Конспект урока литературного чтения «В.И. Белов "Малька провинилась", "Еще про Мальку"» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
Класс: 3
Цель: осознание собственного отношения к героям рассказа В.И. Белова «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
Задачи:
обучающая: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»
развивающая: развивать речь учащихся, эмоциональную сферу, воображение, развивать умение работать с текстом, умение анализировать, делать выводы
воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению
Планируемые результаты:
Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): извлечение необходимой информации из текста; установление причинно-следственных связей; анализ объектов с целью выделения существенных признаков; развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме
Предметные: умение осознанно воспринимать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронные образовательные ресурсы, видеоматериал, карточки с парными заданиями, индивидуальные карточки с домашним заданием.
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Мотивационный |
Добрый день! Я рада вас видеть! Проверим готовность уроку: учебник, дневник, пенал, веер |
Коммуникативные |
||
Этап актуализации знаний по предложенной теме |
Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? Что означает слово любовь? Между кем может возникнуть любовь? Любовь бывает разная: -любовь между мужчиной и женщиной; -любовь родителей к детям; -любовь детей к родителям; -любовь к своим родственникам и друзьям; -любовь к животным. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? |
«Люби живое» Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. О животных, о любви матери к своему ребёнку |
Коммуникативные, познавательные |
|
Выявление затруднения |
Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Способны ли животные любить своих детей так, как люди? На этот вопрос мы узнаем ответ в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ. |
Высказывают предположения |
Коммуникативные |
|
Разрешение затруднения |
Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась». Как же начать знакомиться с рассказом, когда мы не знаем ничего о его авторе? Прошу внимания на экран. В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась». Как вы думаете, кто такая Малька? Почему ей дали такую кличку? В чём она могла провиниться? Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст. Сейчас я прочитаю первую часть рассказа, а вы следите, и запоминайте незнакомые слова. Работа над текстом. Приём «Чтение с остановками». (Чтение 1 части) Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?» - Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно? Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться: - Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную! Как вы думаете, кого ругала хозяйка? За что ругала хозяйка Мальку? Какие незнакомые слова встретились? Шельма - нечестный человек; мошенник, плут. Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний. Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец». Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый. Следующую часть прочтет Моторина Лиза до слов: «…кому они нужны…». Остальные следят, ищут незнакомые слова. ( Чтение 2 части) Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос. - Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны… Молодец! Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами? Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Кто встретил незнакомые слова? Шаромыжник - жулик. Кутенок - щенок, собачонка. Следующую часть прочитает Новоселов Никита. До слов: «…я каждый день катался тут на лыжах…». Остальные так же следят. ( Чтение 3 части) Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала: - Ладно, пускай живут. Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна. Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Молодец! Что сделала хозяйка со щенками? Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? Где происходят события, описанные в рассказе? Давайте узнаем, что было дальше. Следующую часть прочитает Шишова Ангелина. До слов: «…да ещё каждый день и всегда в одно и то же время…». Остальные следят. ( Чтение 4 части) Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. Умница! Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день? А сейчас проверим. Следующую часть прочтет Серебренников Никита до конца. Остальные следят. ( Чтение 5 части) Спросил у Лидии: - Куда это Малька каждый день бегает? - Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко. Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может. Молодец! Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню? Куда и зачем каждый день бегала Малька? Как поступала с ней хозяйка? Кто был внимателен, какой жанр у этого произведения? Докажите, что это рассказ. Определите тему рассказа. О чем он? Назовите главного героя рассказа. Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата? Какие чувства при чтении рассказа вы испытали? Физминутка. Хотите знать, что же было дальше? Тогда читаем продолжение на странице 70 «Еще про Мальку». Первую часть прочитает Пырков Григорий до слов: «…а как же Малька?...». Остальные следят и находят незнакомые слова. (Чтение 1 части) Так Малька и бегала ежедневно в ту деревню. Она ни разу не забыла свою обязанность. Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка сначала потемнела, потом разлилась. Малька всё бегала по лаве на ту сторону. Теперь, если и захочешь не по лаве, то не переберёшься на тот берег. Как-то утром я пошёл за водой, смотрю: за ночь река так разлилась, что вода подступила к самым баням. Широкое водное плёсо заполнило всю низину. Федя уже ездил на лодке, приглядывая места, где можно поставить верши. Весело свистели прилетевшие ночью долговязые кулики. Постой, а где же лава? Я взглянул на то место, где обрывалась тропинка, и обомлел. Брёвен-то не было. Ночью их подняло водой и унесло. Всё. Связь с тем берегом оборвалась, подумалось мне, проехать можно только на Фединой лодке. А как же Малька? В какое время года происходили события? О чем в первую очередь подумал автор, увидев разлив реки? Какие незнакомые слова вам встретились? Водное плёсо (плёс) – участок реки, широкое водное пространство. Верши (верша) – рыбная снасть в виде воронки из прутьев или проволоки. Долговязый – худой. Следующую часть прочитает Соколов Максим до слов: «…чтобы поймать собачонку», остальные так же следят. (Чтение 2 части) Малька была легка на помине. Я видел, как она подбежала к воде, сунулась туда, сюда. Везде одна вода, и лав не было. Малька ступила в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка и не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды! Я с волнением глядел, что будет дальше. А что дальше? Малька, видимо, изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё дальше. Сил у неё было немного, а течение быстрое, и вот её несло по реке. Когда Мальку проносило мимо меня, я бросил ей какую-то дощечку. Но всё напрасно. Малька стремилась на тот берег. Я видел, как она, видимо выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. Я закричал Феде, чтобы он выловил Мальку. Федя и сам видел, к чему идёт дело, он поставил лодку поперёк течения и подправил её веслом, чтобы поймать собачонку. Молодец! Что сделала Малька ступив в воду? Как поступил Федя, увидев в воде Мальку? Читаем дальше. Я читаю, а вы следите. (Чтение 3 части) – Ой дура! Куды сунулась, – приговаривал он. – Ну, матушка, давай, давай сюда! Он бросил весло и рукой выхватил Мальку из ледяной воды. Наверное, ещё немного бы – и она захлебнулась, потому что была еле жива. – Матушка! – уговаривал её Федя. – Да разве дело? Его, дурака, ещё и кормить! Ведь большой уж, наверное, обормот, а ты всё бегаешь. Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода и ставшую совсем крохотной Мальку. – Беги, беги домой! – сказал он и обернулся ко мне. – Что значит животное. И мы оба ещё долго дивились Малькиной материнской верности. Кто спас Мальку? Какие чувства вызвал у Федора и автора поступок Мальки? Какие чувства испытали Федор и автор? Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? От какого лица повествуется этот рассказ? Как вы догадались? Почему вы так думаете? Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете? |
Смотрят видео о биографии Отвечают Отвечают Отвечают Один читает, остальные следят Отвечают Отвечают Отвечают Один читает, остальные следят Отвечают Один читает, остальные следят Отвечают Один читает, остальные следят Отвечают Рассказ Признаки рассказа: Повествование о реальных событиях. Небольшой объём. Немного действующих лиц. Описание одного эпизода. О животных Да тревогу, страх за щенков, огорчение Повторяют движения Один читает, остальные следят, находят незнакомые слова Весной О судьбе Мальки Отвечают Один читает, остальные следят Учитель читает, остальные следят. Федя и автор Верность, любовь, материнский инстинкт От лица автора Отвечают |
Коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные |
|
Первичное закрепление |
Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем. Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди? Чему люди могут научиться у Мальки? Я с вами солидарна. |
Отвечают |
||
Самостоятельная работа и проверка по эталону |
Теперь возьмите карточку с кроссвордом. Подпишите ее. Работа в парах. Показываем готовность. Проверяем. Две пары по очереди отвечают, остальные приготовили сигнальные карточки. Молодцы! Пары, которые отвечали, попрошу сдать карточки и дневники на стол. |
Разгадывают кроссворд, показывают готовность Две пары отвечают, остальные показывают, справились ли они с заданием. |
Коммуникативные, регулятивные, познавательные |
|
Рефлексия |
Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке. Какие рассказы прочитали? О ком они? Что нового для себя вы узнали на уроке? Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале с помощью веера. Откройте дневники. Домашнее задание: выполнить задания на индивидуальных карточках и вклеить их в тетрадь. Спасибо за работу! |
Отвечают Оценивают Записывают домашнее задание в дневник |
Коммуникативные, регулятивные |
Презентация В.И.Белов
PPTX / 2.13 Мб
Кроссворд
DOCX / 16.84 Кб
Домашнее задание
DOCX / 104.4 Кб