Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Клочко Натальи Николаевны
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
(Название темы)
2017
(Начало изучения темы)
2020
(Окончание изучения темы)
Черемхово 2017
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Клочко Наталья Николаевна__________________________
Дата рождения _____24.08.1978.______________________________________
Стаж работы в должности _14 лет____________________________________
Образование (название учебного заведения и год окончания) _Черемховский государственный педагогический колледж_11июня 1999г._________
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) прошла повышение квалификации в ЧОУ ДПО «Байкальский Центр Образования» по дополнительной профессиональной программе: «Обучение работников образовательных организаций приемам и методам оказания первой помощи» в объеме 18 часов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи по теме самообразования
Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.
Задачи:
1.Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
2.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Ожидаемые результаты:
Динамика развития мелкой моторики.
Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Проанализировать методическую литературу по данной проблеме. | 2017-2018 учебный год |
Практический | Анализ подбора нетрадиционных техник рисования, наиболее эффективных в работе с детьми в условиях центра. | 2018-2019 учебный год |
Итоговый | Обмен опытом по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» | 2019-2020 учебный год |
|
Литература по теме:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
Чей опыт предполагается изучить по данной теме
Цквиария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования». «Интегрированные занятия в ДОУ».
Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика».
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.
Творческое сотрудничество по теме самообразования
С массажистом консультации по теме: «Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста в игровой форме».
С педагогом дополнительного образования изостудии «Палитра» консультации по теме: «Применение нетрадиционной техники рисования на занятиях по изодеятедьности».
Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) Индивидуальные консультации для педагогов по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционную технику рисования»
Оформление выставки творческих работ выполненных в нетрадиционной технике рисования.
Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие) учитель-дефектолог Лукьянова Л.В. открытая НОД «Варись каша».
воспитатель Штуберт.М.И. «Транспорт».
воспитатель Булых Е.И. «Овощи и фрукты»
воспитатель Аверина С.П. «Путешествие к золотой рыбке»
дефектолог Инешина Л.М. «День рождения у лисички»
Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте: Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по теме самообразования.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2017 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Этапы реализации | Сроки | ||
1. | Подготовительный этап | 2017 -2018 учебный год | ||
| Выбор темы и работа по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные техники рисования» Подбор и изучение методической литературы | |||
2. | Практический этап | 2018 -2019 учебный год | ||
| Составление конспектов занятий по данной теме Составление картотеки с нетрадиционными техниками рисования. Организация предметно-развивающей среды в группе. Оформление педагогической копилки. Оформление выставки детских творческих работ выполненных нетрадиционной техникой рисования. | |||
| Обмен опытом с педагогами детского дома | | ||
| | 2017 – 2020 учебные годы | ||
| Внедрение нетрадиционных техник на занятиях | 2018-2019 учебный год | ||
3. | Итоговый этап | 2019-2020 учебный год | ||
| Обмен опытом с педагогами по теме: «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования». |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этап изучения темы по самообразованию: Подготовительный
Изучение методической литературы по теме самообразования 2017-2018 учебный год.
Цель: Повышение профессионального уровня.
Содержание деятельности | Сроки | Форма предоставления результатов |
1.Подбор и составление списка литературы по теме самообразования. | Сентябрь-Октябрь | Составление списка литературы. |
2. Изучение особенностей контингента детей в группе. | Ноябрь | Изучение уровня развития мелкой моторики у детей. |
3. Изучить статьи использование нетрадиционных техник рисования Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. | | Подбор методического оснащения.
|
4.Изучить статьи Цквиария Т.А.«Нетрадиционные техники рисования». «Интегрированные занятия в ДОУ». | В течение года | Подбор методического оснащения. |
Укрепление материальной базы группы | ||
Методическая копилка Применение упражнений пальчиковой гимнастики Индивидуальные карточки для ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. | В течении года В течении года | Составить и оформить. Составить и оформить. |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД Этап изучения темы по самообразованию: Практический Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2018-2019 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разработать программно - методического обеспечения образовательного процесса. | ||
Содержание деятельности | Сроки | Форма предоставления результатов |
1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности. | Сентябрь – Май | Календарно – тематическое планирование
|
2. Составить конспекты занятий по теме самообразования. | В течение года | Конспекты НОД |
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме. Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы. Подготовить консультации по теме. | Октябрь-Ноябрь
Декабрь-Февраль Январь Март-Апрель Май | Наглядный материал
|
Укрепление материальной базы группы | ||
Методическая копилка 1.Изготовление картотеки для работы по нетрадиционной технике рисования. 2.Применение картотеки с нетрадиционной техникой рисования в НОД. 3.Изготовление средств для использования нетрадиционной техники рисования. | В течении года.
В течении года. В течении года. | Составить и оформить. Применять. Изготовить |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этап изучения темы по самообразованию: Итоговый
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2019-2020 учебный год
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.
Сроки | Содержание деятельности | Форма предоставления результатов |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. |
| Планирование работы с детьми на новый учебный год. | создания плана работы. |
Октябрь | Подготовка к аттестации: Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. |
Ноябрь | Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования. | Знакомство с литературой по данной тематике. |
| Посещение занятий воспитателей, по развитию мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования в Центре. | Обмен опытом по проблеме. |
Декабрь | Консультации для воспитателей по теме самообразования. | Обмен опытом по проблеме. |
Январь | Разработка плана на, месяц, год. | Подбор материала. |
| Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru. | Публикации в социальной сети |
Февраль | Мастер- класс «Нетрадиционные техники рисования» | Проведение мастер-класса
|
Март | Создание нового паспорта группы. | Проведение полной инвентаризации группы. |
Апрель | Выставка детских работ изготовленных в нетрадиционной технике рисования. | Оформление выставки. |
Май | Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому нетрадиционная техника рисования на занятиях, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного и младшего школьного возраста.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование нетрадиционными способами играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2017 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
_Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и физического развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющие изменить эту ситуацию. Поэтому я решила работать над этой темой, так как считаю ,что охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении.
В процессе работы по данной теме ставила перед собой задачи :
Оздоровительные задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной, бодрящей и пальчиковой гимнастики, массажа , закаливания.
Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
Приучать использовать методы оздоровления в повседневной жизни.
Воспитательные задачи:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработке привычки к соблюдению режима.
Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Доставить максимум удовольствия, положительных эмоций от «новых» движений, упражнений и оздоровительно-развивающих игр.
_Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность нетрадиционных методов здоровье сбережения, пользуюсь готовыми методами подбирая их по физическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
В процессе работы составила картотеки игр и упражнений по теме, внедряя их в образовательную деятельность.
Провела по данной теме консультацию для воспитателей группы по теме : «Нетрадиционные методы оздоровительно- развивающей работы в условиях детского дома».
Оформила уголок ФИЗО, пополнила и обновила атрибутами для массажа, босохождения, дыхательной гимнастики , суставной и гимнастики для глаз.
При тесном взаимодействии с воспитателями группы во время непосредственной образовательной деятельности широко применяю нетрадиционные методы здоровье сбережения.
Изучаю периодическую литературу- журналы «Дошкольное воспитание»; «Ребенок в детском саду»; «Воспитатель ДОУ».
С целью самообразования постоянно изучаю новинки методических пособий литературы по педагогике , психологии и здоровье сбережению детей дошкольного возраста, знакомлюсь с материалами и документами в СМИ сайтов для дошкольных работников, принимаю активное участие в обсуждении и публикации собственных материалов.
_Так, в 2013 году на веб сайте в электронном виде представила презентацию с методическими рекомендациями по теме: «Нетрадиционные методы оздоровительной работы с детьми в условиях детского дома. Прошла курсы повышения квалификации_по проблеме: «Организационно- содержательные основы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими нарушение интеллекта развития». ИИПКРО 108ч.
прошла краткосрочное обучение по программе: «Составляющие ИКТ –компетентности в профессиональной деятельности педагогического работника» в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» 72ч.
_прошла повышение квалификации_по программе: «Особенности социализации и социальной адаптации детей и подростков детских домов и интернатных учреждений» 72ч._
Сравнительный анализ данных мониторинга ежегодно показывает положительную динамику уровня физического развития детей, что подтверждает эффективность применения нетрадиционных методов здоровье сбережения.
Анализируя работу над данной темой .я считаю, что добилась определенных успехов : дети стали меньше болеть простудными заболеваниями , они стали с удовольствием заниматься по данным методикам. Появилось качество в технике выполнения движений, упражнений и выразительность в моторике. Улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребенка. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, интерес при выполнении упражнений , бодрящих гимнастик используемых в игровой форме.
Таким образом можно сказать ,что только круглогодичный, системный подход к организации оздоровительных мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, дает позитивную динамику оздоровления детского организма.