12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
4

Конспект урока по теме «Малька провинилась. Тема и главная мысль рассказа»

 

Урок литературного чтения  3 класс (УМК «Школа России»)

Тема

Рассказы Василия Белова "Малька провинилась". Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Педагогическая цель

Закрепить знания о творчестве Василия Белова. Иметь представление о характерных признаках его рассказов; Обогащать словарный запас; продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение). Способствовать развитию навыков правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умений воспроизводить в памяти, прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге, анализировать прочитанный текст и в результате анализа определять, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

 

научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг.

Личностные результаты

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Основные понятия и термины

Рассказ, тема и идея рассказа, сюжет рассказа.

Образовательные ресурсы

М/м презентация, учебные книги.

 

 

                                             Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Василий Белов «Малька провинилась»

 

 

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Василия Белова "Малька провинилась"; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.

 

 

 

 

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

.1.Приветствие

 

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте,  ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна!

- Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь,   приступим к работе.

 

- Проверим готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, пеналы со школьными принадлежностями.

Содействует установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Осваивают личностный смысл учения; проявляют желание продолжать свою учебу.

 

II. Речевая разминка

Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению

1 .Дыхательно-артикуляционные упражнения

- Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку?  (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

Упражнение  «Посчитаем Егорок»

(не делать ни вдоха, ни добора воздуха).

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»:

 выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

Определяет задание, следит за правильностью выполнения, своевременно исправляет недочеты в произношении звуков.

Выполняют упражнения под руководством учителя. Готовят артикуляционный аппарат к дальнейшей работе на уроке.

 

III. Введение в тему урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

 

1. Вступительное слово учителя

 

 Слайд 1. (портрет Бориса Белова)

На слайде – портрет Василия  Белова. Представлена выставка книг писателя.

Эпиграф: «Писателем я стал не из удовольствия, а по необходимости, слишком накипело на сердце, молчать стало невтерпёж, горечь душила» В.Белов 

– Как вы понимаете эти слова? (писателя обижала несправедливость.)

Как вы думаете, с каким писателем вы сегодня познакомитесь?

 

Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из биографии В.Белова, а также с его занимательными рассказами для детей, обменяемся мнениями о значении этих рассказов для каждого из вас.

– Вспомните, что мы знаем об этом писателе? Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая, матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились, прежде всего, постоянный голод – и любовь к чтению.

После окончания сельской школы-семилетки (1949 г.) Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь). За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых (по подсчетам 1998 г.) – более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки.

4 декабря 2012 года на 81-м году жизни писатель Василий Белов ушел из жизни.

– Вглядитесь в фотографию писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут рассказать о многом.

-Что вы можете сказать о выражении лица ? (он добрый, портрет словно светится)

Обеспечивает мотивацию учения школьников. Формирует субъективный опыт учащихся, опираясь на личностный смысл и опорные знания.

 

 

 

Принимают учебную задачу.

Определяют правильность выполненного задания  на основе на основе различных образцов.

 

 

2.Повторение жанровых особенностей рассказа

-Что такое рассказ? Вспомните жанровые признаки рассказа:

Рассказ - это литературное произведение повествовательного характера и малого объема.

- Существуют жанровые особенности рассказа:

-небольшой объем произведения;

- сюжет построен на одном эпизоде из жизни одного или нескольких персонажей;

-рассказ содержит художественный вымысел.

Рассказывает о жанровых особенностях рассказа.  Акцентирует внимание на мастерстве автора включить и передать в своем произведении жанровые особенности.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

 

 

 IV. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

 

1.Определение темы и задач урока

Мы сегодня будем работать с  новым произведением Василия Белова.

-А  для того,  чтобы узнать, кто главный герой рассказа, вам нужно отгадать загадку:

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!

(собака).

 

-Верно. (Учитель вешает рисунок собаки )

- А что интересного вы знаете о собаках?

Учащийся читает информацию.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Василия Белова «малька провенилась», будем читать рассказ, размышлять о прочитанном, для того чтобы определить основную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя.

Обеспечивает мотивацию учения школьников, осуществляет постановку целей и задач урока.

Принимают и сохраняют цели учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее осуществления.

 

VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

 

2. Подготовка к восприятию

Сл.3 (сопроводить слова рисунками)

- Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают.

Кутенок - щенок собаки

Шельма – мошенник, плут, обманщик.

Блудня–ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний.

Батявка-от слова тявкать

Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

- Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа.

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Воспринимают знаково- символические средства представления информации, используя ИКТ.

 

3. Первичное восприятие

-Ребята, я сейчас вам прочитаю  рассказ, вы внимательно его послушаете. Постараетесь ответить на вопрос.

- Почему это рассказ? (потому что автор написал произведение в малом объеме,  используя описательный характер)

- Почему он называется «Малька провинилась»? (называется так потому что в рассказе говорится о собаке, Малька провинилась в том, что принесла кутят,  и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать )

(Начинает читать учитель, дети продолжают)

Организует первичное восприятие рассказа и проверяет его.

Учит анализировать произведение.

Подводит к пониманию идеи рассказа.

Понимают содержание прочитанного текста.

Овладевают навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами.

 

 

4. Проверка восприятия

-Понравился ли вам рассказ?

-Почему это рассказ?

(Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни).

-Почему он называется «Малька провинилась»?

( в рассказе говорится о  собаке, которая принесла щенят)

- А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?  Сл.4  Выберите:

восторга

патриотизма

сострадания

восхищения

печали

справедливости

красоты

прекрасного

страха

любви

равнодушия

стыда

обиды

радости

тревоги

огорчения

разочарования

уважения

ожидания

сомнения

уверенности

ответственности

сопереживания

юмора

Правильно ребята, автор сопереживал собаке, но тем не менее, не смотря на то, что малька была маленькая и не породистая, ей ничего не помешало любить своего щенка.

Учит анализировать прочитанный рассказ, воспринимать конкретное содержание.

Овладевают навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

 

 

5.Повторное чтение текста по смысловым частям и составление  плана  текста.

Чтение первой части

- За что Лидия ругала Мальку? (привела щенят в старой шапке под лавкой).

-Как писатель описывает Лидию? (она сначала злилась, а  потом смирилась, раздала щенят )

-Как Малька поступила
, когда автор захотел посмотреть на щенят? (чутли не вцепилась в его нос)

-Как Лидии отнеслась к щенкам?

-Как бы вы озаглавили эту первую часть? («Выяснение истории»).

(План отражается на доске)

Чтение второй части

-Как Лидия бранила Мальку? (Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно!)

-Как бы вы озаглавили эту часть? («Щенята»).

Чтение третьей части

-Как же Лидия поступила с щенятами? (раздала их).

-А как малька отнеслась к этому? (Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:
– Куда это Малька каждый день бегает?
– Да кормить! – весело пояснила Лидия. – Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

- Как вы понимаете выражение, верная мамаша оказалась?

-Как отреагировала Малька, на то, что в дома появился рыжий кот?

(не очень-то ей было приятно).

- Было ли Лидии дело до чувств собачки? (нет, она была довольна рыжим котом).  Как вы бы озаглавили эту часть? («Верная мамаша»).

Организует повторное восприятие рассказа  и проверяет его.

Руководит аналитическим чтением, учит анализировать.

Содействует усвоению учащимися способов, которые приведут к определенному выводу.

Создает содержательные и организаторские условия для воспроизведения материала учащимися. Выявление степени усвоения учащимися учебного материала.

 

Овладевают навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Различают в рассказе изображенные события и замаскированный, скрытый смысл текста.

 

 

 

6.Характеристика главного героя

-Как вы думаете, кто главный герой этого рассказа?

(Главный герой – это Малька).

-Что можно сказать о ней? (дворняжка, не особо красивая, умная и понимающая, верная мать ).

Присущны ли черты Мальки людям? (да). Какие?

Какие чувства вызвала у нас история Мальки? (жалость, ненависть к Лидии).

Обобщение:

Автор умело затронул струны нашей души, главное достояние Василия Белова, в том, что он умел играть с чувствами читателя.

Раскрывает понятия экспозиция, развитие действия, кульминация. Учит выделять характерные особенности главных героев.

Активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

 

 

 

 

7. Выявление идеи, темы

- Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести?

(Автор не сопереживал Мальке, ведь это было обычным делом в деревне, но он восхищался ей в конце рассказа).

-Ради чего написан рассказ?

(Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).

Тема рассказа.

Это рассказ о том, что у всякой собаки, породистой или нет, большой или нет, есть чувства материнства и их нельзя никак перебороть или оборвать.

Идея

Мать – она всегда остается матерью, будь то человек или животное.

Проверяет полноту осознанности  сюжета. Учит понимать тему и идею рассказа, пользоваться средствами художественной выразительности.

 

Активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Используют средства художественной выразительности в устных высказываниях.

 

VII. Закрепление изученного

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

1Обощающая беседа 

- 1.В чем провинилась Малька?

(Малька провинилась в том, что принесла кутят,  и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.)

2.Где стали жить кутята?

(Одного кутенка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.)

Найдите этот отрывок в тексте. Зачитаем его.  («Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню».)

3.Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

При ответе вы можете пользоваться словарем чувств. (Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски и др.)

4.Куда и зачем бегала Малька через день?

(Малька бегала в заречную деревню кормить своего щенка.)

5.Какие препятствия встречались на её пути? ( Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два  километра в деревню и столько же обратно.)

6.Какой увидел автор Мальву при встрече с ней?

Какой увидел автор Мальку при встрече с ней? (Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.)

Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его.  («Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной  деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в  одно и то же время».)

 

Проверяет полноту осознанности  сюжета. Раскрывает понятия экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка действия и концов. Добивается понимания прочитанного текста за счет пересказа его составных частей.

Учит отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 

Планируют алгоритм выполнения задания творческого характера, учатся корректировать свою работу по ходу его выполнения. Участвуют  в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Извлекают информацию, представленную в разных формах, в текст.

 

VIII. Итог урока

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий

1.Пересказ по плану.

А теперь, закройте учебники и перескажите по частям текст, опираясь на план, который мы составили в ходе урока.

 

Оценки за урок получают…

Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Планируют алгоритм выполнения задания

 

 

 

 

 

 

XI. Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1.Инструктаж

- Дома подготовить небольшие сочинения на тему «Мое домашнее животное».

Определяет способы выполнения домашнего задания.

Понимают содержание и способы выполнения домашнего задания

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 10.07.19 в 20:49 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, грамотный урок!
Елена Владимировна, 10.07.19 в 20:59 1Ответить Пожаловаться
Марина Ивановна, отличный ресурс получился!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.