Мастер класс на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Мастер класс на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Цель: обмен профессиональным опытом по теме развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования с педагогами ДОУ.
Задачи: - Развить интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, способствовать творческой активности взрослых.
- Раскрыть значение нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития у воспитателей воображения, творческого мышления.
- Развить способность выражать свои представления, переживания, чувства, доступными изобразительно-выразительными средствами.
Оборудование. 5 столов. На каждом столе – изобразительные материалы.
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги и жюри, рада приветствовать вас на нашей встрече. Тема моего мастер класса звучит так «развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» для начала я вам предлагаю встать в круг. Давайте попытаемся стать ближе друг другу.
Игра «Близкие люди»
- Все врассыпную двигаются под бодрую музыку. Когда я буду хлопать в ладоши - все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка - движение продолжается. Если я зазвоню в колокольчик – все играющие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка - играющие двигаются. Если я засвищу в свисток – все играющие трутся спинами друг с другом.
Воспитатель: Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь попробуем «объединиться».
Игра «Встанем по парам (4,6)»
Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 4 (6). Все строятся четверками, шестерками (парами). Когда играющие разбились по парам, им предлагается занять места за столами.
Воспитатель: Я прошу всех занять свои места.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», так говорил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Рисование необычными материалами, нетрадиционной техникой позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нетрадиционное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, оттиском бумаги, оттиском пробки, тычком сухой твердой кистью и т.д.
Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка.
Сейчас, я хотела бы вас, познакомить с техникой рисования песком. Но поскольку песок удовольствие недешевое, стали искать замену. Путем экспериментирования выяснили, что на песок похожа манная крупа и решили использовать для рисования её.
Цель: способствование формированию представления у педагогов ДОУ, как развитие познавательной деятельности влияет на эмоциональную сферу дошкольника посредством песочной(манной) терапии.
Задачи:
Познакомить педагогов с возможностями песочного(манного) рисования, с играми, используемыми на занятиях, а также в коррекции психологических проблем.
Способствовать развитию интереса к данной технике, методу использования данной техники в эмоциональном развитии дошкольников, введению её в практическую деятельность.
Звучит музыка
Воспитатель: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно вытянуть руки над песочницей ладонями вверх и произнесите за мной заклинание:
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Воспитатель: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками
(На ровной поверхности песка взрослые делают отпечатки кистей рук: внутренней, а затем внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.)
Воспитатель: - Коллеги, положите руки на песочек, и потрогайте его! Мне приятно, а вам? (Ответы детей)
- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?
- Песок, какой? (Ответы )
Воспитатель: Давайте уберем руку и посмотрим, что осталось? (Ответы )
- На что может быть похож отпечаток ладошки? (Рассуждения )
Воспитатель дорисовывает усики и помогает коллегам увидеть и дорисовать бабочку. ( любуются красивой бабочкой).
- Бабочка, какая? (Ответы )
Воспитатель: Вдруг откуда ни возьмись, налетел ветерок, и бабочка улетела… (разравнивают песок ладошкой)
Воспитатель: Коллеги, хотите другой рукой потрогать волшебный песок?
(Делают отпечаток левой руки)
воспитатель: И снова ветерок подул, тучку принес, дождик пошел…
( рисуют дождик пальчиками обеих рук, тучку - любым пальчиком, лужу – разравнивают песок ладошкой).
Далее Воспитатель просит коллег перевернуть руки ладонями вверх и так потрогать песочек.
Коллеги, убрав руку, смотрят, что получилось? Я в это время загадывает загадку:
Хожу, брожу по волосам, а зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (Ответы детей)
Коллеги дорисовывают расческу.
Воспитатель: Еще пуще ветер разгулялся, ( ровняют песок) и оказались мы с вами коллеги, в густом лесу (Рисуют лес, деревья большие и маленькие – левой и правой рукой поочередно.)
Воспитатель: Устали пальчики гулять по лесу. Теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Воспитатель: До следующей встречи в Песочной стране!
Вывод: Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольность внимания и память. В ходе занятий дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, учатся понимать самих себя и других людей.
«Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.
Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, эксперементирования, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань.
Сегодня я предлагаю вам побыть детьми и окунуться в атмосферу
волшебства.
Цель: знакомство воспитателей с нетрадиционной техникой рисования на молоке (Эбру). Повысить желание поделиться опытом с детьми.
Поставила перед собой следующие задачи:
- Расширять представление о технике рисования на молоке (Эбру).
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Коллеги, вы верите в чудеса? Кто такие волшебники?
А вы знаете, что и вы тоже можете быть волшебниками.
Ответы:
Звучит музыка. Давайте подойдем к столу, как вы думаете, на чем мы будем сегодня рисовать?
Ответы. (На молоке)
Присаживайтесь. Предлагаю посмотреть как это буду делать я.
1.Уже налитую в тарелочку молоко.
2. Опустить кисточку с краской в молоко и подождать, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного диаметра.
3. Берём палочку, обильно смочите кончик ватной палочки средством для мытья посуды и рисуем разные линии, узоры на молоке.
4. Наблюдаете волшебный танец красок.
5. Рисунок можно перенести на бумагу.
Перед тем как мы приступим к работе, я предлагаю размять наши волшебные пальчики.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Итак, приступайте волшебничать.
Воспитатель: Мы и правда волшебники!
5. Рисунок можно перенести на бумагу.
Любуемся чудесами получившимися на бумаге, предлагаю назвать вашу картину.
Мы и в самом деле волшебники! Ай да волшебники, ай да молодцы.
Вывод: Нетрадиционная техника рисования Эмбру, помогает мне развивать познавательную активность детей, желание экспериментировать, является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества детей. Сама техника увлекает, завораживает, успокаивает, вызывает у ребёнка радость, изумление и восторг. В качестве здровьесберегающих технологий использую пальчиковые игры - это мне позволяет развивать мелкую моторику рук , разучивание каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Заключительная часть. Рефлексия. Вот и подошел к концу мой мастер класс. Я думаю многие из вас для себя взяли и извлекли что-то новое интересное. И в заключении я попрошу вас заполнить палитру эмоций и настроений. Для этого вам необходимо поместить цветовые обозначения ваших эмоций и настроения, полученных на сегодняшнем мероприятии:
- «Меня удивило, всё для меня ново, буду использовать» (красный цвет).
- «Было интересно, очень полезно» (жёлтый цвет).
- «Познавательно, частично знакомо» (зелёный цвет).
- «Знакомо всё, не узнала ничего нового» (синий цвет).
Судя по палитре многим из вас на моем мастер классе было интересно, твердо решились использовать нетрадиционные методы рисования в своей педагогической деятельности. Желаю всем удачи и творческого процветания! Спасибо за внимание.
Ломакина Ирина Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна