Русская литература первой половины Х1Х века. (лекция)
1 Тема: Введение. Русская литература первой половины Х1Х века
Задание1: прочитать материал, сделать краткий конспект.
1. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
- Русское общество в XIX веке;
- общественно-политическая жизнь: восстание декабристов, «мрачное десятилетие», «петрашевцы», реформа 1861 г., революционеры-демократы.
- периодизация русской литературы XIX века.
На протяжении почти всего 20 века наше литературоведение вынуждено было жестко связывать историю литературы с историей общественного движения в России. В основу такой периодизации были положены периоды освободительного движения в России. В перестроечные годы - этот подход был отвергнут как чрезмерно политизированный и не отражающий специфики литературы. Было признано, что периодизация литературы – не может быть отражением периодизации исторической. Литература, хотя и связана с историей, но обладает специфическими закономерностями. Выделять периоды ее развития следует, исходя из закономерностей самой литературы. Ученые согласны в том, что за основу периодизации должны быть положены эстетические критерии. Поиск этих критериев напряженно велся в конце 90-х годов. Их отражением стали дискуссии в журнале «Вопросы литературы». Единого критерия так и не выработано, признано, что таких критериев может быть несколько: преобладание определенных жанров в тот или иной литературный период, особое решение проблемы героя, доминирование определенного метода. Но даже с учетом эстетических критериев периодизации литературы в значительной мере условна. Ведь тенденции и приемы нового периода не возникают в один момент. Они зарождаются постепенно в недрах предшествующего периода. В настоящее время на основе эстетических различий в литературе 19 века выделяется три периода.
2. Специфика литературы как вида искусства.
Словесная специфика художественной литературы, открывающая перед ней широкие возможности для художественного воплощения общественных идеалов, делает ее мощным орудием общественной борьбы. Например, литература социалистического реализма вносит огромный вклад в дело строительства коммунистического общества. Теснейшая связь художественной литературы с развитием общественной идеологии определяет возникновение и развитие на определенных исторических этапах различных литературных направлений и течений, разнообразие методов типизации (например, классицизм, критический реализм, сентиментализм, символизм, социалистический реализм), своеобразие конкретных проявлений в области языка, сюжета, литературных жанров и т. д. Основные жанры (роды) литературы: эпос, лирика и драма, в пределах которых различаются следующие основные виды: очерк, рассказ, по- весть, роман - в эпосе; трагедия, драма, комедия - в драме; песня, лирическое стихотворение - в лирике. Литература тесно взаимодействует с другими видами искусства. Чрезвычайно разнообразны, например, ее связи с театральным искусством по линии драматургии, инсценировок эпических произведений и художественного чтения. Взаимодействие художественной литературы с кино нашло свое выражение в создании нового жанра - литературного киносценария, а также в экранизации многочисленных литературных произведений. Эмоциональное богатство поэтического языка создает основу для взаимодействия художественной литературы и музыки (песня, романс, кантата, опера) . Изобразительное искусство находит в литературе основу для многих сюжетов и, главное, для особого графического жанра - иллюстрации к литературным произведениям. С другой стороны, многие формы очерковой литературы сближают художественную литературу с различными областями общественной публицистики. Полнота отражения в художественной литературе общественного практики человека определяет ее многообразные связи с различными сторонами общественной идеологии в целом.
3. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.
Когда Отечественная война 1812 года привела русских в Париж, когда они непосредственно смогли увидеть плоды западного просвещения, - высокомерное отношение к Западу сменилось более здоровым течением мысли, более критическим отношением к условиям русского быта, результатом чего явилось опять сатирическое направление в литературе, поддерживаемое молодыми писателями этого времени (Долгорукий, Горчаков, Нахимов, Измайлов) . Особенно известны были романы Нарежного ("Бурсак", "Два Ивана" и др.) , в которых русская жизнь со многими её отрицательными сторонами находит верное и художественное отражение. В них показаны пороки русской администрации, крепостное право и мистицизм, увлекавший в то время много русских людей. Таким образом, реализм с сатирическим оттенком пробивался всё больше и больше. Высшего же проявления этот реализм достиг в басне. Написанные лёгким языком, басни Дмитриева и А. Е. Измайлова увлекали читателей. К этому же времени расцвёл талант И. А. Крылова, басни которого представляли образцы самостоятельного творчества, как по содержанию, так и форме. Наиболее характерные особенности русского ума, облечённые в форму народной русской речи, нашли в них своё выражение. Литература выходит из зависимого положения от западной и приобретает характер самобытности. Вместе с тем развивается потребность непосредственного знакомства с образцами греко-римской поэзии. Благодаря Батюшкову был разработан антологический род поэзии (переводы Тибулла, Петрарки, Боккаччо, Парни и др.). Гнедичем была переведена "Илиада" Гомера, Жуковским - "Одиссея". Новое поколение, воспитанное в начале царствования Александра I, не могло, однако, удовлетвориться литературными произведениями, отвечающими только эстетической потребности. Увлекаясь французскими энциклопедистами, новое поколение молодых литераторов стремилось применить начала, выработанные западноевропейской мыслью, к русской жизни (тайные общества, возникшие в первую половину царствования Александра I). Это настроение общества нашло себе выражение и в печатных литературных произведениях. Рылеев в своих лирических стихотворениях, не отличающихся, правда, художественными красотами, отражает либерализм тогдашних мнений. Некоторые из его стихотворений ("Временщик", "Видение", "Гражданин") настолько сильно проникнуты чувством здорового патриотизма, что, при всех недостатках во внешней отделке, являются ценными произведениями того времени, вносящими идейное содержание в литературу.
4. Самобытность русской литературы.
Литература в России становится ведущей формой общественного сознания, т.е. вбирает в себя философию, политику, эстетику и этику. Этот синкретизм русской литературы прекрасно осознавали многие писатели и критики: « У нас в изящной словесности да в критике на художественные произведения отразилась вся сумма идей наших об обществе и личности» (Писарев, т.1, 1955, с. 192). Итак, особенность русской литературы 19 века обусловлена невозможностью в иных формах отражать самые жгучие проблемы современности. Поэтому русская публика воспринимала литературу как явление общественного самосознания, а писателей - как духовных вождей нации, защитников и спасителей. « Поэт в России больше, чем поэт», - скажет позднее Е.Евтушенко. Именно эта роль литературы, заставляла русских писателей 19 века ощущать свою ответственность перед обществом. ставить в произведениях важные философские, социальные и психологические проблемы. Центральными проблемами 19 века являлись вопросы о путях развития русского общества, улучшения жизни народа, личности. Важной особенностью русской литературы являлось ее положительное начало. Еще В.Г.Белинский выдвигал требование: « Всякая критика действительности и всякое отрицание должны вестись во имя идеала». И хотя ведущим методом литературы второй половины 19 века становится критический реализм, с его острым обличением общественных недостатков. Эта особенность русской литературы бросалась в глаза зарубежному читателю. Осознание своего высокого предназначения и ответственности перед обществом обусловили высокую идейность русской литературы 19 века. Она не была просто «эстетической игрушкой» и средством развлечения. Важной ее особенностью также была внимание к простому народу. Следующая особенность литературы 19 века - ее своеобразное функционирование в обществе. Существование жесткой цензуры, с одной стороны, необходимость в распространении новых прогрессивных воззрений – с другой, привели к тому, что в первой трети 19 века литература существовала не только в письменном виде. Неопубликованные произведения читались в салонах Петербурга и Москвы, обсуждались на заседаниях литературных кружков и обществ и, благодаря этому, передовые идеи проникали в широкие массы.
Задание 2: изучить таблицу, в тетрадь перенести периоды 1-3
Домашнее задание: Самостоятельная работа 1:
Реферат: «Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины 19 века»
(сдается в печатном виде)
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
Структура реферата:
-Титульный лист.
-Оглавление.
-Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
-Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
-Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
-Список литературы.
Периодизация русской литературы XIX века | Общая характеристика периода | Развитие основных литературных жанров |
I. I четверть (1801—1825) | Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм. | Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия. |
II. Литература 30-х годов (1826—1842) | Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». | Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. |
III. Литература 40—50-х годов (1842—1855) | Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. | Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков |
IV. Литература 60-х годов (1855—1868) | Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский) | Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков. |
V. Литература 70-х годов (1869—1881) | Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова | Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. |
VI. Литература 80-х годов (1882—1895) | Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого. | Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев |
VII. Литература 90-х годов (1895—1904) | Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова. | Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры |