Урок
По литературному чтению
По теме «Стихотворение С. А. Есенина
«Белая береза»
Дата 22.11.2016 ФИО учителя Власова А.А.
Класс 3 «Б»
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Целевой блок |
||
Тема урока: |
Стихотворение С.А. Есенина «Белая берёза» |
|
Цель урока: |
- ознакомление детей с творчеством С.А. Есенина и его стихотворением |
|
Планируемые результаты: |
Предметные УУД: - ознакомление с биографией поэта - ознакомление с произведением поэта «Белая береза» - формирование навыков работы с текстом - формирование системы читательских и речевых умений |
|
Личностные УУД: - формирование чувства эстетического удовольствия - развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления |
||
Метапредметные УУД: *Регулятивные: 1.Умение характеризовать ответ одноклассников 2. Умение сравнивать 3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 5.Саморегуляция своего поведения |
||
*Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны одноклассников и учителя 2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения 3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа |
||
*Познавательные: 1. Устанавливать причинно- следственные связи 2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее |
||
Инструментальный блок |
||
Тип урока: |
Урок изучения литературного произведения |
|
Формы, приёмы и методы |
Словесный, наглядный |
|
Образовательные ресурсы: |
Учебник ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем) Доска, мел Иллюстрации |
Ход урока
1.Организационное начало.
Здравствуйте, ребята!
- Скажите, заметили вы, как похолодало на улице? Многим уже хочется новогодней атмосферы, снега и подарков. Сегодня мы совершим путешествие в настоящую русскую зиму.
- Дело в том, что раньше, когда были маленькие ваши родители, бабушки, дедушки, зима была совсем не такой, как сейчас.
- Снег выпадал не на один, а лежал месяцами. И снегом тогда называли не еле-еле присыпанные дорожки, а сугробы до пояса.
-Но никто не расскажет нам о русской зиме лучше, чем великолепный русский поэт Сергей Александрович Есенин.
2.Знакомство с биографией С.Есенина
- Слышали ли вы раньше фамилию этого поэта? Что вы о нём знаете? (ответы учащихся)
- Ребята, я хочу, чтобы вы знали, нет в мире наверное никого, кто любит бы Россию больше, чем Сергей Есенин. Он писал в одном из своих стихотворений такие строки:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
- К сожалению, этот выдающийся человек прожил всего 30 лет. Он родился в 1895 году, и уже 1925-ом покончил жизнь самоубийством.
- Впервые стихотворения Есенина стали печатать, когда поэту было 19 лет, после чего получает известность. Самой главной темой его творчества, как я уже говорила, была Русь.
28 декабря 1925 года его тело нашли повешанным в одной из гостиниц, где он остановился.
3.Первичное ознакомление с произведением
- Сейчас вы прослушаете стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», которое исполняет актер театра и кино Сергей Безруков. Послушайте и ответьте на вопрос, какая картина предстала перед вашими глазами? (прослушивание аудиозаписи)
4.Работа над текстом произведения.
- Прочитайте про себя стихотворение еще раз и ответьте на вопрос, о чем говорится в стихотворении? (О березе)
- Какое время года описано в произведении? (зима)
- Как вы понимаете фразу «принакрылась снегом, точно серебром?» Разве береза живая, разве она может накрыться снегом, как человек одеялом? (Автор, как будто оживляет березу)
- Как называется прием, когда автор оживляет неодушевленные предметы? (Олицетворение)
- Найдите этот же прием в следующем четверостишии? («распустились кисти белой бахрамой»)
- А есть ли еще подобный прием в этом стихотворении? («горят снежинки в золотом огне», «заря обсыпает ветки новым серебром»)
- Скажите, а что такое сравнение? (ответы учащихся)
- Смотрите, сравнение есть в математике, а как же оно выглядит в русском языке? Кто самый внимательный сможет найти сравнение в этом стихотворении («принакрылась снегом, точно серебром»)
- Правильно, молодцы!
5. Конкурс чтецов.
- Сегодня я хотела бы провести небольшой конкурс чтецов этого стихотворения. Поэтому, пожалуйста, я прошу выступать только тех, кто уверен, что он сделает это достойно.
- Перед тем, как учащиеся начнут читать произведение наизусть, я вывешиваю на доску критерии, по которым вы, ребята, будете оценивать исполнение своих одноклассников.
1) Название стихотворения и фамилия автора
2) Выразительность
3) Громкость
4) Безошибочное исполнение
(4-5 учеников выступают, одноклассники делают анализ их работы)
6. Подведение итогов урока.
- Молодцы! Вы отлично поработали. Что нового вы узнали сегодня? (ответы учащихся)
- Ваше домашнее задание – прочитать рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Деревья в лесу» и найти еще один его же рассказ.