Конспект ОД
по художественно-эстетическому и нравственному воспитанию
в старшей группе «Ромашка»
по стандартам ФГОС детского сада № 49 «Тополёк»
«Русские народные тряпичные куколки и
современные куклы».
Воспитатель высшей категории:
Нургалиева Ирина Ватымовна
Дата проведения: 03.04.2025 г.
г.Псков
Цель: развивать у детей любознательность и познавательный интерес к русскому народному творчеству, традициям, познакомить детей с русскими народными тряпичными куколками.
Задачи:
Обучающие:
-расширять знания детей о русском народном творчестве - о русских народных тряпичных куколках;
-познакомить детей с разными видами тряпичных куколок;
-сравнить куколок тряпичных с современными куклами;
-обучать умению слушать, наблюдать, подмечать;
-создать условия для творческой активности детей с нарушением зрения;
-обучить изготовлению куколок-пеленашек.
Развивающие:
-развивать речь детей, мышление, зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание, любознательность;
-формировать нравственные чувства: доброту, бережливость;
-развивать глазодвигательную функцию глаз.
Воспитательные:
-воспитывать чувство радости от знакомства с тряпичными куклами, от прослушивания музыки;
-воспитывать любовь к русской истории, народным традициям;
-воспитывать эстетический вкус;
-воспитывать творчески активную и всесторонне развитую личность.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Оборудование: туесок, тряпичные куколки, кукла Катя и Незнайка, фотографии (слайды), телевизор, музыка; кусочки белой и цветной материи - лоскутков, красная шерстяная нитка.
Ход ОД.
1.Организационных момент (сюрпризный момент).
Звучит русская народная песня "Было у матери 12 дочерей".
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Скажите, о чём песня? Сколько у матери было дочерей? Как их звали? Чему учила их мать? (Ответы детей.)
А ещё матушка учила своих дочерей мастерить вот таких тряпичных куколок.
Воспитатель достаёт из туесочка несколько куколок и читает стихотворение:
В Древней Руси мастерили девчушек
Из лоскуточков, да ниток катушек.
Народные куклы - так в чём их секрет?
Я вас, ребятки, приглашаю послушать ответ.
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, такие тряпичные куклы называются оберегами. Кто знает, что такое "оберег"? (Ответы детей.) Эти куклы берегут дом от напастей и недугов. Такая народная игрушка появлялась в доме с рождением ребёнка, чтобы оберегать его от болезней и бед, охраняла детский сон. Детки подрастали, относились к своим тряпичным куколкам бережно, поэтому даже спустя десять лет, куклы были в хорошем состоянии.
Дети, тряпичные куклы бывают разными, посмотрите на слайды.
Воспитатель демонстрирует куколку-травницу, дети передают её друг другу, ощущают запах трав.
Куколки - травницы наполняли ароматными травами (ромашка, мята, зверобой, лаванда, одуванчик, полынь, душица).
Куколки - зерновушки наполняли крупами, например, гречкой, так как гречка обладает успокаивающими свойствами и клали такую куклу под голову новорожденному.
Куклы-пеленашки делались для деток до 1 года.
Целительные куколки, на которых переводили дух болезни с больного человека, затем её сжигали, отправляя злой дух на тот мир.
Кукла Берегиня - обережные куклы - это куклы-помощницы, которые оберегают мир людей от злых духов.
Ребята, обратите внимание, что куклы на Руси были безликими, имели чистый лик (т.е. лицо) без носа, рта и глаз, для того, чтобы в куклу не вселилась нечистая сила и не принесла человеку вреда.
Уже с 5 лет девочки сами могли мастерить тряпичных кукол из лоскутков ткани. А девочкам помладше шили куколок их матери, бабушки, старшие сёстры.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берём эти куклы в руки -
Оживают истории, звуки...
Зрительная гимнастика "Куколки":
Как маленькие солнышки куколки стоят (широко открыть глаза)
И глазками невинными на вас сейчас глядят (поморгать глазами).
Вы кукол не бросайте, вы их не обижайте (воспитатель держит в руке тряпичную куклу и водит ею налево, затем направо),
Пусть будут они вечно в доме вашем жить (глаза вниз - следят за куклой).
Тепло, добро и счастье ваше сторожить (глаза вверх - следят за куклой).
Звучит весёлая кукольная мелодия, перед детьми появляются современные куклы и танцуют, дети хлопают.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли в гости кукла Катя и Незнайка - друзья тряпичных куколок. Чем они отличаются? (Ответы детей.)
У куклы Кати и Незнайки есть подвижные ноги, руки, лицо с глазами, носом, ртом. Кукла Катя может даже говорить (включить кнопку). Современная кукла похожа на человека, на нас с вами.
Из какого материала сделаны кукла Катя и Незнайка? (Ответы детей.)
Дети, чтобы ваши куклы сохранились в хорошем состоянии, что для этого надо делать? (Ответы детей.)
А что делать со старыми куклами? (Ответы детей.)
Молодцы, их надо помыть, причесать и сшить новую одежду.
Давайте относиться к куклам бережно, внимательно, аккуратно, ведь куклы - наши друзья!
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам смастерить оберег - куколку-пеленашку, которую можно хранить в своей постельке, бережно к ней относиться, и она будет вас оберегать. Такая куколка отведёт злой глаз, недобрые мысли и защитит от негатива. Сначала подготовим наши руки к работе.
Проводится пальчиковая гимнастика:
В этих куклах доброта и грусть, (сжимают и разжимают пальцы)
Они помнят Киевскую Русь (сжимают и разжимают пальцы).
Мы берём эти куклы в руки - (пальцы в замок)
Оживают истории, звуки...(пальцы также в замок и стучим основанием ладоней)
Проводится мастер-класс.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? Что вам интересного запомнилось? Какую куколку мы сегодня мастерили?
Звучит русская народная мелодия, дети играют с куколками.