Русский менталитет: вчера и сегодня, pro et contra
Великому русскому народу посвящается
А.Граф
Мы живем в самой большой стране мира, собранной нашими великими предками, русским народом прежде всего. Собрать такие громадные земли, пройти долгий путь от центральной России до Тихого океана – это беспримерный подвиг. Где же истоки этого подвига? Говорят, они кроются в русской ментальности – неповторимой, противоречивой русской душе, вобравшей в себя два мира – мир Востока и мир Запада. Отсюда и удивительное смирение, и стремление к вечному поиску правды, борьбе.
На формирование русской ментальности оказало влияние многое: это и срединное положение страны между Европой и Азией, и историческая миссия русского народа, стоящего на страже европейских и азиатских интересов, и экстремальные условия выживания на бескрайних просторах, требующих крепости духа, и вековая борьба с внешними и внутренними врагами.
Образцом экстремального выживания на бескрайних просторах Руси-матушки служит пример нескольких сотен непокорных новгородцев, которые четыре века назад, спасаясь от расправы опричников Ивана Грозного, Северным морским путем (5 тысяч километров!) на гребных судах прошли холодные арктические воды. Они не только смогли пройти это огромное расстояние, но и выжили в условиях Крайнего Севера, веками обходясь без хлеба, соли и другой, привычной для русского человека еды, сохранили свой язык, обычаи, традиции. Русское Устье – это духовное богатство России, пример подвига русского человека.
Другим ярким примером русской ментальности является способность россиян жертвовать во имя спасения других народов: в Великую Отечественную войну наш народ положил на алтарь Победы миллионы жизней своих лучших сынов и дочерей. Мир не знает таких примеров массового жертвования во имя справедливости и правды. На совести мира замалчивание, искажение этого подвига, что мы видим в наши дни.
Сформировались особые качества русского человека: страстность и неуемность натуры, сметливость, выносливость и твердость, непредсказуемость и фатальность; приоритет духовно-нравственного мышления над материальным, прагматическим. Стремление к правде и справедливости было источником русского героизма, несгибаемости воли, твердости духа, подвижничества, способности к жертвованию. Вера в светлое будущее при неоправданных ожиданиях приводит к перечеркиванию уже достигнутого, пребыванию из одной крайности к другой, этим объясняется непредсказуемость, надежда на знаменитое русское «авось»». И крушение вновь и вновь уже достигнутого в неспокойные времена революций и других потрясений, к сожалению, тоже присутствуют в русском характере. Эти вопросы всегда волновали многих философов, в том числе и русского мыслителя П. Чаадаева.
Стойкость русского человека, его пренебрежение к материальным проблемам, к страданиям и болезням объясняется тем, что идея ведет его по жизни, придает ей смысл. Как и вера, часть его души. В Русском Устье потомки новгородцев сохранили православную веру, хотя Священное Писание они толкуют по-своему: «Охто на шендухе — тот будет сендушной, охто веде — водяная хожайка, охто огонь — огонной хожанин, охто за угол — тот сушэдко пускай будет» (о Божьем промысле).
Сохранилось и древнее триединство в видении мира, это осталось в речи русскоустьинцев: например, в слове «тресветлый» вместо привычного «пресветлый».
Счастье русского человека не от материального благополучия, а от смысла жизни и его отсутствия. При утрате смысла, цели и смысла бытия русский человек часто топит себя в алкоголе, вплоть до деградации. Пример тому – болезненная утрата смысла жизни многими после распада Советского Союза и как следствие – душевные страдания, болезни и др., настоящая трагедия нации. Так как потеря смысла жизни – самое страшное для русского этноса.
Так называемая русская лень – это сдерживание сил для предстоящих грандиозных свершений. Примеры? – изгнание Наполеона из России, битва под Полтавой с шведами, знаменитая Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль, построенная в труднейших условиях всего за девять лет беспримерным трудом нашего народа; Великая Победа в войне с Гитлером, так дорого нам давшаяся; восстановление народного хозяйства Советского Союза, разрушенного во время Великой Отечественной войны (это треть территории огромной страны, это разгромленные заводы и фабрики, порушенные города и села) всего лишь за десять лет вместо прогнозируемых на Западе двухсот.
Русский человек давал достойный ответ разным вызовам судьбы. Талантливый народ веками вел трудную борьбу за выживание, оттачивал свою смекалку и природный ум. Знаменитый танк «Т-34» - лучший танк Великой Отечественной войны – это яркий пример русской смекалки: обтекаемая броня, быстроходность и маневренность, простота управления давали превосходство над немецкими «тиграми» и «пантерами».
Духовность и соборность русского человека развили понятие долга, в отличие от западного понятия рациональной пользы. Соборные действия во имя общего дела, мира всегда были преобладающими. Служение высшему долгу и способность к самопожертвованию приносят обществу большую пользу обществу и самому человеку. Люди часто верят, что их жертвенность непременно воздастся если не на земле, то свыше.
Русская культура не основана на стремлении к материальным благам. Даже богатые купцы в пьесах А. Островского не считают себя счастливыми, имея много денег («Бешеные деньги», например), а название «Бедность не порок» говорит о многом. Достижения в материальном – это побуждение к достижению высоких целей и мотивов: защиты Родины, освоения земных просторов, достижения социального идеала и др.
Существует европейское мнение о русском варварстве и жестокости, часто на Западе приводят в пример деяния Ивана Грозного, на совести которого около трех тысяч убиенных душ за все время царствования, в то время как за одну Варфоломеевскую ночь во Франции было истреблено в 10 (!) раз больше. А уничтожение миллионов аборигенов белыми колонизаторами после открытия Нового Света? В то время как при освоении Сибири русские не только не уничтожали инородцев, но вместе с ними осваивали бескрайние просторы. Они проявляли невиданную для европейцев национальную и религиозную терпимость. Народ соборной ментальности веками воспринимал другие культуры, переваривал чужеродные архетипы, сопротивляясь, приспосабливаясь, но сохраняя собственную духовность.
Пример Великого Устья тому доказательство: четыре века мирного соседского проживания с юкагирами и якутами в мире и дружбе, соседское существование на одной территории и вынужденная необходимость пополнения своего состава посредством смешения с этими народами изменили русские лица, но не смогли изменить их неповторимый язык, мировосприятие, самосознание этноса. Эти удивительные люди упрямо считают себя русскими, сохраняя архаичный язык своих предков, самобытный русский фольклор, те же сказки и былины, рассказанные когда-то их предшественниками еще в допушкинские времена. Например, новгородская былина о Садко – это генетическая память русскожильцев об их далекой Родине. Замечательный писатель В.Г. Распутин, патриот нашего края, связывал свою малую родину с Русским Севером, т.к. его предки пришли в Сибирь из того же гнезда, что и русскоустьинцы, и поэтому в языке русских переселенцев он находил те же слова («баять» - говорить, «лонись» - в прошлом году, «доспеть» - сделать, «дивля» - хорошо и др.). Понятна его тревога по поводу уходящего безвозвратно, прежде всего – уникальной культуры и самобытного русского языка, бережно и терпеливо сохранявшегося и передававшегося из поколения в поколение.
Известно, что русские люди очень терпеливы (какой народ потерпит тридцать постперестроечных лет после распада великой державы?). Долготерпение кончается, когда рушатся и попираются традиционные ценности.
Русскому народу свойственны мобилизация в экстремальных и расслабленность в обыденных ситуациях, отсутствие желания мобилизоваться ради корыстных материальных целей, но способность к неимоверным усилиям во имя высоких идеалов: защиты Родины и священных ценностей, выполнения важных исторических задач. При этом он может терпеть самодурство власти, но при смертельной опасности для Отечества он непобедим (униженный крепостным правом, неграмотный русский человек изгнал самую сильную в то время армию Наполеона, через сто с лишним лет он сделал это с гитлеровской армией).
Даже в поражениях русский этнос был способен «переварить» враждебную силу и после, собравшись с силами, стряхнуть ее с себя, как дикий конь – всадника. Даже если для этого требовалось много времени, как это случилось при свержении двухсотлетнего татаро-монгольского ига.
Мы рассмотрели лучшие черты русского национального характера. Но некоторые черты русского характера делали народ беззащитным перед испытаниями ушедшего и нового века. Русская открытость в девяностых годах - не это ли причина подпадания под чужое западное влияние и бескровная сдача великой страны? По мнению А.И. Солженицына, чувство единого народа, добавлю, соборности, нами утеряно в борьбе за самосохранение. Кстати, этот же писатель, возможно, и без злого умысла, когда-то положил начало падению СССР - нашей общей страны.
И без того аскетичный русский характер в современных нестабильных условиях бедности и обнищания большинства проявляет сверхаскетичность. Люди становятся пассивными, циничными, снижают свои потребности до минимума и соответственно теряют веру в лучшее. При этом соборное чувство уже три десятилетия вытравляется чуждой индивидуалистической идеей.
Даже в сибирских деревнях, где эта соборность была особенно ощутимой (бескорыстная «помочь» односельчан в трудных ситуациях еще помнится старшими поколениями, но сегодня это, к сожалению, уходит), она сдает свои позиции, уступая место зависти и озлобленности. Еще совсем недавно сельчане не знали, что такое замки на дверях, т. к не знали воровства. На бескрайних землях веками жили в добрососедстве русские старожилы и коренные народы (буряты, эвенки, тофалары), а после и татары, другие этносы России.
Сибиряк всегда отличался лучшими чертами русского человека: надежностью, дружелюбием, патриотизмом. В судьбоносном сражении по Москвой, когда в советской столице были слышны звуки войны, воины-сибиряки мужественно сражались с общим врагом, ценой своей жизни спасая древнюю святыню нашего народа.
И под Москвой, в сугробах по колено,
Стояди, смерть поправ, сибиряки - так пишет о битве под Москвой сибирский поэт-
фронтовик Иннокентий Луговской. Вечная память павшим в этих боях русским, бурятам, якутам, тувинцам, хакасам, эвенкам и др. - метким стрелкам, патриотам своей страны! Нерусским по национальности, но сибирякам по духу - особому типу российского человека, сложившемуся в результате многовекового совместного проживания разных народов в трудных природных условиях.
Главные архетипы национального характера - соборность, общинность, уживчивость - подавлялись, но оставались основой выживания. Коллектив для русских все же пока выше личности, интересы своей семьи, уважение к родителям, счастье и благополучие детей также в приоритете.
Но в русском характере сочетается и чудачество, самодурство, пренебрежение к социальным нормам. Когда творческая активность русского человека подавлялась властью, она проявлялась в разных формах самодурства. И того самого слепого бунта, о котором писал еще А.С. Пушкин, называя его «бессмысленным и беспощадным».
Русский национальный характер жив, пока жив народ, живы его главные ценности, способность делать выбор между добром и злом. Благодаря этим ценностям Россия не исчезла в девяностые годы, россияне сохранили свое достоинство и порядочность, за исключением тех ловких людей, которые в условиях перестроечного времени сумели сомнительным образом нажить свои громадные состояния. Доверчивостью россиян воспользовались беспринципные люди, преступным образом ограбив миллионы людей посредством так называемых финансовых пирамид, приватизации национальных богатств.
Из отрицательных качеств русских хотелось бы отметить часто присутствующую у больших народов некоторую снисходительность к малым этносам, отсутствие желания учить их язык, понимать обычаи, традиции народов, с которыми они проживают на одной земле. Не это ли послужило одной из причин распада великой державы, когда заинтересованные в распаде дельцы от политики, сыграв на национальных чувствах малых этносов, легко добились своей цели?
В свете последних событий, когда сильны внешние угрозы, когда власть наконец поворачивается лицом к простым людям и ставит высокие задачи для долгожданного прорыва нации, нравственный фундамент – это основа всего. Порушенное и утерянное необходимо восстанавливать, как всегда, всем миром. Миром многонационального народа России и русским народом прежде всего – лучшим, без преувеличения, народом земли…
Мещеряков Андрей Геннадьевич