Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Ребёнок – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Одним из наиболее близких и естественных видов деятельности для дошкольника является изобразительная деятельность.
Занятия по изобразительной деятельности особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как, свойственные, для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи, и на мыслительной деятельности. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Кроме того, изобразительная деятельность имеет большое значение и в решении задач эстетического воспитания.
Любое педагогическое воздействие на детей с ОВЗ должно быть не просто педагогическим, а коррекционно-педагогическим, учитывающим не только характер основного дефекта, но и структуру интеллектуальных нарушений. Детей с ОВЗ характеризует отставание в психическом развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, снижена активность мышления. Из-за быстрого утомления дети часто не могут завершить начатое дело. У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а иногда он и вовсе отсутствует. Все перечисленные нарушения в развитии детей негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности.
Нарушение общей и мелкой моторики, опыт предметно-практических действий ограничивают возможность использования многих традиционных техник рисования. Так, сложной для детей является методика изображения предметов тонкими линиями; техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. Все это затрудняет адекватное восприятие рисунка.
Нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.
Решение этой проблемы требует специального подхода, который, на мой взгляд, заключается в использовании нетрадиционных техник.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах действия с ними. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию мелкой моторики рук, повышают уровень развития зрительно - моторной координации.
Сколько дома интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). А на прогулке, сколько интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Для каждого возраста разные варианты приемов нетрадиционного рисования, Анжелика Витальевна Никитина рекомендует начинать от простого и постепенно переходить к более сложному.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
рисование ладошками;
оттиск печатками из картофеля;
тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
оттиск поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
оттиск печатками из ластика;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, накладывает свою шкалу «зла» и «добра».
На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Под руководством заслуженного педагога Риммы Григорьевной Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и предложено педагогам использовать их в детских студиях.
Давыдова Галина Николаевна отмечает, что детское художество сводится ни к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие эстетических, физических, психических, умственных процессов и на всё развитие ребёнка в целом.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»
Лист регистрации
6