Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин». Дидактический спектакль

3
0
Материал опубликован 5 February 2016 в группе

Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ

Введение

1 «Война не меняется»

Великая Отечественная война относится к тем событиям в истории страны, которые надолго остаются в памяти народа. Такие события во многом поменяли представления людей о жизни и о искусстве. Война вызвала небывалый всплеск в литературе, музыке, живописи, кино. Но, пожалуй, не было и не будет более популярного произведения о войне, чем поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”. 

Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971) – известный советский писатель, поэт. Родился 21 июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Свое первое стихотворение он написал так рано, что не мог его даже записать, ведь он был не обучен грамоте.

В этот юбилейный год сошлось несколько значительных дат:

105 лет со дня рождения А.Т.Твардовского,

70 лет Великой Победы,

70 лет со дня завершения знаменитой «Книги про бойца».

«Василий Теркин» - одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющих подвиг безымянного советского солдата.

В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» Великая Отечественная война увидена глазами ее рядового участника, простого солдата. Автор буквально сроднился со своим героем. И главный герой сразу представляется автором как один из многих, ничем не выделяющийся из солдатской массы:

2. Музыка Священная война

(Сцена 1 Проходит строй солдат)

Автор:

По которой речке плыть,

Той и славушку творить. . .

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

До войны едва в помине

Был ты, Теркин, на Руси.

Теркин? Кто такой?

А ныне Теркин — кто такой? — спроси.

 

Девушка 1: Теркин, как же!

Девушка 2: Знаем. Девушка 3: Дорог.

Девушка 4: Парень свой, как говорят.

Автор:

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат.

Девушка 1:

На гулянке гость не лишний,

Девушка 2:

На работе — хоть куда ...

 

Девушка 3: То серьезный, то потешный,

Девушка 4:

Нипочем, что дождь, что снег.

Это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя..."

Автор:

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата

Проводила хоть одна

Женщина когда-то

Не подарок, так белье

Собрала, быть может,

И чем дольше без нее,

То она дороже.

И дороже этот час,

Памятный, особый,

Взгляд последний этих глаз,

Что забудь, попробуй.

3 Музыка «Жди меня»

( Сцена проводы на фронт)

События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно?

В центре поэмы — народный характер, в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется, это молодой боец, и мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны.

Тёркин-гармонист:

Я покинул дом когда-то,

Позвала дорога вдаль.

Не мала была утрата,

Но светла была печаль.

Тёркин-танкист:

И годами с грустью нежной

Меж иных любых тревог

Угол отчий, мир мой прежний

Я в душе моей берег.

Тёркин-стрелок:

Милый лес, где я мальчонкой

Плел из веток шалаши,

Где однажды я теленка,

Сбившись с ног, искал в глуши...

Тёркин-связист:

Лист к листу, листом прикрытый,

В сборе лиственном густом

Пересчитанный, промытый

Первым за лето дождем.

Тёркин-гармонист:

И в глуши родной, ветвистой,

И в тиши дневной, лесной

Молодой, густой, смолистый,

Золотой держался зной.

Тёркин-танкист:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть, иль нет?

Тёркин-стрелок:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край, страдающий в плену!

Я приду — лишь дня не знаю,

Но приду, тебя верну.

Тёркин-связист:

Не звериным робким следом

Я приду, твой кровный сын,

Вместе с нашею победой

Я иду, я не один.

 

4. Музыка Родина моя

Воссоздавая картины прошлого, Твардовский показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина. 

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара.

Автор:

Друг-читатель, я ли спорю,

Что войны милее жизнь?

Да, война ревет, как море,

Грозно в дамбу упершись.

Я одно скажу, что нам бы

Поуправиться с войной,

Отодвинуть эту дамбу

За предел земли родной.

А покуда, край обширный

Той земли родной — в плену,

Я — любитель, жизни мирной

На войне пою войну.

Есть война — солдат воюет,

Лют противник — сам лютует.

Есть сигнал: вперед!.. — Вперед.

Есть приказ: умри!.. — Умрет.

5. Музыка «Хотят ли русские войны»

(Сцена «Сражение»)

Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть. 

6. Музыка «Далеко журавли улетели»

(Сцена «Теркин и смерть»)

Автор:

За далекие пригорки

Уходил сраженья жар

На снегу Василий Теркин

Неподобранный лежал.

Снег под ним, набрякши кровью,

Взялся грудой ледяной.

Смерть склонилась к изголовью:

 

Смерть:

Ну, солдат, пойдем со мной.

Я теперь твоя подруга,

Недалеко провожу.

Дрогнул Теркин, замерзая

На постели снеговой.

Тёркин-стрелок:

 

Смерть, смеясь, нагнулась ниже:

 

Смерть:

Полно, полно, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой, да не жилец.

Ночь, поверь, не хуже дня...

 

Тёркин-стрелок:

Смерть как будто бы замялась,

Отклонилась от него.

 

Смерть: Нужно мне... такую малость,
Ну почти что ничего.

Нужен знак один согласья,

Что устал беречь ты жизнь,

Что о смертном молишь часе ...

Тёркин-стрелок:

Сам, выходит, подпишись?

 

Смерть: Ну так что же,
Подпишись, и на покой.

Тёркин-стрелок:

Нет, уволь. Себе дороже.

 

Смерть:

Не торгуйся, дорогой.

Все равно идешь на убыль.

 

Смерть подвинулась к плечу.

 

Все равно стянулись губы,

Стынут зубы...

 

Тёркин-стрелок:

Не хочу.

Смерть:

А смотри-ка, дело к ночи,

На мороз горит заря.

Я к тому, чтоб мне короче

И тебе не мерзнуть зря...

Тёркин-стрелок:

Потерплю.

 

Смерть:

Ну, что ты, глупый!
Ведь лежишь, всего свело.
Я б тебя тотчас тулупом,
Чтоб уже навек тепло.

Тёркин-стрелок:

Смерть:

Что от счастья, что от боли —
Все равно, а холод лют.
Завилась поземка в поле.

Нет, тебя уж не найдут...

И зачем тебе, подумай,

Если кто и подберет.

Пожалеешь, что не умер

Здесь, на месте, без хлопот...

Тёркин-стрелок:

Шутишь, Смерть.

Отвернул с трудом плечо.

Мне как раз пожить охота,

Я и не жил-то еще...

 

Дрогнул Теркин, замерзая на постели снеговой.

 

Тёркин-стрелок:

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

Смерть:

Погоди, резон почище

Я найду— подашь мне знак...

Тёркин-стрелок:

Стой! Идут за мною.

Ищут. Из санбата.

 

Смерть: Где, чудак?

Тёркин-стрелок:

Вон, по стежке занесенной. ..

Смерть хохочет во весь рот:

 

Смерть: Из команды похоронной.

 

Тёркин-стрелок:

Все равно: живой народ.

И подумала впервые Смерть, следя со стороны:

Смерть:

«До чего они, живые,

Меж собой свои — дружны.

Потому и с одиночкой

Сладить надобно суметь,

Нехотя даешь отсрочку».

И, вздохнув, отстала Смерть.

 

7. Музыка «Туман» (слова и музыка О. Газманова)

(Сцена «Санитарки поднимают и уносят Теркина»)

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. 

Автор:

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Теркин на войне.

Был в бою задет осколком,

Зажило — и столько толку.

 

И хоть было беспокойно —

Оставался невредим

Под огнём косым, трехслойным,

Под навесным и прямым.

Но, однако, жив вояка,

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

 

Как ни трудно, как ни худо

— Не сдавай, вперед гляди.

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.


 

На привале

Автор:

На войне — в пути, в теплушке,

В тесноте любой избушки,

В блиндаже иль погребушке,

Там, где случай приведет,

Лучше нет, как без хлопот,

Без перины, без подушки,

Примостясь кой-как друг к дружке,

Отдохнуть ... Минут шестьсот.

Даже больше б не мешало,

Но солдату на войне

Срок такой для сна, пожалуй,

Можно видеть лишь во сне.

Все эти ребята, не исключая самого Теркина, — простые люди, и показаны они в самых будничных обстоятельствах. Автор специально избегает описывать героические моменты, потому что по своему опыту знает: война — это тяжелая работа.

А разговоры бойцы заводят совсем не на “высокие” темы.

Тёркин-гармонист: У кого гармонь, ребята?

Тёркин- связист: Да она-то здесь, браток...

Тёркин-гармонист: Так сыграть бы на дорожку?

Тёркин- связист: Да сыграть — оно не вред.

Тёркин-гармонист: В чем же дело? Чья гармошка?

Тёркин- связист: Чья была, того, брат, нет...

Тёркин- танкист: Командир наш был любитель
Схоронили мы его.

Тёркин-гармонист:

Так ...

Тёркин- танкист:

Знаешь что,

Ну, сыграй ты, шут с тобой.

Идет война – до песен ли?!. Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни. Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить времен не прервется, пока будут петь военные песни.

Автор:

Только взял боец трехрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.

8. Музыка «Теркин играет на гармони»

Автор на фоне музыки:

Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.

Василий — боец умелый, храбрый, умеющий подбодрить своих товарищей в трудный час хорошей шуткой. Но понимающий, что война — тяжкий труд, гибель и страдания людей.

Автор:

Тёркин-гармонист:

Я не то еще сказал бы, —
Про себя поберегу.
Я не так еще сыграл бы, —
Жаль, что лучше не могу.

Девушка 1: Знаешь, брось ты эти вальсы,
Девушка 2: Дай-ка ту, которую .. .

10. Музыка «Моя любимая»

(Сцена Все поют песню «Моя любимая»)

Автор:

А гармонь зовет куда-то,

Далеко, легко ведет . . .

Тёркин-гармонист:

Тёркин- танкист: Знаешь, друг .. . Не знакомы ль мы с тобою?
Не тебя ли это, брат,
Что-то помнится, из боя
Доставляли мы в санбат?
Вся в крови была одежа,
И просил ты пить да пить . . .

Приглушил гармонь:

Тёркин- гармонист: Ну что же, Очень даже может быть.

Тёркин- танкист: Нам теперь стоять в ремонте.
У тебя маршрут иной.

Тёркин- гармонист: Это точно . . .

Тёркин- танкист: А гармонь-то,

Знаешь что, — бери с собой.

Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту.

Тёркин- гармонист:

Что вы, хлопцы, как же так?..

Тёркин- танкист: Ничего.
Командир наш был любитель,
Это — память про него ...

Автор: И с опушки отдаленной
Из-за тысячи колес
Из конца в конец колонны:
«По машинам!» — донеслось.

Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат. Поэт сделал его переживания понятными и близкими для нас, его потомков. Мы относимся к нему Василию Теркину с благодарностью и любовью и никогда не забудем подвиг простого солдата.

Тёркин- гармонист:

Мать - Россия, мы полсвета

У твоих прошли колёс

Позади оставив где-то

Рек твоих раздольный плёс.

Тёркин- танкист:

Долго - долго за обозом

В край чужой тянулся вслед

Белый цвет твоей берёзы

и в пути сошёл на нет.

Тёркин- стрелок:

С Волгой, с древнею Москвою

Как ты нынче далека!

Между нами и тобою

Три не наших языка.

Тёркин- связист:

Мать - земля родная наша,
В дни беды и в дни побед,
Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

По дороге на Берлин

Поэт вместе со своим героем пережил все тяготы и горечь войны. Правдиво описывает он драму отступления нашей армии, солдатский быт, страх смерти, горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных.

11. Музыка "Дорога на Берлин"

Автор:

Воин твой, слуга народа,
С честью может доложить:
Воевал четыре года,
Воротился из похода
И теперь желает жить.

День и ночь в боях сменяя,
В месяц шапки не снимая,
Воин твой, защитник-сын,
Шел, спешил к тебе, родная,
По дороге на Берлин ...

12. музыка «Майский вальс»

(Все поют песню. Вальс)

В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты.

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

Автор:

Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке ...

Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павших памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.

Александр Трифонович Твардовский, первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими, он хотел, чтобы потомки оценили сделанное им и его поколением, не забыли и не растоптали все их завоевания.

В образе Тёркина, автор соединил те общечеловеческие черты, которые нужны были народу-солдату для войны и победы.

Василий Тёркин обладает качествами советского человека. Он несет в себе именно те — и только те — лучшие свойства своего поколения советских людей - коллективизм, веру в победу нашего правого дела, высокое сознание своей личной ответственности «за Россию, за народ и за все на свете», которые в годину испытаний помогли этому поколению выстоять и победить. 

Василий Теркин раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем. 

То серьезный, то потешный, 
Нипочем, что дождь, что снег, — 
В бой, вперед, в огонь кромешный, 
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации