Урок литературного чтения «Листопадничек» для 3 класса
12
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Учитель начальных классов Капелина Л.Л.
Класс: 3
Дата:
Программа УМК «Школа России»
Автор учебника: Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» Москва «Просвещение», 2013г
Тема урока: И.С.Соколов –Микитов «Листопадничек»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Познакомить учащихся с произведением И.С.Соколова –Микитова «Листопадничек»
Задачи:
-учить определять особенности жанра;
-учить приводить доказательства;
-познакомить с творчеством И.С.Соколова – Микитова;
-развивать выразительность чтения, беглость чтения, речь;
-способствовать активизации познавательной деятельности каждого ребенка;
-учить видеть и понимать окружающую природу, воспитывать любовь к родным местам
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая,
Оборудование: компьютер, рисунки детей, презентация, мультимедийный проектор, карточки, Толковый словарь Ожегова.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности |
Эмоциональный настрой. Громко прозвенел звонок, начинается урок. Урок литературный, а мы народ культурный. На уроке отвечать – багаж знаний пополнять. Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке. |
Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и тихо садятся за парты. |
Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Начинаем урок литературное чтение. Я предлагаю вам составить синквейн к слову УРОК
Мотивация -Какой раздел мы начали изучать? Как вы понимаете его смысл? -К чему призывал М.М.Пришвин в произведении «Моя Родина» Выставка рисунков детей о природе |
Урок Интересный, полезный Учимся, читаем, пересказываем Учитель даёт новые знания Ум -Люби живое. Человек- часть природы, не может прожить без растительного и животного мира, и т.д.
(Дети высказывают свои варианты) |
|
III Проверка домашнего задания |
О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин? Игра «Доскажи словечко» -Мать моя вставала --- Мать угостила меня… -Это угощение рещило мою жизнь в… сторону -Я начал вставать до… Потом и в городе я вставал… -После чаю я ходил… Моя охота была в… Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ….
Какой призыв адресовал автор жителям планеты Земля? Проверяют синквейн к слову «Родина» |
Ответы детей
Рано Чаем с молоком Хорошую Солнца Рано На охоту Находках Великими сокровищами жизни Зачитывают |
|
III.Постановка учебной задачи |
О чем будем говорить сегодня на уроке? Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (осень) - Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад) - Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? Игра «Кто как готовится к зиме?» 1. Белка, бобр, мыши; 2. Медведь, ёж, барсук; 3. Лиса, волк, заяц. Догадайтесь, о каком животном идёт речь? «Узнай меня!» (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ1) Учитель: Кто же это? Кто из вас знает как называют зайчат, родившихся осенью? Мы сегодня узнаем об этом из рассказа И.С. Соколова –Микитова. Попробуйте сформулировать цели нашего урока |
(листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).
(линяют; запасают корм; рождают детёнышей
( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм; II группа: животные ложатся в спячку; III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку). (зайцы) |
Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте Регулятивные УУД Прогнозирование, принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. . |
Речевая разминка |
Герои приготовили нам разминку. Бобры храбры идут в боры, - Прочитайте с интонацией: утвердительной, вопросительной, с ускорением, очень быстро. |
||
IV. Изучение нового материала |
Знакомство с биографией Портрет писателя Словарная работа Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов: долговязый – высокий, худощавый, нескладный; плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды; запрудили – перегородили реку плотиной; штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. 1.Первичное ознакомление с текстом. 2. Первичное восприятие. Понравилась ли вам история о зайчике? - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения? - Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было озаглавить иначе? |
Подготовленный ученик рассказывает об авторе
Приложение 2 - Чтение учителем; чтение по цепочке; самостоятельно |
|
Физкультминутка |
Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в задании. Коммуникативные УУД Умение слушать собеседника Познавательные УУД Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД Выразительно читать и пересказывать текст. |
||
VI.Анализ литературного произведения
|
1.Работа с текстом В какое время года появились зайчата? - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? - Как вели себя другие звери?
- Чего испугались «листопаднички»? - Как их успокоила старая зайчиха?
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны? 2.Выборочное чтение С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? - Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами. - Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? - Почему зайчонок остался у бобров? 3.Чтение- поиск Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал? -Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике на стр. 61, 62.
4.Характеристика героя Работа по группам. Одни дают характеристику зайчику, другие – бобрам, третья группа составляет синквейн к слову «Листопадничек» |
(осенью) (Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать). (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).
(Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи). (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте). (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно). (Нет).
(Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину). (Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят). (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).
(За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспомнил он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху). Приложение 3 |
|
VII.Закрепление изученного |
Как вы думаете это рассказ или сказка? Докажите. Что писатель мог наблюдать в природе, а что подсказала фантазия? Почему автор так закончил рассказ? Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья. Кого напомнил вам Листопадничек? Выберите пословицу, которая больше подходит к теме урока Много спать – дела не знать. Дома и стены помогают. Всякий кулик своё болото хвалит. Чужая сторона – дремучий бор. В гостях хорошо, а дома лучше! Друзья познаются в беде. |
«Лягушку-путешественницу» |
Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные УУД Смыслоопределение Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов) |
Какую истину вы открыли для себя? Достигли мы поставленных целей? Домашнее задание: Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Проиллюстрируйте понравившийся эпизод. Рефлексия Мне понравилось с вами общаться и думаю, наш урок пойдёт вам на пользу. В заключении мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова ПРИЛОЖЕНИЕ 4 |
Надо дорожить, Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Урок дал мне для жизни… |
Личностные УУД Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Используемая литература:
Литературное чтение. 3 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ [сост. Л.Ф. Климанова и др].
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: BАКО, 2006.
Рыленков Н.И. Хранитель родников // Жизнь и творчество И.С. Соколова-Микитова.- М.,1984.-С.27-31.
Интернет источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2-%CC%E8%EA%E8%F2%EE%E2,_%C8%E2%E0%ED_%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7
http://prevedoff.net/vector_cliparts/2400-stock-vectors-fall-listopad.html
http://www.help-rus-student.ru/pictures_fail/21/068_7.htm
http://www.libex.ru/detail/book306753.html
http://rexbooks.ucoz.ru/photo/200-0-819
http://clubs.ya.ru/4611686018427392507/replies.xml?item_no=4371
http://www.char.ru/books/958650_Rasskazy_o_prirode
http://www.labirint.ru/books/130216/
http://detbook.ru/2011/04/9095.htm
http://www.booksgid.com/crafts_hobby/page/25/
http://nasledie.smolensk.ru/~pkns/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=435&Itemid=112
http://2berega.spb.ru/user/ela12/file/2194964/
http://www.rewalls.com/download/51999/1152x864
http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post173652831/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.
Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.
Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Автобиография
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
Дайте характеристику бобрам:
- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу)
- запасливые (готовят корм на зиму)
- гостеприимные (приютили зайца)
- заботливые (волнуются за бобрят)
- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении)
- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!
Лаврова Анна Анатольевна
Любовь
Егорова Галина Васильевна