Самоанализ урока литературного чтения для учащихся 3 класса «В.И. Белов. "Малька провинилась" учителя начальных классов

Самоанализ урока литературного чтения для учащихся 3 класса
«В.И. Белов. "Малька провинилась"
учителя начальных классов
Цели урока: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»; развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.
УУД:
Личностные:
умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
развитие готовности к сотрудничеству;
интерес к общему делу;
самоконтроль, самооценка.
Регулятивные:
определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
умение прогнозировать текст;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
слушание и понимание речи других;
умение договориться.
Познавательные:
ориентирование в учебнике;
анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
определение основной и второстепенной информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
установление причинно-следственных связей;
постановка и решение проблемы.
Оборудование:
учебник “Литературное чтение” (книга , часть 2) (авт. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская);
тетрадь по литературному чтению;
портрет В.И. Белова, иллюстрации к рассказу «Малька провинилась”;
сигнальные карточки;
толковые словари (Ожегов С. И.);
экран, проектор;
презентация;
Тема: «В.И. Белов. "Малька провинилась"».
Данный урок относится к разделу «Люби живое» в системе образовательной программы. В основу урока: личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, развивающая технологии обучения. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями девятилетних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
Триединая дидактическая цель:
познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»; развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.
Задачи:
-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека и любого живого существа.
- воспитание культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, обогащения мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём
- создание условий для постижения школьниками искусство- и литературоведческих понятий и практических и практического освоения приёмов художественной выразительности
- развитие разнообразных речевых умений школьников
- воспитание любви к малой родине, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные, работа в паре.
Урок литературного чтения проходил в третьем классе. Данная тема – заключительный урок раздела «Люби живое».
При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические
особенности детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.
Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Использование работы над ребусом в начале урока заинтересовало детей. Это позволило перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность.
На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится – выполнение действий по алгоритму. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.
Прослеживается четкость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объему материал был большим. Дети не испытывали большие трудности в выполнении заданий.
Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям я доброжелательна, стремлюсь создать ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления мною проведена музыкальная физминутка, чередовались различные виды деятельности.
Содержание урока соответствовало требованиям программы. План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Анализ организации учебного процесса урока.
1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.
2. Проблемные вопросы вовлекли учащихся к детальному рассмотрению жанра.
3. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания образной природы искусства, языка, словесных образов, согласно поставленным целям.
4.Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить как имеющиеся трудности в восприятии, так и степень обогащения читательского опыта.
5. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, культура речи).
6. Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.
7. Комментарий к домашнему заданию носит творческий характер, что позволило учащимся использовать право выбора.
Анализ дидактической и методической деятельности.
С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря.
В процессе обучения использованы проблемно-сообщающиеся методы.
На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Имела место индивидуальная и фронтальная формы работы учащихся.
Использованный вид проверки преследовал цель предварительного контроля за знаниями учащихся по теме.
Анализ деятельности учащихся.
На уроке литературного чтения сочетались словесно–наглядно-практические, активно - деятельностный способы работы учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения как самостоятельно, так и совместно с учителем.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню облучённости учащихся 3 класса.
Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута особой методикой развивающего обучения нацеленной на формирование удивления и восхищения перед тайнами художественного слова.
Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями урока.
Школьники показали хороший уровень применения новых терминов, эффективное использование в устных ответах полученных ранее знания о приёмах художественной выразительности, разнообразие речевых умений.
У учеников сформирована оценочная самостоятельность, это выразилось в объективных оценках знаний товарищей и умении обосновывать, в самоконтроле и в самоанализе.
Учащиеся данного класса показали хорошие навыки выборочного чтения, выразительного, умения находить и различать средства художественной выразительности, устно выражать отношение к прочитанному, увиденному и впечатление от прочитанного (дневники настроения).
Учащиеся предварительно осознавали, предвосхищали, прогнозировали содержание и виды учебных действий, чему способствовал триединый развивающий характер заданий.
На основании вышеизложенного делаем вывод, о том, что данные задания способствуют полноценному усвоению художественных произведений, формируют читательскую и учебную деятельность, создают устойчивый интерес к урокам литературного чтения.
Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы любви к родной стороне в произведении русского искусства.
На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями: любви к малой родине, ко всему живому, чувства уважения, внимания, сопереживания, готовность прийти на помощь, навыков культурного поведения.