Программа социальной реабилитации детей, посредством формирования и развития патриотических качеств личности воспитанников «С чего начинается Родина?»

0
0
Материал опубликован 1 July 2019

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

 

Программа социальной реабилитации детей, посредством формирования и развития патриотических качеств личности воспитанников

 

 

Автор-составитель: 

Ворсина Александра Ивановна

Воспитатель

 

                                            г. Октябрьский, 2018 г.

Структура программы

1. Паспорт программы…………………………………………....…………..…..3

2. Пояснительная записка………………………………...…………..………….9

2.1.Обоснование актуальности………………………………...………..……….9

2.2. Целевая группа…………………………………...…………………..……..11

2.3.Цель программы……………………………………………………….…….11

2.4.Задачи программы………………………....…………………………..…….11

2.5.Ожидаемые результаты……………………………...………………….…..12

3.Механизм реализации программы……………………….......………………12

3.1.Этапы и сроки реализации программы………………………………….…13

3.2.Формы и методы работы……………………………………...………….…14

3.3.Ресурсы……………………………………………………...……………….15

3.4.Направление деятельности и их содержание………………...……………15

3.5.План мероприятий………………………………………………...………...17

3.6.Контроль и управление программой……………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………...

Приложение…………………………………………………………………………

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«С чего начинается Родина»

Автор программы

Воспитатель: Ворсина А.И.

Территория реализации программы

ГБУ РБ Западный МЦ «Семья»      ОСПДП

Учреждение, реализующее программу

Социальный приют

Руководитель программы

Воспитатель: Ворсина А.И.

Актуальность проблемы

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации неблагополучная среда обитания становится естественным ореолом, вследствие чего дети не получают элементарных социальных установок, не позволяющих ребенку влиться в детский коллектив. Пережитая социальная и психическая депривация наложила отпечаток на их социализацию.

Целевая группа

Программа реализуется в условиях пребывания детей в социальном приюте для несовершеннолетних от 3-18 лет

 

Цель программы

социальная реабилитация детей, посредством формирования и развития патриотических качеств личности воспитанников через знакомство с понятиями Родина, Малая Родина, традициями, историей, памятными датами, социальная реабилитация воспитанников посредством приобщения к семейным традициям, формирования устойчивых родственных связей.

 

Задачи программы

формировать бережное отношение к родной природе и всему живому;

расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине

воспитывать уважения к труду людей;

развивать интерес к народным традициям и промыслам;

развивать представления о родном крае через знакомство со сказками, легендами, литературными и художественными произведениями.

формировать элементарные знания о правах человека;

развивать у детей основы правового сознания через формирование уважительного отношения к труду сотрудников приюта, бережного отношения к предметам, сделанным руками человека, правам окружающих на собственность, свободу, личную неприкосновенность;

расширять представления о России, многообразии населяющих ее народов, их обычаях, воспитывать гражданскую гордость;

знакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

 

Ожидаемые результаты

Дети знакомятся с историческим прошлым и современной жизнью родного края;

Учатся бережно относиться к малой Родине, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

У детей формируются гражданские качества и патриотическое отношение к России и своему краю.

Формируется чувство личностно - ценностного отношения и побуждения деятельной любви к Родине.

У детей расширяются познавательные интересы и творческие способности.

Целевые индикаторы

Программа реализуется в условиях пребывания детей в социальном приюте для несовершеннолетних от 3-18 лет

Этапы и сроки реализации

Изучение литературы по нравственному воспитанию и обучению (самообучение)

Рассматривание с детьми фотоальбомов «Родной край», «Мой город» изделий народного творчества в репродукциях и оригинале.

Подготовка материалов для проведения бесед, детских творческих работ.

Сбор фотографий, материалов журналов и газет, рассказов и рисунков воспитанников для создания альбома «Моя Родина».

Инструктаж детей по технике безопасности при проведении экскурсий, творческих работ.

Организация выставки детских работ, праздников и мероприятий патриотической тематики, как формы подведения итогов и анализа реализации программы.

Программа реализуется в период учебного года.

Формы и методы работы

Важной формой работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Как метод и форма используется личный пример педагога. Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Как метод организации и стимулирования нравственного и патриотического развития воспитанников необходимо включать в работу знакомство с Малой родиной: улицей, отчим домом.

Ресурсы

  •  
  •  

 

Направление и их содержание

Социально-психологическое.

диагностическое обследование уровня нравственного развития и форсированности социальной зрелости воспитанников;

занятия по формированию и развитию нравственных качеств личности и патриотических чувств;

проведение праздников, связанных с историческими и памятными событиями нашей Родины;

создание творческого альбома «Моя Родина».

  •  

инструктаж по технике безопасности во время проведения экскурсий;

соблюдение необходимых условий во время занятий, организации творческого труда воспитанников;

профилактика травматизма.

  •  

посещение выставок, городских мероприятий;

организация экскурсий, встреч с интересными людьми, почетными гражданами города;

изучение исторически важных событий города, региона, страны;

изучение государственной символики: герб, флаг, гимн;

организация бесед, познавательно-досуговых мероприятий по формированию и развитию патриотических чувств воспитанников;

повышение мотивации несовершеннолетних к изучению исторического наследия и пропаганде любви к Родине.

 

 

Мероприятия программы

Представлены в таблице 3.5.

 

2. Пояснительная записка

 Патриотическое воспитание – важная составная часть социальной реабилитации детей, оказавшихся в опасных социальных условиях.  Реализация данного направления невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, це­нит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поко­лением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патрио­том» (С.Михалков). Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к зем­ле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необ­ходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю сво­их предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважени­ем и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Наш современник, академик Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социального приюта.

 

2.1. Обоснование актуальности

 

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отно­шения к людям Земли.

Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возра­сте ни одно нравственное качество не может быть сформиро­вано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного досто­инства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. А в условиях социального приюта, где проживают дети, имеющие в багаже негативный социальный опыт, нравственные качества и представления у воспитанников как дошкольного, так и школьного возраста зачастую отсутствуют, заменяются ложными представлениями и шаблонными стереотипами о любви, дружбе, взаимоотношениях и т.д.

Патриотическое воспитание несовершеннолетних, поступивших в социальный приют - это очень сложный и деликатный процесс.   

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение сво­ей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации неблагополучная среда обитания становится естественным ореолом, вследствие чего дети не получают элементарных социальных установок, не позволяющих ребенку влиться в детский коллектив. Пережитая социальная и психическая депривация наложила отпечаток на их социализацию. 

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической рабо­ты ребенок будет располагать знаниями о названии: страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пре­делах, доступных дошкольному возрасту.

Если мы будем воспиты­вать у детой чувство привязанности к приюту, группе, как к дому и чувство уважения к сотрудникам, их труду, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

 

2.2. Целевая группа

 

Программа реализуется в условиях пребывания детей в социальном приюте для несовершеннолетних от 3-18 лет. 

Главным условием реализации программы является создание для детей компенсационно-развивающей среды – специально организованных и спроектированных условий деятельности, которые позволяют компенсировать недополученные в условиях прежней, асоциальной среды, нравственно-духовные знания, предполагают возможность личностного роста и обеспечивают решение задач социализации.

 

2.3. Цель программы

Цель: социальная реабилитация детей посредством формирования и развития патриотических качеств личности воспитанников через знакомство с понятиями Родина, Малая Родина, традициями, историей, памятными датами, социальная реабилитация воспитанников посредством приобщения к семейным традициям, формирования устойчивых родственных связей.

 

2.4.Задачи программы

 

Задачи:

  • формировать бережное отношение к родной природе и все­му живому;
  • расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине

—       воспитывать уважения к труду людей;

  • развивать интерес к народным традициям и промыслам;
  • развивать представления о родном крае через знакомство со сказками, легендами, литературными и художественными произведениями;
  • формировать элементарные знания о правах человека;
  • развивать у детей основы правового сознания через формирование уважительного отношения к труду сотрудников приюта, бережного отношения к предметам, сделанным руками человека, правам окружающих на собственность, свободу, личную неприкосновенность;

—   расширять представления о России, многообразии населяющих ее народов, их обычаях, воспитывать гражданскую гордость;

—   знакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

— развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

— формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Привлекать родителей к участию в процессе реабилитации, стимулировать их на сознательное самоизменение.

 

2.5.Ожидаемые результаты

-Дети знакомятся с историческим прошлым и современной жизнью родного края;

-Учатся бережно относиться к малой Родине, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

-У детей формируются гражданские качества и патриотическое отношение к России и своему краю.

-Формируется чувство личностно - ценностного отношения и побуждения деятельной любви к Родине.

      -У детей расширяются познавательные интересы и творческие способности.

 

3. Механизмы реализации программы

Для начала, будет выявление у воспитанника таких качеств личности, на которые нужно будет больше обратить внимания. Далее предстоит опрос, тестирование среди детей приюта. После полученных результатов, будет формироваться индивидуальный план на ребенка.

Непосредственно взаимодействие специалистов учреждения:

- комплексность в определении и решении проблем ребенка

-многоаспектный анализ личностного развития ребенка.

 

3.1.Этапы и сроки реализации программы

 

Программа реализуется в условиях социального приюта с детьми, допущенными к проживанию в условиях стационарной группы. Работа по Программе осуществляется в период учебного года в форме организованных занятий и в каникулярное время в форме организации экскурсий, встреч, досуговых мероприятий.

Этапы:

1.       Изучение литературы по нравственному воспитанию и обучению (самообучение)

2.       Рассматривание с детьми фотоальбомов «Родной край», «Мой город» изделий народного творчества в репродукциях и оригинале.

3.       Подготовка материалов для проведения бесед, детских творческих работ.

4.       Сбор фотографий, материалов журналов и газет, рассказов и рисунков воспитанников для создания альбома «Моя Родина».

5.       Инструктаж детей по технике безопасности при проведении экскурсий, творческих работ.

6.       Организация выставки детских работ, праздников и мероприятий патриотической тематики, как формы подведения итогов и анализа реализации программы.

 

 

3.2.Формы и методы работы

 

Для реализации поставленных целей и задач могут быть использованы разнообразные методы и формы организации воспитанников, рекомендованные для осуществления нравственного воспитания в условиях детского учреждения.

Как форму организации воспитанников рекомендуется включать в реабилитационный процесс индивидуальное или подгрупповое занятие, имеющее гибкую структуру, организацию экскурсии, встречи с интересными людьми (художниками, писателями, музыкантами), почетными или знаменитыми жителями города, поисковую деятельность педагогов и воспитанников, организация шефства старших детей над младшими.

Важной формой работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение к тра­дициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети дол­жны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Как метод и форма используется личный пример педагога. Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Как метод организации и стимулирования нравственного и патриотического развития воспитанников необходимо включать в работу знакомство с Малой родиной: улицей, отчим домом. Даже если у воспитанника практически не было дома, или он проживал в условиях, неприемлемых и социально-опасных, необходимо сообщать ребенку оп­ределенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о его собствен­ном доме, об улице, на которой он живет, о районе и горо­де, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают пред­ставления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики пат­риотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочета­нии с практикой поведения детей.

 

3.3.Ресурсы

Для успешной реализации программы необходимо:

Электронно-образовательные ресурсы

Дополнительный инструментарий

Информационные ресурсы:

-         Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

-         Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина?

-         Методические разработки мероприятий, бесед, экскурсий.

-         Разработка учебных занятий, написание инсценировок, сценариев к тематическим программам, праздникам.

-         Наработка Программы социальной реабилитации несовершеннолетних посредством развития патриотического понятия малая Родина.

 

3.4.Направление деятельности и их содержание

Программа направлена на формирование и развитие социально-значимых качеств личности, создание условий для компенсации развития нравственных качеств личности несовершеннолетних из социально-неблагополучной среды, включает несколько направлений деятельности:

Социально-психологическое:

- диагностическое обследование уровня нравственного развития и сформированности социальной зрелости воспитанников;

- занятия по формированию и развитию нравственных качеств личности и патриотических чувств;

- проведение праздников, связанных с историческими и памятными событиями нашей Родины;

- создание творческого альбома «Моя Родина».

  •  

- инструктаж по технике безопасности во время проведения экскурсий;

     -соблюдение необходимых условий во время занятий, организации творческого труда воспитанников;

- профилактика травматизма.

  •  

- посещение выставок, городских мероприятий;

- организация экскурсий, встреч с интересными людьми, почетными гражданами города;

- изучение исторически важных событий города, региона, страны;

- изучение государственной символики: герб, флаг, гимн;

-организация бесед, познавательно-досуговых мероприятий по формированию и развитию патриотических чувств воспитанников;

- повышение мотивации несовершеннолетних к изучению исторического наследия и пропаганде любви к Родине.

 

 

3.5. План мероприятий

 

тема

Программное содержание

Методические приемы

Материальное обеспечение

В течение года

 

Альбом «Моя Родина»

Подбор материалов из газет, журналов, рассказов гостей приюта; рисунки детей, фотомонтаж, рассказы воспитанников

Периодические городские издания, фотоаппаратура, материал для творческих работ детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

1

Я в этом мире

Познакомить детей с историей русских имен, со значением именем для человека, научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться

Рассказ об именах, использование загадок, обобщение, выводы, стимуляция предположений детей, разыгрывание этюдов

Рисунки детей, игровые пособия, мягкая игрушка – гость, музыкальное сопровождение

Октябрь

3

Мой дом

Познакомить детей с понятием «адрес», пояснить, что при определенных обстоятельствах, приют становится домом. Формировать уважительное отношение к сотрудникам приюта, их труду, бережное отношение к имуществу приюта *(мебель, объекты на территории, столовое и учебное оборудование, игрушки и т.д.). Развивать у детей коммуникативные навыки

Экскурсия на участок и по приюту, наблюдение за трудом сотрудников приюта, организация общественно-полезной деятельности, обобщение, беседы.

Художественная литература, иллюстрации, рисунки детей, конструктор, макет приюта

Ноябрь

4

Моя улица

Знакомить детей с понятиями «улица», «переулок», учить находить общее и отличия, знакомить с особенностями жизни города, закреплять полученные знания о видах городского транспорта, основах безопасной жизнедеятельности в условиях города.

Целевая прогулка, беседы, просмотры детских образовательно- развивающих мультфильмов,

Периодические городские издания, фотоаппарат, рисунки детей, материал для творческих работ.  Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

Декабрь

5

Город мой - Октябрьский

Закрепить знания детей о городе Мыски, (символика, местоположение, достопримечательности  и основные исторические вехи, предприятия). Способствовать развитию уважения и терпимости к лицам разных национальностей. Знакомить с понятием «Малая Родина», формировать бережное отношение к природе, животному миру

Экскурсия по городу, рассматривание карты города, фотоальбомов. Рассказ о городе, обобщение, выводы.

Художественная литература, иллюстрации, городские периодические издания

Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

Январь

6

История Республики Башкортостан

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, родной край, воспитывать любовь к своему краю, родной природе, формировать патриотические и гражданские чувства. Познакомить с символикой Башкортостана (герб, гимн). Познакомить с национальной структурой разными сторонами жизни населения, этническими особенностями, обычаями, занятиями наших предков. Дать представления о различных городах Башкортостана, формировать простейшие географические понятия о крае, уточнить понятия «богатая, большая, родная»

Рассказы о Республики Башкортостан, рассматривание карты фотоальбомы

Иллюстрации, фотографии, открытки, художественная литература, аудио-видео аппаратура, видеофильмы, рисунки детей.

Февраль

7

Сильны и могучи богатыри славной Руси

Формировать у воспитанников патриотическое чувство гордости за Родину. Развивать эмоциональное положительное, действенное отношение к защитникам Родины. Развивать желание детей подражать героям Отечества в смелости, отваге, доброте, ловкости, силе, стремление быть похожими на них. Уточнять и расширять представления детей о защитниках Родины во время ВОВ.

Беседы с использованием пословиц и поговорок, просмотр детских художественных и мультфильмов на заданную тематику, чтение книг, рассматривание иллюстраций, спортивное развлечение

Видеоаппаратура, диски с фильмами, художественная литература, репродукции картин, материал для творческих работ

Март

8

Наша Родина – Россия, наш язык - русский

Продолжать формировать у детей представления о государстве, о символах государства (гимн, герб, флаг). Формировать основы уважения и почитания государственных символов. Развивать патриотические чувства к Родине, государственному языку, народному творчеству. Помочь осознать сопричастность г. Октябрьский, как части России к понятию Родина.

 Рассказы, использование пословиц, поговорок, прибауток, знакомство с произведениями фольклора, рассматривание герба, флага России, прослушивание гимна. Обучение обращению с символами России, государственным ритуалам при исполнении гимна, поднятии флага.

Художественная литература, иллюстрации и открытки, видеоаппаратура, аудиозапись гимна России, видеозапись ритуала прослушивания гимна, поднятия флага, возложения венков к вечному огню, смены кремлевского караула

Апрель

9

Законы, по которым мы живем

Дать детям первоначальные представления о морали и праве, о законах государства. О правах и обязанностях, существующих в нашем доме. Способствовать развитию у детей чувства собственного достоинства. Познакомить с конституцией РФ. Развивать основы правового сознания.

Беседа о правах и обязанностях гражданина России, воспитанника приюта. Наблюдение исполнения этих прав и обязанностей сотрудниками приюта, обсуждение конкретных примеров из прессы, повседневной жизни.

Конституция РФ, права и обязанности воспитанника приюта, городские, областные и общероссийские газеты и журналы.

Май

10

Боевая слава нашего города.

Формировать патриотические чувства посредством знакомства с подвигом наших горожан во время Великой Отечественной войны, участием наших земляков в приближении Победы на фронте и в тылу,  традициями празднования Дня Победы в  нашем городе. Формировать чувство уважения к ветеранам, бережное отношение к памятникам и местам боевой славы

Познакомить детей с героическим прошлым нашего народа. Использование произведений литературы, кинематографии, рассматривание иллюстраций и репродукций картин. Целевая прогулка к парку Победы.

Аудио и видеоаппаратура, художественная литература о ВОВ, иллюстрации и репродукции картин, материал для творческих работ детей. Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

Июнь

11

Творческие вечера с участием Башкирских писателей, почетных жителей города.

Закрепить знания детей о городе Октябрьский, развивать чувство гордости за свой город, способствовать осознанию почетного звания «Я – житель города Октябрьский»

Знакомство с произведениями башкирских писателей,  прослушивание рассказов почетных жителей города

Художественная литература, иллюстрации и открытки, видеоаппаратура, аудиозаписи материал для творческих работ детей

Июль

12

Экскурсия. Улицы моего города

Продолжать знакомить детей с улицами города, его памятными местами, знакомить с особенностями жизни города, закреплять полученные знания о видах городского транспорта, основах безопасной жизнедеятельности в условиях города.

Целевая прогулка, беседы, просмотры детских образовательно- развивающих мультфильмов. Инструктирование по технике безопасности во время экскурсии

Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

Август

13

Праздник День города

Способствовать развитию любви детей к родному городу, желанию видеть его красивым, экологически чистым. Познакомить с особенностями жизни города, традициями его жителей. Развивать чувство ответственности, закреплять правила поведения в обществе через вовлечение детей в общественные мероприятия

Целевая прогулка к местам празднования Дня города, посещение праздничных мероприятий.

Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

 

 

3.6.Контроль и управление программой

 

В течение работы по данной программе проводится текущий контроль знаний и умений воспитанников в форме тематического опроса.  При этом используются как вопросы по типу тестовых методик (да-нет), так и требующие развернутых ответов воспитанников. Для сохранения и развития мотивации критические замечания осуществляются корректно, доступно для понимания ребенка, по формуле «похвала – критика – похвала», что позволяет наиболее щадяще сделать воспитаннику замечание, не задев его самооценку, чувство достоинства.

Промежуточный контроль предполагает контроль знаний, умений и навыков, полученных воспитанником по определенному блоку занятий.

Формой данного контроля будет выступать мероприятие, посвященное тематической дате, значимому празднику (День города, День защитников Отечества), в ходе которого используются викторины, конкурсы, направленные на выявление уровня закрепленных знаний по Программе.

Итоговый контроль позволяет оценить, как развитие личностных качеств (толерантность, чувство гордости за свой город, бережливость, появление основ высших духовных качеств личности) и знаний об окружающем воспитанника, так и эффективность программы в целом.

Формой итогового контроля может выступать выставка творческих работ воспитанников, оформление альбома «Моя Родина», рассказы детей о своих работах, проявление интереса детей других групп к изучению истории родного края.

Изучение мотивации воспитанников при проведении занятий, и качественных изменений в личности ребенка посредством использования психолого-педагогических методик (Приложение 1.) бесед, наблюдения.

Изучение рейтинга программы среди воспитанников: опрос, беседа, анкета.

Первичная, промежуточная и итоговая диагностика знаний и умений воспитанников, сравнение результатов диагностики каждого воспитанника.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Елизаров И. Память огненных лет. – Башкортостан 2014
  2. История и культура Башкортостана. - Книжное издание 2012
  3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ; 2009
  4. Огни Башкортостана. Стихи о Башкирском крае. – Московское книжное издание 2006
  5. ПЕДАГОГИКА: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин и соавторы, - М. Школа-Пресс, 2003. – 512с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2015, 384 с.
  7. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005 
  8. Сибикин В.Д. Октябрьский и октябрьцы – Поляков Л.Н., Елетин М.Н. 1997
  9. Чиспияков Ф.С. Кинэ. – Новокузнецк 2001
  10. Ядэшко А. Е., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика М.: Просвещение,  2009
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.