Материал на проверке

«Русские народные тряпичные куколки и современные куклы».

6
0
Материал опубликован 5 May в группе

Конспект  ОД
по художественно-эстетическому и нравственному воспитанию

в старшей группе «Ромашка» 
по стандартам ФГОС детского сада № 49 «Тополёк»








«Русские народные тряпичные куколки и 
современные куклы».





Воспитатель высшей категории: 
Нургалиева Ирина Ватымовна

Дата проведения: 03.04.2025 г.






г.Псков



Цель: развивать у детей любознательность и познавательный интерес к русскому народному творчеству, традициям, познакомить детей с русскими народными тряпичными куколками.

Задачи:
Обучающие:

-расширять знания детей о русском народном творчестве - о русских народных тряпичных куколках;

-познакомить детей с разными видами тряпичных куколок;

-сравнить куколок тряпичных с современными куклами;

-обучать умению слушать, наблюдать, подмечать;

-создать условия для творческой активности детей с нарушением зрения;

-обучить изготовлению куколок-пеленашек.

Развивающие:
-развивать речь детей, мышление, зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание, любознательность;
-формировать нравственные чувства: доброту, бережливость; 
-развивать глазодвигательную функцию глаз.
Воспитательные: 
-воспитывать чувство радости от знакомства с тряпичными куклами, от прослушивания музыки;
-воспитывать любовь к русской истории, народным традициям;
-воспитывать эстетический вкус;
-воспитывать творчески активную и всесторонне развитую личность. 


Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Оборудование: туесок, тряпичные куколки, кукла Катя и Незнайка, фотографии (слайды), телевизор, музыка; кусочки белой и цветной материи - лоскутков, красная шерстяная нитка.


Ход ОД.
1.Организационных момент (сюрпризный момент). 

Звучит русская народная песня "Было у матери 12 дочерей".

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Скажите, о чём песня? Сколько у матери было дочерей? Как их звали? Чему учила их мать? (Ответы детей.) 
А ещё матушка учила своих дочерей мастерить вот таких  тряпичных куколок.
Воспитатель достаёт из туесочка несколько куколок и читает стихотворение:
В Древней Руси мастерили девчушек
Из лоскуточков, да ниток катушек.
Народные куклы - так в чём их секрет?


Я вас, ребятки, приглашаю послушать ответ.


2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, такие тряпичные куклы называются оберегами. Кто знает, что такое "оберег"? (Ответы детей.) Эти куклы берегут дом от напастей и недугов. Такая народная игрушка появлялась в доме с рождением ребёнка, чтобы оберегать его от болезней и бед, охраняла детский сон. Детки подрастали, относились к своим тряпичным куколкам бережно, поэтому даже спустя десять лет, куклы были в хорошем состоянии. 
Дети, тряпичные куклы бывают разными, посмотрите на слайды.

Воспитатель демонстрирует куколку-травницу, дети передают её друг другу, ощущают запах трав. 


Куколки - травницы наполняли ароматными травами (ромашка, мята, зверобой, лаванда, одуванчик, полынь, душица).
Куколки - зерновушки наполняли крупами, например, гречкой, так как гречка обладает успокаивающими свойствами и клали такую куклу под голову новорожденному.
Куклы-пеленашки делались для деток до 1 года.
Целительные куколки, на которых переводили дух болезни с больного человека, затем её сжигали, отправляя злой дух на тот мир.
Кукла Берегиня - обережные куклы - это куклы-помощницы, которые оберегают мир людей от злых духов.


Ребята, обратите внимание, что куклы на Руси были безликими, имели чистый лик (т.е. лицо) без носа, рта и глаз, для того, чтобы в куклу не вселилась нечистая сила и не принесла человеку вреда.
Уже с 5 лет девочки сами могли мастерить тряпичных кукол из лоскутков ткани. А девочкам помладше шили куколок их матери, бабушки, старшие сёстры.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берём эти куклы в руки - 
Оживают истории, звуки...


Зрительная гимнастика "Куколки":
Как маленькие солнышки куколки стоят (широко открыть глаза)
И глазками невинными на вас сейчас глядят (поморгать глазами).
Вы кукол не бросайте, вы их не обижайте (воспитатель держит в руке тряпичную куклу и водит ею налево, затем направо),
Пусть будут они вечно в доме вашем жить (глаза вниз - следят за куклой).
Тепло, добро и счастье ваше сторожить (глаза вверх - следят за куклой).


Звучит весёлая кукольная мелодия, перед детьми появляются современные куклы и танцуют, дети хлопают.


Воспитатель: Ребята, к нам пришли в гости кукла Катя и Незнайка - друзья тряпичных куколок. Чем они отличаются? (Ответы детей.)

У куклы Кати и Незнайки есть подвижные ноги, руки, лицо с глазами, носом, ртом. Кукла Катя может даже говорить (включить кнопку). Современная кукла похожа на человека, на нас с вами.

Из какого материала сделаны кукла Катя и Незнайка? (Ответы детей.)

Дети, чтобы ваши куклы сохранились в хорошем состоянии, что для этого надо делать? (Ответы детей.)

А что делать со старыми куклами? (Ответы детей.)

Молодцы, их надо помыть, причесать и сшить новую одежду.

Давайте относиться к куклам бережно, внимательно, аккуратно, ведь куклы - наши друзья!


Воспитатель: Дети, я предлагаю вам смастерить оберег - куколку-пеленашку, которую можно хранить в своей постельке, бережно к ней относиться, и она будет вас оберегать. Такая куколка отведёт злой глаз, недобрые мысли и защитит от негатива. Сначала подготовим наши руки к работе.
Проводится пальчиковая гимнастика:
В этих куклах доброта и грусть, (сжимают и разжимают пальцы)
Они помнят Киевскую Русь (сжимают и разжимают пальцы).
Мы берём эти куклы в руки - (пальцы в замок)
Оживают истории, звуки...(пальцы также в замок и стучим основанием ладоней)


Проводится мастер-класс.


3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости?  Что вам интересного запомнилось? Какую куколку мы сегодня мастерили?


Звучит русская народная мелодия, дети играют с куколками.

Комментарии
Комментариев пока нет.