блок рос в интеллигентной семье, где царили либеральные нравы и литературные интересы. Самые близкие люди – мать, дед, бабушка, тетки.
Как видим, почва, где развивался талант Блока, была самая благодатная. А вот особенности поэтического творчества зависят во многом от мировосприятия поэта, поэтому мы переходим к следующей составляющей творчества А.Блока, его миропонимание.
Вопрос учащимся:
- Как, на ваш взгляд, складывается вообще мировоззрение любого человека?
(Слайд №5)
Вы правы, ребята, мировосприятие поэта, как мозаика, складывается из разрозненных жизненных ощущений, которые затем составляют единое целое. Для А. Блока такими отправными точками, на мой взгляд, являются следующие:
- вновь влияние семейного круга,
- любовь, проснувшаяся в юном сердце и стремление излить свои чувства, свою душу в поэзии,
- идеи такого литературного направления как символизм
- увлечение философскими идеями Соловьева, созвучными душе поэта.
Давайте рассмотрим эти составляющие мировоззрения А. Блока.
Для этого вновь обратимся к семье поэта.
Послушаем сообщение ученицы. 2
Несмотря на безоблачность детских и юношеских лет, проведенных в доме деда и в подмосковном имении Шахматово, где мальчик рос в обстановке всеобщей любви и заботы, печать семейной драмы навсегда войдет в душу поэта и отразится на его жизни и творчестве: за беззаветной любовью родных скрывалось горькое чувство безотцовщины и неустроенности. В дальнейшем это скажется и на характере мальчика и на его мировосприятии.
Мальчик был замкнут и необщителен. Поступив в 1891 году в петербургскую Введенскую гимназию, он очень трудно сходиться со своими одноклассниками.
Тепличные условия воспитания отгородили Блока от дыхания жизни, он существовал в своем замкнутом идеальном мире и потому столкновение с реальным миром будет для Блока болезненным и трагичным.
В более поздние годы печать семейной драмы отразится в творчестве Блока, оживет в теме «возмездия», навеянной неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни, сквозь которую поэт увидит трагедию всей России. Т.о. одна из сторон мировосприятия Блока – трагическое одиночество, сопровождающее его на протяжении всей жизни.
Другая сторона мировосприятия абсолютно противоположная – это всеохватывающее чувство любви, которое заставило его сердце запеть стихами. О своей первой юношеской влюбленности, А.Блок напишет:
Эта юность, эта нежность – что для нас она была,
Всех стихов моих мятежность не она ли создала? (1909 г.)
Послушаем сообщение ученицы. 3(Слайд №6)
Они встретились летом 1897 года в Германском городке Бад-Наугейм. Ксения Михайловна Садовская – высокая, темноволосая, с изумительно синими глазами дама 37 лет, жена статского советника, мать троих детей. Он – ее юный паж, которому не было и 17. Но в юном сердце пылала совсем не шуточная страсть. В их встречах было много романтического и безрассудного. Но земная любовь переросла в нечто большее, что светилось за планом реальности: в Блоке проснулся настоящий лирик, и он почувствовал, что его жизни коснулась сама судьба. В 1918 году, вспоминая об этой встрече, Блок напишет: «С января уже начались стихи в изрядном количестве…». Все написанное в этот период, он поместит в раздел «До света».
Но настоящее чувство ждет Блока впереди. В 1898 году он заканчивает гимназию, осенью ему предстоит учеба в университете, он едет в любимое Шахматово. На белой лошади он отправляется с визитом в соседнее имение Боблово, принадлежавшее другу деда Дмитрию Ивановичу Менделееву, где происходит судьбоносная встреча, о которой он напишет: «Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье с тяжелой золотой косой…».
Это была дочь Менделеева, Любовь Дмитриевна. Блок стал бывать в Боблове почти ежедневно. 27 июля Блоком было написано первое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. У молодых людей нашлось и общее увлечение: театр. Вместе с другой молодежью решили ставить любимую Блоком пьесу Шекспира «Гамлет», тут же распределили и роли: Гамлет – Александр Блок, Офелия – Люба Менделеева, начали репетировать, готовить костюмы. Представление состоялось 1 августа 1898 года, на нем собралось более 200 зрителей. А на следующий день появится стихотворение, посвященное Любови Дмитриевне, с эпиграфом: «Тоску и грусть, страданья, самый ад – все в красоту она преобразила». Блок безумно влюбился в свою Офелию, которой была суждена нелегкая судьба стать на долгие годы его Музой, его Прекрасной Дамой, его женой: в 1903 году Блок обвенчался с Менделеевой, но жизнь их была далека от идиллии.
Как видите, ребята, любовь стала той отправной точкой, которая родила в Блоке поэта чувственного, особенного неповторимого. И жизнь для него разделилась как бы на две половины: внутреннюю и внешнюю.
(Слайд №6) Осенью 1898 года Блок по настоянию отца поступает на юридический факультет Петербургского университета, однако, не чувствуя склонности к юридическим наукам, в 1901 году переводится на филологический факультет, который и закончит в 1906 году.
Но эта внешняя сторона жизни Блока волнует его меньше всего, для него наступает период душевных мучений, терзаний и мистики, в которых слились воедино:
- ощущения наступающих перемен, которые несет новый 20 век;
- неземное чувство любви, испытываемое к Л.Д. Менделеевой;
- впечатления от идей философа и поэта Владимира Соловьева.
Юный Блок был охвачен мистическими настроениями
Вопрос к учащимся:
- Как вы понимаете слово «мистика»?
Мистика – по-гречески «таинственный». Блок разделял веру в возможность общения человека с потусторонним миром «высшей» реальности. В случайной встрече с известным философом В.Соловьевым в феврале 1900 года и в его случайном взгляде Блок увидел предзнаменование судьбы, предвестие будущей духовной встречи, когда самого мыслителя уже не будет в живых. Об этой встрече Блок напишет в дневнике: «Начинается чтение книг, история философии. Мистика начинается». Через год после мимолетной встречи с известным мыслителем мать подарила Блоку книгу стихотворений В.Соловьева. За строками стихов юный поэт улавливает что-то родственное собственным таинственным переживаниям:
Милый друг, иль ты не видишь, что все видимое нами –
Только отблеск, только тени от незримого очами?
И, действительно, поэт обретает способность «двойного видения» мира: за планом реальности он видит, или угадывает другой мир. Об этом видении свидетельствует стихотворение 10 июня 1900г.
На небе зарево. Глухая ночь мертва.
Толпятся вкруг меня лесных дерев громада,
Но явственно доносится молва
Далекого, неведомого града.
Ты различишь домов тяжелый ряд,
И башни, и зубцы бойниц его суровых,
И темные сады за камнями оград,
И стены гордые твердынь многовековых…
Дорога из Шахматова в Боблово вела мимо деревни Дубровки, возле которой и находилась описываемая в стихотворении роща
Вопрос к учащимся:
- В чем вы видите мистицизм стихотворения?
(за деревьями поэт видит не леса, а древний город).
Таким образом, говоря о мистицизме Блока, нельзя обойти вниманием философию В. Соловьева, которая повлияла на развитие не только русской религиозной и философской мысли, но и на всю культуру в целом.
Послушаем сообщение ученика. 4(Слайд №8)
В.С.Соловьев – сын известного историка С.М. Соловьева. Родители были набожны и стремились привить детям твердые религиозные устои. Однако к вере В. Соловьев пришел через опыт сомнений в существовании Бога. В 16 лет поступил в Московский университет на естественное отделение, но понял, что естественные науки не могут удовлетворить запросы разума. Уйдя с прежнего отделения, он за 7 месяцев сдал экзамены за курс историко-филологического факультета. Затем провел около года вольнослушателем в Московской духовной академии. В это время он много думает, как сделать веру сознательной. Соловьев считал необходимым создать философию, которая охватит и подчинит себе все стороны человеческого существования. В 1875 году в Британском музее Лондона Соловьев изучает книги о Софии Премудрости Божьей. Этот христианский символ запечатлен в ряде икон. В честь Софии воздвигались христианские храмы. По воспоминаниям Соловьева, его трижды посещало явление Софии. Сам он в этом образе видел символ и воплощение Божественной основы мира, полноту добра и истины, нетленное сияние красоты, Мировую Душу, некое мировое Вечно Женственное начало. Таким образом, Вечная Женственность, по мнению Соловьева, должна была снизойти в мир, погрязший в грехах, и преобразить его на началах истины, добра и красоты.
Вот эти идеи преобразования мира и стали близки Блоку, они как бы расшифровали юному поэту владевшие им мистические видения и вылились в ту таинственную лирику, которая и сделала Блока поэтом самобытным, загадочным, неповторимым, каким он и входит в литературу начала 20 века. Итак, литературный дебют Александра Блока.
Послушаем сообщение ученицы. 5 (Слайд № 9)
Литература входит в жизнь Блока с детства, так как в семье царили литературные нравы, поэтому первые стихи у него появляются уже в 5-летнем возрасте. В 14 лет Александр решил выпускать свой рукописный журнала «Вестник» и делал это со всей, выпустив 37 номеров с 1894 по 1897 г.г. Но в дальнейшем он хотел связать судьбу не с литературой, а с театром. И хотя круг его чтения был широк, с новыми литературными направлениями он был знаком мало. Но в эти годы он переживает такие сильные чувства, что передать их может только в стихах. Душа Блока ждет перемен, и на фоне этого нового чувства он знакомится с творчеством символистов по альманаху «Северные цветы», особенно его волнуют стихи Валерия Брюсова, в которых он находит отклик на собственное мировосприятие. С 1902 года Блок все более сближается с современной литературой, знакомится с виднейшими представителями символистской литературы: Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. Затем юный поэт отправляет свои стихи в несколько журналов. В марте 1903 года в «Литературно-художественном сборнике: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета» были опубликованы три стихотворения Блока; а в альманахе «Северные цветы» напечатан его цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено В. Я. Брюсовым).
В 1904 году выходит его первый сборник стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» - самая мистическая и самая символистская книга. Традиционная романтическая тема любви-служения получила новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями В.Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство.Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, наполняется «лунной» символикой и атрибутикой (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.). Любовь и земная жизнь мира воссоздаются Блоком в обобщенно-преображенном виде. Так А.Блок, наконец, входит в литературную среду.
Итак, мы рассмотрели истоки творчества А.Блока, явившиеся основой его поэтической индивидуальности, которую он пронес через всю свою поэзию, несмотря на то, что в дальнейшем творчестве он перерастет это направление и выйдет за его рамки, но останется верным своим поэтическим принципам, берущим начало именно в символизме, в философии Соловьева и в особом даре самого Блока двойного видения мира.
Но для постижения тайны блоковской поэзии необходимо непосредственное обращение к его лирике. Сегодня на уроке мы только приоткроем завесу этой тайны, кратко проанализировав особенности его поэзии на примере одного раннего стихотворения. (Слайд №10 – текст стихотворения)
Ветер принес издалека
Песни весенней намек,
Где–то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалека
Звучные песни твои.
- Что вы можете сказать о характере этого стихотворения?
(стихотворение очень напевное, мелодичное, музыкальное)
- Чем создается его музыкальность?
(автор использует ассонанс, сочетание гласных звуков, причем в этом стихотворении каждый звук как бы ведет свою партию: первые две строки – звуки «и», «о», «е» после мягких, напоминают флейту, в двух следующих редуцированные «а» и «о» после твердых – гобой и так далее. Т.о. перед нами целый оркестр звуков, создающий звучащий символ этого стихотворения).
- Попробуйте определить настроение стихотворения.
(светлое, таинственное)
- Какими образами создается это настроение?
(настроение создается звуковыми и цветовыми образами:
- песни намек, плакали бури, плакали струны, звучные песни;
- светло и глубоко, неба клочок, бездонной лазури, звездные сны)
- Какие слова указывают нам на таинственность происходящего?
(издалека, намек, где-то, метафора сумерки весны, образ реяли звездные сны, олицетворения ветер принес, плакали бури, плакали струны)
- Какое значение в стихотворении имеют слова «весна», «весенний»?
( эти слова употреблены в переносном значении и являются здесь символом пришествия, рождения чего-то нового чистого, ясного).
- В чем особенности синтаксиса стихотворения?
(автор использует повторы слов и предложений)
- Какие композиционные особенности увидели?
(кольцевая начинается и заканчивается одинаковыми конструкциями)
- Как вы думаете, почему такая организация стихотворения, с какой целью автор использует все эти средства?
( с помощью такой необычной организации стихотворения автор передает свои чувства, состояние души)
- Так о чем же это стихотворение?
(тему его определить очень сложно, нет конкретных образов и картин, потому что автор передает свое состояние предчувствия, ожидания прихода в свою жизнь чего-то нового и светлого. Передать это простыми словами очень сложно, поэтому автор и использует символы на различных уровнях
- Сделаем выводы.
Стихи Блока надо слушать и чувствовать. Символ у Блока контекстуальный, растущий, усложняющийся от стихотворения к стихотворению. Он наполнен музыкальностью и тайной, в нем мерцает мистическое содержание, поэтому символ у Блока многолик, многосмыслен, его нельзя истолковать конкретно и после каждого прочтения он будет открываться своими новыми гранями.
Давайте подведем итоги урока. (Слайд №11)
- Что легло в основу творчества Блока? (талант, семейная атмосфера, мировоззрение)
- Рефлексия
Что является основой загадочности поэзии Блока? (особое мировосприятие, своя философия жизни, мистицизм, присущий поэту)
- Назовите художественные особенности, присущие лирике Блока. (музыкальность стиха (ассонанс), выразительный ритм, растяжение слога и сужение стоп, метафоричность языка, символика образов и красок).
Домашнее задание: биография поэта; особенности мировосприятия;
Индивидуальное задание:
проанализировать заданные стихи с точки зрения музыкальности, цветовой характеристики и образов.
Индивидуальные опережающие задания (4 — 5 учащихся).
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве С. А. Есенина,
выразительное чтение наизусть стихотворений «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...».
Приложение
Сообщения учащихся
- А. Блок родился 16 (по новому стилю 28) ноября 1880 года в Петербурге в доме деда по материнской линии Бекетова Андрея Николаевича, ректора Петербургского университета, ученого-ботаника.
Совместная жизнь родителей А. Блока не сложилась. Мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребенка, поэтому своего отца Александра Львовича, профессора Варшавского университета, Блок знал по переписке и редким встречам, но ощущение внутренней связи с ним пронес через всю жизнь: «Я видел его мало, но помню кровно», - скажет он после смерти отца. Когда мать второй раз выходила замуж (ее супруг офицер Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух), то надеялась, что отчим сможет заменить мальчику отца, но духовной близости между ними не оказалось.
Маленького Сашу окружали замечательные люди, которыми можно было гордиться. В своей автобиографии он напишет: «Семья моей матери причастна к литературе и науке». Действительно, в роду Бекетовых были и землепроходцы, и актеры, и журналисты, и писатели, и ученые. Бекетовы – среди друзей и знакомых Карамзина, Дениса Давыдова, его бабушка, Елизавета Григорьевна, дочь известного путешественника и исследователя, была переводчиком с нескольких языков, встречалась с Гоголем, Достоевским, Толстым и др. литераторами. Дед, Андрей Николаевич, известный ученый был ему другом с детских лет. Мать Блока и тетки тоже были писательницами и переводчицами. Таким образом, Блок рос в интеллигентной семье, где царили либеральные нравы и литературные интересы. Самые близкие люди – мать, дед, бабушка, тетки.
2. Несмотря на безоблачность детских и юношеских лет, проведенных в доме деда и в подмосковном имении Шахматово, где мальчик рос в обстановке всеобщей любви и заботы, печать семейной драмы навсегда войдет в душу поэта и отразится на его жизни и творчестве: за беззаветной любовью родных скрывалось горькое чувство безотцовщины и неустроенности. В дальнейшем это скажется и на характере мальчика и на его мировосприятии.
Мальчик был замкнут и необщителен. Поступив в 1891 году в петербургскую Введенскую гимназию, он очень трудно сходиться со своими одноклассниками.
Тепличные условия воспитания отгородили Блока от дыхания жизни, он существовал в своем замкнутом идеальном мире и потому столкновение с реальным миром будет для Блока болезненным и трагичным.
В более поздние годы печать семейной драмы отразится в творчестве Блока, оживет в теме «возмездия», навеянной неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни, сквозь которую поэт увидит трагедию всей России. Т.о. одна из сторон мировосприятия Блока – трагическое одиночество, сопровождающее его на протяжении всей жизни.
3. Они встретились летом 1897 года в Германском городке Бад-Наугейм. Ксения Михайловна Садовская – высокая, темноволосая, с изумительно синими глазами дама 37 лет, жена статского советника, мать троих детей. Он – ее юный паж, которому не было и 17. Но в юном сердце пылала совсем не шуточная страсть. В их встречах было много романтического и безрассудного. Но земная любовь переросла в нечто большее, что светилось за планом реальности: в Блоке проснулся настоящий лирик, и он почувствовал, что его жизни коснулась сама судьба. В 1918 году, вспоминая об этой встрече, Блок напишет: «С января уже начались стихи в изрядном количестве…». Все написанное в этот период, он поместит в раздел «До света».
Но настоящее чувство ждет Блока впереди. В 1898 году он заканчивает гимназию, осенью ему предстоит учеба в университете, он едет в любимое Шахматово. На белой лошади он отправляется с визитом в соседнее имение Боблово, принадлежавшее другу деда Дмитрию Ивановичу Менделееву, где происходит судьбоносная встреча, о которой он напишет: «Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье с тяжелой золотой косой…».
Это была дочь Менделеева, Любовь Дмитриевна. Блок стал бывать в Боблове почти ежедневно. 27 июля Блоком было написано первое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. У молодых людей нашлось и общее увлечение: театр. Вместе с другой молодежью решили ставить любимую Блоком пьесу Шекспира «Гамлет», тут же распределили и роли: Гамлет – Александр Блок, Офелия – Люба Менделеева, начали репетировать, готовить костюмы. Представление состоялось 1 августа 1898 года, на нем собралось более 200 зрителей. А на следующий день появится стихотворение, посвященное Любови Дмитриевне, с эпиграфом: «Тоску и грусть, страданья, самый ад – все в красоту она преобразила». Блок безумно влюбился в свою Офелию, которой была суждена нелегкая судьба стать на долгие годы его Музой, его Прекрасной Дамой, его женой: в 1903 году Блок обвенчался с Менделеевой, но жизнь их была далека от идиллии.
4. В.С.Соловьев – сын известного историка С.М. Соловьева. Родители были набожны и стремились привить детям твердые религиозные устои. Однако к вере В. Соловьев пришел через опыт сомнений в существовании Бога. В 16 лет поступил в Московский университет на естественное отделение, но понял, что естественные науки не могут удовлетворить запросы разума. Уйдя с прежнего отделения, он за 7 месяцев сдал экзамены за курс историко-филологического факультета. Затем провел около года вольнослушателем в Московской духовной академии. В это время он много думает, как сделать веру сознательной. Соловьев считал необходимым создать философию, которая охватит и подчинит себе все стороны человеческого существования. В 1875 году в Британском музее Лондона Соловьев изучает книги о Софии Премудрости Божьей. Этот христианский символ запечатлен в ряде икон. В честь Софии воздвигались христианские храмы. По воспоминаниям Соловьева, его трижды посещало явление Софии. Сам он в этом образе видел символ и воплощение Божественной основы мира, полноту добра и истины, нетленное сияние красоты, Мировую Душу, некое мировое Вечно Женственное начало. Таким образом, Вечная Женственность, по мнению Соловьева, должна была снизойти в мир, погрязший в грехах, и преобразить его на началах истины, добра и красоты.
5. Литература входит в жизнь Блока с детства, так как в семье царили литературные нравы, поэтому первые стихи у него появляются уже в 5-летнем возрасте. В 14 лет Александр решил выпускать свой рукописный журнала «Вестник» и делал это со всей, выпустив 37 номеров с 1894 по 1897 г.г. Но в дальнейшем он хотел связать судьбу не с литературой, а с театром. И хотя круг его чтения был широк, с новыми литературными направлениями он был знаком мало. Но в эти годы он переживает такие сильные чувства, что передать их может только в стихах. Душа Блока ждет перемен, и на фоне этого нового чувства он знакомится с творчеством символистов по альманаху «Северные цветы», особенно его волнуют стихи Валерия Брюсова, в которых он находит отклик на собственное мировосприятие. С 1902 года Блок все более сближается с современной литературой, знакомится с виднейшими представителями символистской литературы: Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. Затем юный поэт отправляет свои стихи в несколько журналов. В марте 1903 года в «Литературно-художественном сборнике: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета» были опубликованы три стихотворения Блока; а в альманахе «Северные цветы» напечатан его цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено В. Я. Брюсовым).
В 1904 году выходит его первый сборник стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» - самая мистическая и самая символистская книга. Традиционная романтическая тема любви-служения получила новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями В.Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, наполняется «лунной» символикой и атрибутикой (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.). Любовь и земная жизнь мира воссоздаются Блоком в обобщенно-преображенном виде. Так А.Блок, наконец, входит в литературную среду.
Примерный анализ текстов
А. А. Блок «Ветер принёс издалёка...»
Произведение написано в 1901 году, зимой, когда Александр Блок уже был влюблен в свою будущую жену Любовь Менделееву, но девушка не ответила ему взаимностью и их отношения не были официальными. В начале 20 века к этому относились очень строго, так что поэт не мог видеть любимую так часто, как ему хотелось бы. Приличия предписывали не допускать слишком частых свиданий. И, по сути, наслаждаться общением с будущей супругой поэт мог только весной – семья Менделеевых выезжала на дачу, а Блок, который был с ними дружен, присоединялся.
И мысль о будущей встрече грела его душу серой петербургской зимой, в которой уже чувствовалось дыхание весны. Это ощущение поэт и описал в своем стихотворении “Ветер принес издалека”, история создания которого неразрывно связана с историей его любви.
ТемаОсновная тема стиха – это предчувствие весны. Душу лирического героя наполняют смутные ощущения – то мрачные предчувствия, то радость от того, что скоро он сможет увидеться с той, которая ему так желанна. Именно эти ощущения Блок и пытается передать через наполненное символами произведение. Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто.
Он рассказывает о том, как томится человек, которому неизвестно будущее его любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, А символом всех этих надежд выступает весна.
КомпозицияЭмоциональная наполненность произведения очень плотная, чему способствует и закольцованная композиция. Если в начале этого трехстрофного стихотворения поэт настроен пессимистично, то конец – это скорее описание хорошего, светлого предчувствия.
Ветер символизирует в произведении приход скорой весны, предвещает ее. Лирический герой не видит пока чистого неба, но ощущает, что скоро наступит момент, когда можно будет насладиться наступлением весны. Он хочет, чтобы это время пришло поскорее и говорит о том, что зимние бури плачут – как будто чувствуя, что им недолго осталось царить на земле.
Вторая строфа иносказательно говорит о том, что Блок страдает из-за невозможности выразить свои чувства, которые пока что прячутся “робко темно и глубоко”. Он может позволить себе только сны, в противном случае его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.
Наконец, третья строфа показывает, что тоска поэта понемногу рассеивается, он уже слышит звучные песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно – в 1903 году Блок и Менделеева поженились.
ЖанрЭто лирическое стихотворение – несмотря на пейзажные элементы, поэтические строки служат для того, чтобы передать чувства поэта, испытываемые им эмоции. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что мучает его и то, что он хотел бы открыть миру.
Произведение написано трехстопным дактилем, который, в сочетании с перекрестной рифмовкой, делает его легким для восприятия. С умыслом Блок использует также чередование женской и мужской рифмы: таким образом он демонстрирует свою мечту о единении с возлюбленной.
Средства выразительностиНе только символы, но и классические тропы использует Блок в своем стихотворении, чтобы передать настроение и донести мысль. Это такие средства выразительности, как:
Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни”.
Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны”.
С их помощью автор передает свои сомнения в ответном чувстве – уж слишком мимолетными были встречи с будущей невестой, показывает все сомнения, которыми мучается влюбленное сердце, и в то же время – все надежды, которые его питают. Поэт не знает, что ждет их впереди, но хочет думать, что будущее будет хорошим.
А.А.Блок «О, весна без конца и без краю…»
Краткий анализ
История создания – было написано в октябре 1907 г. в период кризиса в семье поэта.
Тема стихотворения – весна в природе и в человеческой душе.
Композиция – Произведение невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.
Жанр – элегия с элементами послания.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».
Эпитеты – «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта».
История создания1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлекся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе еще лежал тяжелый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернется к нему.
Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «Весна без конца».
ТемаВесенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для ее развития автор создал оригинальную систему образов. В центре ее лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным ее проявлениям: мечте, удачи и неудаче.
В первой строфе мужчина говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, свое внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.
Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографичную основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.
В последних стихах лирический герой представляет, как когда-то встретится с любимой женщиной. Он знает, что встреча эта будет «враждующей». Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя». Однако мужчина не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.
КомпозицияСмысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.
ЖанрЖанр произведения – элегия, так как в нем переплетаются философские и интимные мотивы. Также в нем есть признаки послания: обращение к жизни. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительностиИнструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта». Ключевую роль играют метафоры: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта». Сравнения поэт не использует.
А.А.Блок «О, я хочу безумно жить…»
Краткий анализИстория создания – произведение было написано в 1914 г. для сборника «Ямбы».
Тема стихотворения – любовь к жизни, поэт и поэтическое творчество.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хороший светлый след.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, в первой строфе используется кольцевая рифмовка АВВА, во второй и третьей – перекрестная.
Метафоры – «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество».
Эпитеты – «сон тяжелый», «юноша веселый».
История созданияВ 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось анализируемое стихотворение. На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется историко-общественной ситуацией: поэт знал, что назревает война, которая унесет с собой много жизней.
Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.
ТемаВ лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.
Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.
Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством».
В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.
КомпозицияКомпозиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хорошую память. Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши веселого».
Формально стихотворение состоит из трех катренов. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.
ЖанрЖанр произведения – элегия, так как в нем преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первом катрене – кольцевую АВВА, во втором и третьем – перекрестную АВАВ.
Средства выразительностиДля раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры: ««все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество». Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».
Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.
Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации. Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый