12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воротникова Ольга Григорьевна2727
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »
2

Урок литературы в 11 классе по поэме А. Т. Твардовский «По праву памяти»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №7»

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

А. Т. Твардовский «По праву памяти»


Воротникова О.Г., учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы МБОУ школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода


Предмет (направленность): урок литературы

Возраст детей: 11 класс

Место проведения: класс


 

Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе,

- выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- восприятие текста литературного произведения,

- владение элементарной литературоведческой терминологией;

- умение вести диалог;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

- формулирование собственного отношения к произведению,

- получение опыта метапредметной деятельности.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий


 


 

1. Вступительное слово учителя:

Тема сегодняшнего разговора

- о времени;

- о том, как воспринимает его лирический герой поэмы;

- как, в свою очередь, время формирует его;

- о социальной ответственности каждого;

- о гражданской жизненной позиции.

2. Запись в тетрадь эпиграфа и его обсуждение.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.

Д. С. Лихачев

- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева о том, что «память активна»? Разделяете ли вы это утверждение?

- Можете ли вы на опыте старших поколений, на своем опыте, на опыте художественной литературы доказать, что память способна противостоять уничтожению времени?

3. Проблемный вопрос: Убеждает ли поэма А. Т. Твардовского в справедливости мысли Д. С. Лихачева?

4. Работа над поэмой.

- Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой. (А. Т. Твардовский)

-Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку взяты и слова Твардовского?

- Что мы можем сказать о позиции автора, судя по этому поэтическому заявлению?

- История создания поэмы.

Поэма «По праву памяти» датируется 1966-1969 годами. А.Твардовский предпринимает настойчивые попытки опубликовать её на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но цензурное управление – Главлит – настойчиво задерживает публикацию произведения.
Широкая критика культа личности Сталина в 1956-1964 годах, когда обнажались не только «ошибки», но и «злодеяния», «преступные действия» «вождя народов», сменилась во второй половине 60-х годов умолчанием, забвением, негласным запретом процесса демократизации. Поэтому Твардовский и не увидел свою поэму в печати. Поэма предстала перед читателями лишь после смерти автора, в 1987 году.

Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».
Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов.

- Обстановка того времени.

Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир» объективно приобретала оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось 10 августа 1968 года. А.Твардовский писал Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие. Никогда еще так называемые события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события.

В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):

Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага, 
И как встречает в шестьдесят восьмом.

Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии.

Это поступок, человеческий, гражданский. В словах Твардовского – сила нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников литературы, недругов поэта. Враги журнала – секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты – целый  щедринский мир – ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, – говорил Твардовский, – что я упираюсь в резиновую стенку».
Вот поэтому поэма и была опубликована только в 1987 году в журнале «Знамя».

5. Анализ Вступления.

- О каких былях и о какой самой большой плате говорит поэт во вступлении?

-Чем вызвано это стремление «к живым и павшим отнестись»?

-Во вступлении читаем о сторожевом знаке, который верно служит поэту на его поэтическом пути. Что это за сторожевой знак, который не позволяет кривить душой, является «залогом речи нелукавой», заставляет,»чтоб слову был двойной контроль»?

6. Анализ 1 главы.

- Как в первой главе переданы чувства и настроения юности? Насколько точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев?

- Что говорит о них «завет начальных дней»?

- Об исполнении этого завета поэт скажет:

...что проще – да,

но что сложней?

- Вы так же считаете?

-Почему при чтении этой главы вдруг возникает ожидание беды? Как поэт передает свою тревогу?

7. Анализ 2 главы.

-Что для поэта и миллионов его сограждан стоит за словами, давшими название второй главе?

- Как показал Твардовский великую трагедию народа, своей страны?

- Какой смысл вкладывает поэт в слово «кулак»? Как рисует судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства?

-Какие чувства вызывает этот рассказ?

- Какие чувства вызывает этот рассказ?

- Каково авторское отношение к тому, кто был «судеб вершителем земным»?

- Глава заканчивается словами:

...за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

- Как вы понимаете эти строки? Что «душу жжет» поэта?

8. Анализ 3 главы.

- В последней главе многократно слышим: «забыть», «забвение», «память», звучит : «прошлое», «будущее». Почему?

- Можно ли представить поэму без этой главы?

- Какие мысли она рождает?

Какие фразеологизмы использует автор в главе  «О памяти»? 
– О чем говорит такое широкое использование автором афоризмов и фразеологизмов?

- В статье «Не пряча глаз» В. Лакшин пишет: « Испытывая волнения совести ...горчайшей вины перед семьей, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» – свое оправдание и свое покаяние».

- Может быть, это искупление, предостережение? Как считаете вы?

9. Проблемный вопрос:

Убеждает ли поэма А. Т. Твардовского в справедливости мысли Д. С. Лихачева?

"Можно себе представить, какой грозой грянула бы эта поэма. Будь она напечатана в 1969 году! <:> Можно себе представить, как встряхнула бы эта маленькая поэма человеческие души, уже начавшие привыкать к расслабляющей мысли о вседозволенности власть имущих и о собственном бессилии, уже начавшие погружаться в то нравственное болото, из которого мы сейчас пытаемся тащить себя за волосы. (Ю. Буртин. "Вам из другого поколенья:". К публикации поэмы А. Твардовского "По праву памяти". 1989).

В своей статье "Память сердца" (1989) В. Дементьев пишет: "Особый драматизм ситуации, возникший в связи с замыслом поэмы "По праву памяти", <:> заключался еще в том, что общественное сознание в то время не было готово к восприятию такой вещи. Вот почему поэма увидела свет только спустя двадцать лет после того, как была завершена поэтом".

Домашнее задание:

Опираясь на текст поэмы, сформулируйте жизненное и поэтическое кредо А. Т. Твардовского .

 

Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.