12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малышева Лариса Алексеевна188
Россия, Брянская обл., Стародуб

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

 

План-конспект урока

по литературному чтению

3класс

 

                                                ТЕМА: А. А.Блок «Ветхая избушка»

 

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: А. А.Блок «Ветхая избушка»

Цели: Образовательная: ознакомить с жизнью и творчеством А.Блока; повторить и обобщить изученный материал; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.Развивающая: развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление. Воспитательная: Воспитывать любовь к Родине и природе.

Планируемые результаты: Предметные: находить в тексте ответы на поставленные вопросы ; учиться отвечать на вопросы по теме раздела; работать в паре и в группе; озаглавливать смысловые части стихотворения; читать выразительно текст стихотворения.

Метапредметные:  -регулятивные – формулировать тему и цели урока с помощью учителя, работать по предложенному плану, давать эмоциональную оценку деятельности класса; -познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию; -коммуникативные – доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе; Личностные – проявлять интерес к учебному материалу, понимать ценность труда и упорства, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Проявлять самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль

межпредметные связи - русский язык, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.

         Оборудование:  диск, компьютер, презентация

Ход урока.

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Итак, друзья, внимание –

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II. Актуализация знаний

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У четырех черепашек четыре черепашонка слайд 1

-Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (с вопросительной интонацией,с сердитой и веселой) Молодцы.

-А сейчас быстро, очень быстро.

-Как вы думаете, для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока? ( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку).

- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Конкурс чтецов стихов С. Чёрного

IV. Работа по теме урока.

1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

-Ребята как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

-Правильно. Мы продолжим работу над темой «Снег летает и сверкает…», а с какой целью мы это будем делать?

-О каком времени года рассказывают нам поэты и писатели в разделе «Снег летает и сверкает..»?

- А сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит,

Верно, устал от работы:

Завтра ему предстоит

Много трудов и заботы.

- Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке.

2. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта. Слайд 2

А.Блок  родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).
Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове
Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней  каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной.

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней  каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. 

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. 

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. Слайд 3

ФИЗМИНУТКА

Вы слышите, как с неба посыпались снежинки. Полюбуйтесь их необычайным полётом. Они летят с небес бескрайних, кружатся в воздухе, как дети и плавно падают на землю, одна красивее другой. Подставьте ладошки, посмотрите, какие они замечательные. Нет ни одной одинаковой. Ловите, ловите! Любуйтесь, любуйтесь! Ой, посмотрите как много снежинок на земле. Зачерпните в ладошки горстку снега и подбросьте это чудо, улыбнитесь небу и загадайте желание. Оно обязательно сбудется!

-Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы самостоятельно наши ответы на некоторые вопросы из биографии поэта.

Самостоятельное добывание знаний.

1группа. Кто был самым близким для Саши Блока?

2группа. Что любил слушать и знал наизусть?

3группа. Во что любил играть?

4группа. Кого любил до страсти, к кому питал нежность?

5группа. Почему А.Блоку было «на роду написано» заниматься литературой?

6группа. Чем увлекался в старших классах и почему не стал юристом?

Каждая группа получает биографию поэта. Для каждой группы написан вопрос.

Чем увлекался в старших классах и почему не стал юристом?

Дед, бабушка, мать, тётки – были для Саши Блока самыми близкими людьми. Его дед – знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом детских лет.С детских лет Блока и до самого конца его жизни самым близким ему человеком была мама, она была его совестью, как он сам любил говорить.

В детстве Блок любил слушать сказки Пушкина, стихи Жуковского, детские рассказы разных писателей, многие из которых знал наизусть. А больше всего ему нравилась сказка « Сказка о царе Салтане …».

Играл он всего охотнее в « кирпичики», в некрашеные деревянные чурочки, из которых дети обычно складывают дома, а в его играх они изображали людей, кондукторов, лошадок. Увлечения поглощали его целиком. Особенно корабли. Он рисовал их во всех видах, развешивал по стенам детской, дарил родным.

Животных мальчик любил до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами, Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения. Им написано около 300 стихотворений.

Когда дети говорят о детских стихах прочитать детские стихи А.Блока. слайд 4

Зая серый, зая милый,

Я тебя люблю.

Для тебя – то в огороде

Я капустку и коплю.

Или:

Жил на свете котик милый, слайд 5

Постоянно был унылый, -

Отчего – никто не знал,

Котя это не сказал.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик.

3. Работа по теме.

Отгадайте загадку.

Скатерть бела весь мир одела. (зима) слайд 6

- И сегодня мы познакомимся с произведением А.Блока «Ветхая избушка. Оно связано со счастливой порой в жизни поэта – детством.

- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (о зиме, о зимних забавах детей)

- Какие у вас любимые зимние забавы?

4. Первичное чтение.

- А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь почувствовать настроение автора.

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?  

 ( Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).

5. Словарная работа.

- Как вы понимаете это выражение – ветхая избушка?

Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

6.Повторное чтение и углубленный анализ произведения.

Чтение учащимися.

-Каким  настроением  наполнено  стихотворение?  (Радостным, счастливым.)

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– С каким чувством поэт пишет о детях? (С любовью.)

– Из каких слов это видно? (Внукам-шалунишкам, весел ребятишкам, пальчики застудят.)

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

-А как вы думаете, в стихотворении говорится о жизни крестьянских детей или городских? Почему?

-А какая у них одежда, опишите.

- Как вы думаете, почему у детей длинная одежда?

-Какая у них обувь?

Учитель дополнят ответы детей коротким рассказом об одежде и деревенских детей.

Послушайте.

Почему же лапти были главной обувью у крестьян на Руси? Прежде всего, они были дешевле добротной кожаной обуви. Плели лапти чаще всего из липового лыка, которого в лесу можно было заготовить в огромном количестве.

Конечно, лапти были менее долговечной обувью, чем сапоги. Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом в самую страду крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей.

Валенки тоже были популярным видом обуви, особенно в холодные суровые зимы, и в разных регионах страны они носили разные названия. Так, валенки называли «чесанками» или «катанками». Название валенок зависело от вида шерсти, которую брали для их изготовления: «выходками» или «волнушечками» называли обувку из козьей шерсти, а «катанками» - из овечьей.

Несмотря на широкое распространение валенок на Руси, из крестьянского сословия могли их позволить себе купить только люди зажиточные. Если в семье была, хотя бы одна пара валенок, семья считалась зажиточной. Валенки носили бережно, аккуратно хранили и передавали по наследству. Если у молодого человека были свои валенки – его считали богатым и завидным женихом.

Физкультминутка «Руки за спину, головки назад»

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

 Головки опустим - на парту гляди.

{Вниз.)

 И снова наверх - где там муха летит?

{Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.)

И снова читаем. Немного ещё.

А сейчас послушайте это стихотворение в записи (диск)

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

V. Подведение итогов урока.

-Ребята, а сейчас вы поработаете с текстом стихотворения. Первый ряд найдёт в стихотворении глаголы, второй – прилагательные, а третий- существительные. Работаем парами.

На парте карточки со стихотворением А.Блока «Ветхая избушка», на обратной стороне снежинка.

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе — весна!

 

Проверка.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить стихотворение наизусть слайд 7

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

- Ребята, а сейчас мы будем наряжать ветку. Перед вами листочки разных цветов . Если вы своё отношение к уроку можете определить словами «НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ» - повесьте жёлтый лист, если « ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ И НЕ ВСЁ ИНТЕРЕСНО» - зелёный, а если «ПОЛУЧИЛ УДОВОЛЬСТВИЕ» - красный.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.