Урок литературного чтения «Листопадничек» для 3 класса

12
3
Материал опубликован 20 December 2016 в группе

12

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Учитель начальных классов Капелина Л.Л.

Класс: 3

Дата

Программа УМК «Школа России»

Автор учебника: Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» Москва «Просвещение», 2013г

Тема урока: И.С.Соколов –Микитов «Листопадничек»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с произведением И.С.Соколова –Микитова «Листопадничек»

Задачи:

 -учить определять особенности жанра;

-учить приводить доказательства;

-познакомить с творчеством И.С.Соколова – Микитова;

-развивать выразительность чтения, беглость чтения, речь;

-способствовать активизации познавательной деятельности каждого ребенка;

-учить видеть и понимать окружающую природу, воспитывать любовь к родным местам

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая,

Оборудование: компьютер, рисунки детей, презентация,  мультимедийный проектор, карточки, Толковый словарь Ожегова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Эмоциональный настрой.

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Урок литературный, а мы народ культурный.

На уроке отвечать – багаж знаний пополнять.

Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке.

Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и тихо садятся за парты.

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Начинаем урок литературное чтение. Я предлагаю вам составить синквейн к слову УРОК

 

 

 

Мотивация

-Какой раздел мы начали изучать? Как вы понимаете его смысл?

-К чему призывал М.М.Пришвин в произведении «Моя Родина»

Выставка рисунков детей о природе

Урок

Интересный, полезный

Учимся, читаем, пересказываем

Учитель даёт новые знания

Ум

-Люби живое. Человек- часть природы, не может прожить без растительного и животного мира, и т.д.

 

(Дети высказывают свои варианты)

III Проверка домашнего задания

О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?

Игра «Доскажи словечко»

-Мать моя вставала ---

Мать угостила меня…

-Это угощение рещило мою жизнь в… сторону

-Я начал вставать до…

Потом и в городе я вставал…

-После чаю я ходил…

Моя охота была в…

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ….

 

Какой призыв адресовал автор жителям планеты Земля?

Проверяют синквейн к слову «Родина»

Ответы детей

 

 

 

Рано

Чаем с молоком

Хорошую

Солнца

Рано

На охоту

Находках

Великими сокровищами жизни

Зачитывают

III.Постановка учебной задачи

О чем будем говорить сегодня на уроке?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме?

Игра «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

Догадайтесь, о каком животном идёт речь?

«Узнай меня!» (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: Кто же это?

Кто из вас знает как называют зайчат, родившихся осенью?

Мы сегодня узнаем об этом из рассказа И.С. Соколова –Микитова. Попробуйте сформулировать цели нашего урока

 

 

 

 

 

(листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

 

(линяют; запасают корм; рождают детёнышей

 

 

( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

(зайцы)

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте

Регулятивные УУД

Прогнозирование, принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности.

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

.

Речевая разминка

Герои приготовили нам разминку.

Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.

- Прочитайте с интонацией:

утвердительной,

вопросительной,

с ускорением,

очень быстро.

 

IV. Изучение нового материала

Знакомство с биографией

Портрет писателя

Словарная работа

Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов:

долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

запрудили – перегородили реку плотиной;

штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

1.Первичное ознакомление с текстом.

2. Первичное восприятие.

Понравилась ли вам история о зайчике?

- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения?

- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было озаглавить иначе?

Подготовленный ученик рассказывает об авторе

 

Приложение 2

- Чтение учителем; чтение по цепочке; самостоятельно

Физкультминутка

   

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в задании.

Коммуникативные УУД

Умение слушать собеседника

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

 Коммуникативные УУД

Выразительно читать и пересказывать текст.

VI.Анализ литературного произведения

 

1.Работа с текстом

В какое время года появились зайчата?

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

 

 

- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?

- Как вели себя другие звери?

 

 

 

- Чего испугались «листопаднички»?

- Как их успокоила старая зайчиха?

 

- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?

2.Выборочное чтение

С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

- Почему зайчонок остался у бобров?

3.Чтение- поиск

Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал?

-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике

на стр. 61, 62.

 

4.Характеристика героя

Работа по группам. Одни дают характеристику зайчику, другие – бобрам, третья группа составляет синквейн к слову «Листопадничек»

 

 

(осенью)

(Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

(журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).

 

(Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).

(Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).

(Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

(Нет).

 

(Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).

(Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).

(Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).

 

 

(За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспомнил он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху).

Приложение 3

VII.Закрепление изученного

Как вы думаете это рассказ

 или сказка? Докажите.

Что писатель мог наблюдать в природе, а что подсказала фантазия?

Почему автор так закончил рассказ?

Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

Кого напомнил вам Листопадничек?

Выберите пословицу, которая больше подходит к теме урока

Много спать – дела не знать.

Дома и стены помогают.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше!

Друзья познаются в беде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лягушку-путешественницу»

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные УУД

Смыслоопределение

Коммуникативные УУД

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов)

Какую истину вы открыли для себя?

Достигли мы поставленных целей?

Домашнее задание:

Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Рефлексия

Мне понравилось с вами общаться и думаю, наш урок пойдёт вам на пользу.

В заключении мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Надо дорожить, Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

Личностные УУД

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Используемая литература:

Литературное чтение. 3 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ [сост. Л.Ф. Климанова и др].

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: BАКО, 2006.

Рыленков Н.И. Хранитель родников // Жизнь и творчество И.С. Соколова-Микитова.- М.,1984.-С.27-31.

Интернет источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2-%CC%E8%EA%E8%F2%EE%E2,_%C8%E2%E0%ED_%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7

http://prevedoff.net/vector_cliparts/2400-stock-vectors-fall-listopad.html

http://www.help-rus-student.ru/pictures_fail/21/068_7.htm

http://www.libex.ru/detail/book306753.html

http://rexbooks.ucoz.ru/photo/200-0-819

http://clubs.ya.ru/4611686018427392507/replies.xml?item_no=4371

http://www.char.ru/books/958650_Rasskazy_o_prirode

http://www.labirint.ru/books/130216/

http://detbook.ru/2011/04/9095.htm

http://www.booksgid.com/crafts_hobby/page/25/

http://nasledie.smolensk.ru/~pkns/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=435&Itemid=112

http://2berega.spb.ru/user/ela12/file/2194964/

http://www.rewalls.com/download/51999/1152x864

http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post173652831/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги.

Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.

Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.

Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Дайте характеристику бобрам:

- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу)

- запасливые (готовят корм на зиму)

- гостеприимные (приютили зайца)

- заботливые (волнуются за бобрят)

- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении)

- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с победой!

28 March 2017

Спасибо!

28 March 2017

Мне очень понравилась ваша технологическая карта урока! Возьму себе на заметку. Спасибо!

11 April 2017