12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дробышева Зоя31
Россия, Красноярский край, Норильск

Учебно-дидактическая разработка

 для работы педагогов дополнительного образования

туристско – краеведческой направленности

методистом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии»

г. Норильска, Красноярского края

Дробышевой Зоей Игоревной

«Рюкзак ситуаций»

Данная учебно-дидактическая разработка актуальна в данный момент, так как соответствует ФГОС, а также критериям современных педагогических технологий.

Сейчас, выбор технологий для работы педагога достаточно велик. Можно подобрать комфортную технологию для работы в любом педагогическом направлении, с любой возрастной категорией и к любому складу характера участников.

Технология, по которой разработан «Рюкзак ситуаций», это «Кейс-технология». Она отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляют к занятиям дополнительного образования. Она в меру неформальна (вызывает повышенный интерес у детей), имеет игровой момент, включает командную работу.

Особенности  материала следующие:

объединяет в себе: ролевые игры, метод проектов и ситуативный анализ;

имеет несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к решению;

производится анализ реальной ситуации.

Технология развивает:

навыки анализа и критического мышления,

соединение теории и практики,

представление примеров принимаемых решений,

демонстрация различных позиций и точек зрения,

формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Использовать данную технологию (корректируя ее под свои потребности) может каждый педагог работающий в любом направлении, я использую эту технологию в работе с детьми среднего и старшего школьного возраста, а также, рекомендую данную форму работы наставникам молодых педагогов.

Метод работы с предоставленным материалом

Для начала, аудитории выдается ситуация (ведущий или педагог выбирает ситуацию сам, исходя их темы занятия, или «в закрытую»).

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает 6 карточек «рюкзак». На обороте каждой карточки, написано снаряжение, которое хранится в этом рюкзаке. Ведущий, рандомно вытаскивает одну любую карточку и кладет ее рядом. Вытащенная карточка имитирует «уплывший или упавший рюкзак». Оставшиеся 5 карточек, это карточки с тем снаряжением, которое осталось у группы.

Обе команды получают одну (одинаковую) ситуационную задачу, но разные к ней условия. Исходя из информации, указанной на карточках (какое снаряжение осталось, а какое снаряжение безвозвратно утеряно), аудитория отвечает на поставленные вопросы.

По необходимости можно добавлять и убирать карточки, менять ситуации, использовать любые дополнительные приемы на усмотрение педагога.

Время на обсуждение командами своих действий – 20 минут, на защиту своих ответов 10 минут (каждой команде), обменяться мнением с другой командой 10-20 мнут.

Предложенные ситуации и карточки для работы

1. Вы находитесь в туристском походе в ноябре месяце. Двигаетесь группой, состоящей из 6 человек. Сегодня 3 день маршрута из 5 запланированных.

При переходе полуоткрытого водоема по снежному мосту один участник упал и не может подняться. Для того, чтобы вытащить участника из воды, вам потребовалось срезать лямки его рюкзака. Участник спасен, но рюкзак со снаряжением ушел по течению без возможности его возврата.

Ваши первоначальные действия после спасения участника?

Без какого основного снаряжения вы остались?

Можете ли вы продолжить маршрут с имеющимся у вас снаряжением? Если да, то как? Если нет, как будете выходить из ситуации?

Участники должны проанализировать ситуацию, посмотреть, чего не хватает и найти пути решения для себя.


 

2. Вы находитесь в туристском походе в апреле месяце. Ваша группа совершила восхождение на вершину. Крайний участник взошел в 15:00 местного времени.

На вершине, один из участников был не внимателен и оставил свой рюкзак близко к обрыву в неустойчивом положении.

Рюкзак упал в опасное место. Вернуть рюкзак можно только используя специальное снаряжение или продолжить маршрут без утерянного снаряжения.

Какое специальное снаряжение и какие приемы спортивного туризма Вам потребуются чтобы достать рюкзак?

Какую тактику вы выбираете? Задержаться на вершине или продолжить движение без снаряжения.

Какие риски сопровождают оба предложенных варианта решения проблемы (задержаться на вершине или продолжить)?

*К данной задаче прилагается пустая карточка «снаряжение». Использовать ее можно двумя способами.

1. Перед озвучиванием всей ситуации, ведущий просить команды участников собрать специальное снаряжение с учетом восхождения.

2. Уже в момент работы команд ведущий просит на карточке указать специальное снаряжение, которое может пригодится.

 

3. Ваша группа собирается в зимний поход в марте месяце, маршрут протяженностью 5 дней. Из начально вас было 6 человек, но один участник приболел и не может выйти с вами.

Вам надо перебрать снаряжение так, чтобы взять все необходимое, при этом в каждом рюкзаке не должно быть более 5 позиций.

Так как вы волнуетесь, что еще кто-то может заболеть, но уже на маршруте, вы решаете перебрать основную и личные аптечки группы. Чем вы укомплектуете каждую из них и зачем? (действенное описание медикаментов и средств оказания первой помощи).


 


 

 


 

Список Снаряжения на каждую карточку «рюкзак»:

1 карточка

t1667454024aa.png

Спальник

Коврик

Личная посуда (тарелка, кружка, ложка, нож)

Мини аптечка

Палатка

Продукты на один день (завтрак, обед, ужин)

2 карточка

t1667454024ab.jpg

Спальник

Коврик

Личная посуда (тарелка, кружка, ложка, нож)

Мини аптечка

Продукты на один день (завтрак, обед, ужин)

Резервное питание (на один день)

Пилы и топоры

3 карточка

t1667454024ac.jpg

Спальник

Коврик

Личная посуда (тарелка, кружка, ложка, нож)

Мини аптечка

Резервное питание (на один день)

Котлы и костровой трос

Карта с запасным маршрутом (Запасной короче основного на одни сутки с места данной стоянки)

4 карточка

t1667454024ad.jpg

Спальник

Коврик

Личная посуда (тарелка, кружка, ложка, нож)

Мини аптечка

Газовая горелка

Розжиг для палаточной печи и костра (спички, горелка, газовый баллон)

5карточка

t1667454024ae.jpg

Спальник

Коврик

Личная посуда (тарелка, кружка, ложка, нож)

Мини аптечка

Печка для палатки

Тент (защита от снега вещей на бивуаке)

Курвиметр

Лупа

 

6 карточка   

t1667454024ac.jpg

Спальник

Коврик

Личная посуда (тарелка, кружка, ложка, нож)

Мини аптечка

Веревка

Тент (защита от снега вещей на бивуаке)

Основная аптечка группы

Навигатор

Спутниковый телефон

 

 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.