Обучающая игра для дошкольников «Игры с кубиком»
«Игры с кубиком».
Данное наглядно-дидактическое пособие разработано для занятий с дошкольниками с нарушением слуха, но может быть использовано в работе с дошкольниками (с ЗПР, ОНР).
В пособии представлены методические рекомендации, варианты заданий и 6 карточек размером 10х10 см с точками от 1 до 6, 2 кубика (один с цифрами от 1 до 6, другой с точками от 1 до 6), наборы картинок и табличек по лексическим темам, фразы, предложения, поручения, примеры и др. задания по ФЭМП, использование которых в игровых упражнениях способствует развитию речи дошкольников с нарушением слуха (обогащается словарный запас, формируется умение правильно строить речевые высказывания, понимать и выполнять поручения по письменной инструкции), а так же развитию и закреплению элементарных математических представлений.
Пособие адресовано дефектологам, педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Варианты заданий:
«Подложи таблички» (вариант – «Подложи картинки»).
Цель: закрепление умения соотносить предмет с его названием (табличка).
Рекомендации: Ребенку предлагаются 6-8 табличек (точно по количеству карточек или на 1-2 больше). Картинки спрятаны на обратной стороне карточек с точками. Ребенок бросает кубик с цифрами (или точками), переворачивает соответствующую карточку, рассматривает картинку и находит и подкладывает соответствующую табличку. Прочитывает ее.
«Назови, что это».
Цель: закрепление предметного словаря по лексическим темам.
Рекомендации: На всех 6 карточках по одному предмету из разных групп – овощи, игрушки, мебель, одежда, транспорт, посуда или др. Ребенок бросает кубик, переворачивает карточку, называет предмет, по просьбе педагога называет обобщающее слово и еще несколько названий из этой группы. Например: - Тут ЯБЛОКО. ЭТО ФРУКТ. –«Назови еще фрукты». – ГРУША, БАНАН, ПЕРСИК.
«Кто, что делает?».
Цель: упражнение в понимании фраз (существительное-глагол) или предложения, развитие умения соотносить с соответствующей картинкой или выполнять соответствующее действие.
Рекомендации: Ребенку предлагаются 6-8 фраз/предложений. Картинки спрятаны на обратной стороне карточек с точками. Ребенок бросает кубик, переворачивает карточку, рассматривает картинку и находит и подкладывает соответствующую фразу/предложение. (Вариант: перед ребенком игрушки, на карточке с обратной стороны фразы/предложения, ребенок после броска кубика переворачивает соответствующую карточку, прочитывает фразу/предложение и выполняет игровые действия с игрушками – собака спит, кошка ест, девочка летит на самолете, бабушка читает книгу и др.)
«Выполни поручений».
Цель: закрепление умения понимать и выполнять поручение по письменной инструкции.
Рекомендации: На карточках таблички с поручениями . Ребенок бросает кубик, переворачивает карточку, читает поручение и выполняет его. (Например: нарисуй синий дом, положи книгу в шкаф и др. Затем дает отчет о выполненном действии (сам или с помощью педагога, по табличке).
«Из какой сказки».
Цель: закреплять знания сказок, героев, последовательности событий. Упражнять в умении строить высказывания, развивать связную речь.
Рекомендации: На обратной стороне карточек картинки из известных сказок. Ребенок бросает кубик, переворачивает карточку, называет из какой сказки картинка. Можно провести дальнейшую беседу: какие еще персонажи есть в этой сказке, как развивалась последовательность событий в сказке, попросить рассказать сказку (нужно дать игрушки или плоскостные изображения).
«Реши пример (поставь знаки «больше», «меньше», «равно»)»
Цель: закрепление чисел, счетных операций, состава чисел и т.д.
Рекомендации: Ребенок бросает кубик, выбирает соответствующую карточку и выполняет задание (решает пример, сравнивает количества и др.), параллельно идет работа по отработке речевых высказываний, работа по автоматизации поставленных звуков.
Варианты заданий можно усложнять или упрощать по усмотрению педагога и в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Трефилова Раиса Поликарповна
Харламова Ольга Леонидовна