12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Глушак Юлия Николаевна48
Россия, Брянская обл.

С.А. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом».

Ф.П. Савинов «Родное»

Цели: познакомить с произведениями С.А. Махотина и Ф.П. Савинова; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвящённые одной теме; способствовать формированию представления о малой и большой Родине; содействовать воспитанию уважения к своей стране; развивать память, речь, мышление


Планируемые результаты: учащиеся будут учиться передавать при чтении произведений настроение в соответствии с речевой задачей: выражать радость, грусть; сравнивать стихи разных поэтов, посвящённые одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.

Оборудование: текст речевой разминки; портреты и книги С.А. Махотина, Ф.П. Савинова; аудиозапись песни «Родина» («Вижу чудное приволье»).

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Речевая разминка
– Прочитайте стихотворение.

Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В. Степанов


– Прочитайте стихотворение, начиная шёпотом, постепенно увеличивая силу голоса.
– Прочитайте стихотворение, начиная громко, постепенно затихая.
– Прочитайте стихотворение, начиная медленно, постепенно ускоряя темп.
– Прочитайте стихотворение, начиная быстро, постепенно замедляя темп.
– Прочитайте стихотворение сердито, весело.
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Какие строчки стихотворения вас особенно тронули? Почему? (Высказывания детей.)

III. Самоопределение к деятельности
– Как вы поняли смысл стихотворения: что мы Родиной зовём?
– Согласны ли вы с автором? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми произведениями, которые рассказывают о любви к родной земле.

IV. Работа по теме урока

Знакомство со стихотворением С.А. Махотина «Дом со скрипучим крыльцом»
– Прочитайте в учебнике на с. 92, произведение какого автора мы будем сейчас читать.


Сергей Анатольевич Махотин – российский поэт и писатель. Родился 12 мая 1953 года в городе Сочи. Прежде чем стать писателем, Сергей Анатольевич служил в армии, работал звукооператором на Сочинском телевидении, недолго поучился в Институте киноинженеров. Потом закончил поэтическое отделение Литературного института, работал корреспондентом газеты «Ленинские искры». В начале 80-х стал писать для
детей и печататься в журналах «Костёр», «Пионер», «Искорка», «Мурзилка», «Весёлые картинки». В 1985 году в двух центральных издательствах – «Детская литература» и «Малыш» – появились первые его книги стихов: «Море в банке» и «Здравствуй, день!». С.А. Махотин был главным редактором знаменитой детской радиопрограммы «Заячий остров». В настоящее время работает редактором детского вещания «Радио России»
(передача «Малая Садовая»).


Прочитайте название стихотворения. Что вы представили?
– Давайте прочитаем стихотворение, узнаем, о чём оно.
(Учитель читает произведение.)
– Какие образы возникают у вас при внимательном и вдумчивом чтении и слушании? (Лес, река, пруд, деревянный дом…)
– В чём, по мнению автора, прелесть и сила родительского дома? Докажи свой ответ словами из текста. («…Этот дом с фотографией деда под жёлтым стеклом, со скрипучим
крыльцом и парным молоком, с крикуном-петухом и лохматым щенком».)
– Сформулируй тему и основную мысль – идею стихотворения. (Тема – родительский дом. Главная мысль – любовь к малой родине.)
Малая родина человека – это место, где он родился. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему всё мило и дорого.
– Объясните смысл названия стихотворения. (Именно этот дом, со скрипучим крыльцом, дорог автору, поэтому он так назвал стихотворение.)

– На какой вопрос автор ищет ответ? («Только дело не в том, что я жил не тужил, просто бабушкин дом, старый лес и река снятся мне… Почему? Я не знаю пока!»)
– А как вы ответите на этот вопрос?
– Почему это стихотворение нельзя читать быстро и очень громко? (Каждая строчка стихотворения наполнена глубоким смыслом; чтобы его донести до слушателя, надо читать
медленно.)
– Прочитайте стихотворение самостоятельно.
– Приготовьтесь читать выразительно. Вы должны передать своим слушателям те чувства и мысли, которые хотел донести до читателя автор.
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)


V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение стихотворения Ф.П. Савинова «Родное»
– Кто автор следующего стихотворения, которое мы сегодня прочитаем на с. 94? (Феодосий Петрович Савинов.)

Феодосий Петрович Савинов – русский поэт. Родился 5 февраля 1865 года в городе Тотьме Вологодской губернии в семье служащего. В восемь лет потерял отца. Его мать, у которой было ещё трое детей, вторично вышла замуж за человека, тоже с детьми, деспотичного по характеру.
С 1872 по 1882 год мальчик учился в гимназии, затем около года провёл в юнкерском училище и поступил в Московский университет. Оставив его, вернулся в Вологду. Служил мелким чиновником, но главным содержанием его жизни стали стихи.
С 1885 года стихотворения Ф.П. Савинова печатаются в московских и петербургских журналах: «Иллюстрированном мире», «Живописном обозрении», «Русском обозрении», «Русской мысли», а также в юмористических изданиях. Первый сборник его стихотворений был издан в Вологде в 1887 году.
Некоторые его стихотворения привлекли внимание композиторов: две песни на них были написаны П.А. Петровым-Бояриновым, а три строфы из стихотворения «Родное» композитор А.С. Самойлов (Полячек) превратил в популярную песню «Вижу чудное приволье», некоторое время считавшуюся народной. Позже за песней закрепилось название
«Родина».


– Прочитайте стихотворение Ф.П. Савинова «Родное».
– О чём это стихотворение? (О Родине.)
– Прочитайте значение слова исполин на с. 95. А что такое горы-исполины? (Горы-великаны, горы-богатыри.)
– Рассмотрите репродукцию картины на с. 94. Подходит ли она к содержанию стихотворения? (Да, очень подходит. Здесь мы видим и приволье, нивы и поля, раздолье, горы и леса. Очень красиво!)
Приволье – широкое, просторное место, раздолье.
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– На слова этого стихотворения была написана песня. Давайте послушаем её. (Учитель включает аудиозапись.)

2. Работа по вопросам и заданиям учебника
– Прочитайте в учебнике на с. 95 первое задание. Сравним это стихотворение со стихотворением «Рисунок». Чем отличаются картины родины в этих произведениях? (В стихотворении «Рисунок» автор рассказывает о малой родине, о родных местах. А.Ф. Савинов же показывает нам красоту всей нашей могучей Родины, большой страны. В первом стихотворении представлен рисунок мальчика, а во втором – картина, которую видит взрослый человек.)
– Прочитайте второе задание. Объясните, почему же автор называет всё, что он видит, сторонкой? (Родина для русского человека – это не только родной край, где он родился и живёт, это вся Русская земля с её красотой и богатой историей. Родная сторонка – это значит родная страна. Автор любит свою страну и ласково называет её «сторонка». Это
родственные слова.)
– Какие слова повторяются в стихотворении? (Русская, русский, русские.)
– Для чего нужны эти повторы? (Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать свою любовь к Родине.)
(Ученики читают задания и выполняют их.)
– Выберите одно из стихотворений и прочитайте его выразительно соседу по парте.

VII. Рефлексия
– Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
– Что вас огорчило?
– Что порадовало?

VIII. Подведение итогов урока
– Как называется новый раздел? («Россия – Родина моя».)
– Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали? (С.А. Махотина и Ф.П. Савинова.)
– Какой теме посвящены эти произведения? (Любовь к Родине.)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.