Самообследование работы методического объединения воспитателей и классных руководителей
Самообследование
работы методического объединения воспитателей и классных руководителей
ГОУ «Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Деятельность методического объединения воспитателей школы - интерната строится в соответствии с планом методической работы ГОУ «Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат» и учебно-воспитательной работы на 2019 год.
Методическое объединение воспитателей и классных руководителей работало над следующей проблемой: «Совершенствование эффективности учебно – воспитательного процесса путём внедрения новейших педагогических технологий, систем и методов»
В 2019 году перед методическим объединением воспитателей и классных руководителей поставили цель:
«Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности"
Для достижения вышеуказанной цели, МО работало над решением следующих задач:
Создание условий для социализации и профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в системе личностно – ориентированного обучения и воспитания;
Обеспечение условий для реализации Специального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики и требований адаптированной основной образовательной программы школы – интерната;
Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение психолого – педагогического сопровождения обучающихся;
Совершенствование методической службы школы.
Методическое объединение воспитателей и классных руководителей ГОУ «ССКШИ» состоит из 33 человек.
В 2019 году прошли курсы повышения квалификации в ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования» - 7 воспитателей.
Прошли аттестацию и получили квалификационную категорию – 5 воспитателя и 5 классных руководителей.
Качественный состав воспитателей интерната:
Высшая КК - 1 чел. ( 4%): Тарасенко Т.В.
Первая КК - 7 чел. (30 %): Пальченко О.В., Корнеева Л.И., Косенко М.И., Куц Е.В., Служавая Л.А., Астальцева Н.А., Козлова Р.А.
Вторая КК– 2 чел. (9%): Зимина В.П., Лукьянчикова В.В.
Педагоги, не имеющие квалификационных категорий- 13 чел – (57%): Кузьменко Т.В., Шкуренко Ю.В., Бадаева Ю.А., Юрьева В.А., Ниничук О.М., Приймакова Н.И., Коновалова Л.П., Макеева Л.В., Неживова В.Д., Сукуватая Ю.Э., Корнеева Ю.С., Локтева В.В., Кадушкина Л.В.
Качественный состав классных руководителей:
Высшая КК – 1 чел.(10%): Кольцов С.Н.
Первая КК – 9 чел. (90%): Гайворонская М.М, Кузнецова В.В., Кольцова В.И., Гурова Т.Н., Якорева С.Н., Болотова В.Н., Чубук Н.А., Корнеева Л.И., Садовникова Т.Н.
Кадровый потенциал воспитателей школы – интерната
Количество педагогов | Образование | ||
Высшее | Среднее специальное | Педагогическое | |
23 | 17 (74%) | 6 (26 %) | 23 (100 %) |
Количество педагогов | Стаж педагогической работы | |||
До 3 лет | До 10 лет | От 10 до 20 | Более 20 | |
23 | 4 (17%) | 5 (22%) | 1 (4 %) | 13 (57 %) |
Кадровый потенциал классных руководителей школы – интерната
Количество педагогов | Образование | ||
Высшее | Среднее специальное | Педагогическое | |
10 | 10 (100 %) | 10 (100 %) |
Количество педагогов | Стаж педагогической работы | |||
До 3 лет | До 10 лет | От 10 до 20 | Более 20 | |
10 | 1 (10 %) | 2 (20%) | 7 (70 %) |
Становление педагога – достаточно сложный процесс и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. В этот период наиболее четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса позитивных или негативных факторов, как внутренних, так и внешних, поэтому МО осуществлялась нижеперечисленная работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами (Корнеева Ю.С.):
Проведение мероприятий по углублению педагогических знаний, методики обучения, изучения методических рекомендацій, документов Министерства образования;
Изучение теории, практики, и методики воспитания, психологи, этики, анализ программных документов по вопросам воспитательной работы.
Научно-методическая работа по изучению обобщенного передового опыта, определение путей его творческого использования
Проведение мероприятий по повышению образовательного, научно-методического и культурного уровня молодых специалистов
Были использованы следующие формы методической работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами:
Посещение внеклассных мероприятий у наставников и других опытных воспитателей и классных руководителей;
Практические занятия, на которых моделируются и обсуждаются предложенные модели внеурочных мероприятий, изготовление образцов дидактических материалов;
Индивидуальные консультации;
Ознакомление с нормативними документами.
С целью развития интереса к новым проблемам учебно-воспитательного процесса, стремления к саморазвитию, самообразованию и к собственным творческим поискам каждый педагог работает по своей теме самообразования.
Темы самообразования воспитателей:
№ п/п | Ф.И.О. воспитателя | Тема самообразования |
1 | Зимина В.П. | Духовно-моральное и физическое развитие личности как важный элемент сохранения и укрепления здоровья. |
2 | Астальцева Н.А. | Экологическое воспитание учащихся. |
3 | Коновалова Л.П. | Развитие способностей детей с особенными потребностями. |
4 | Пальченко О.В. | Формирование правовой сознательности обучающихся. |
5 | Локтева В.В. | Формирование ЗОЖ и воспитание культуры здоровья через внеклассную работу. |
6 | Лукьянчикова В.В. | Развитие творческих способностей обучающихся через внеклассную работу. |
7 | Юрьева В. А. | Развитие речи младших школьников с ОВР, методами «сказкотерапии». |
8 | Кадушкина Л.В. | Развитие творческих способностей детей методами декоративно-прикладного творчества. |
9 | Бадаева Ю.А. | Развитие мелкой моторики младших школьников посредством занятий декоративно – прикладным творчеством. |
10 | Корнеева Ю.С. | Социализация и адаптация выпускников школы-интерната. |
11 | Косенко М.И. | Развитие литературно - творческих способностей учащихся средствами краеведения. |
12 | Куц Е.В. | Развитие творческих способностей детей с особенными потребностями методами декоративно прикладного искусства |
13 | Козлова Р.А. | Формирование личности ребенка средствами краеведения. |
14 | Макеева Л.В. | Профилактика правонарушений среди учащихся. |
15 | Шкуренко Ю.В. | Игра как способ формирования коммуникативных качеств учеников. |
16 | Кузьменко Т. В. | Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. |
17 | Неживова В.Д. | Воспитание личности методами краеведения. |
18 | Служавая Л. А. | Развитие познавательных процессов через игру. |
19 | Ниничук О.М. | Организация досуга детей во время выходного дня. |
20 | Корнеева Л.И. | Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. |
21 | Сукуватая Ю.Э. | Физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников через подвижные игры. |
22 | Приймакова Н.И. | Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и упражнений. |
Темы самообразования классных руководителей:
№ п/п | Ф.И.О. классного руководителя | Тема самообразования |
1 | Чубук Н.А. | Художественно – эстетическое развитие детей младшего школьного возраста посредством использования активных форм обучения. |
2 | Гайворонская М.М. | Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника и формирование экологической культуры личности. |
3 | Садовникова Т. Н. | Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в начальной школе. |
4 | Кольцова В.И. | Духовно – нравственное воспитание обучающихся младшего школьного возраста. |
5 | Кузнецова В.В. | Формирование навыков культурного поведения у детей с ОВЗ. |
6 | Якорева С.Н. | Формирование этических категорий и норм нравственности: создание здорового климата в коллективе путем внедрения здоровьесберегающих технологий. |
7 | Болотова В.Н. | Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе. |
8 | Гурова Т.Н. | Организация совместной деятельности между родителями и классным руководителем для воспитания нравственной личности подростка. |
9 | Корнеева Л.И. | Профилактика правонарушений в подростковом возрасте. |
10 | Кольцов С.Н. | Патриотическое воспитание посредством краеведения. |
Обобщение педагогического опыта по работе над темами самообразования проходит на заседаниях методических объединений, где педагоги делятся опытом работы в рамках тем самообразования, по формированию базовых, ключевых компетенций воспитанников в условиях школы - интерната.
С целью совершенствования методического и профессионального уровня воспитателей на шести заседаниях МО рассмотрели следующие вопросы:
Сроки проведения | Тема и содержание заседаний | Ответственные за подготовку |
Январь | Заседание № 1 : «Сохранение здоровья обучающихся». 1. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях. 2. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. 3. Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся. 4. Сохранять и укреплять психофизическое и эмоциональное здоровье обучающихся посредством посещения сенсорной комнаты в школе-интернате. | Трифонова Н.В. Кадушкина Л.В. Косенко М.И. Юрьева В.А. |
Март | Заседание № 2: «Эффективные инновационные технологии творческой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 1. Развитие творческого воображения у детей с умственной отсталостью. 2. Развитие творческих способностей посредством участия детей в праздниках. 3. Развитие творческого воображения через чувство ритма, рисунок танца. | Кузьменко Т.В. Неживова В.Д. Куц Е.В. |
Май | Заседание № 3: «Итоги результативности коррекционно-воспитательного процесса за 2018-2019 учебный год». 1.Анализ работы методического объединения за текущий учебный год. 2.Итоги мониторинга воспитательного процесса. | Лукьянчикова В.В. Тарасенко Т.В. |
Август | Заседание № 4«Установочное методическое объединение». Об итогах работы МО за 2018-2019 учебный год. Об утверждении плана МО на 2019-2020 учебный год. О рассмотрении календарно-тематического планирования воспитательной работы. Об изучении методических рекомендаций ГУДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования». О составлении графика открытых воспитательных мероприятий на 2019-2020 учебный год. О повышении квалификации педагогов на текущий год. О рассмотрении методических тем по самообразованию. Об участии в августовском Педагогическом марафоне. Об участии в педагогическом фестивале «Мир русской души». Об участии в образовательном салоне ЛНР «Современное образование – 2019». | Лукьянчикова В.В. Тарасенко Т.В. Кузьменко Т.В. |
Август | Заседание № 5: Утверждение календарно – тематического планирования кружков. | Тарасенко Т.В. |
Октябрь | Заседание № 6: «Создание в образовательном пространстве системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на формирование ЗОЖ». Физкультурно-оздоровительная работа как главный фактор в процессе формирования навыков ЗОЖ у учащихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы. Формирование здорового образа жизни у детей в условиях школы-интерната. Воспитание ЗОЖ обучающихся. | Кузьменко Т.В. Куц Е.В. Косенко М.И. Служавая Л.А. Шкуренко Ю.В. |
Также проводилась работа между заседаниями методического объединения:
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих воспитательный процесс.
2. Работа с методической литературой по своим методическим темам.
3. Взаимопосещение внеклассных занятий, открытых занятий аттестующих воспитателей, уроков учителей-предметников и учителей труда, участие в обсуждении открытых мероприятий.
4. Пересмотр методических требований к проведению внеклассных занятий по всем направлениям воспитательной работы.
5. Работа по дооборудованию рабочих комнат, спален.
6. Участие в общешкольных КТД.
7. Проведение в конце года анализа своей методической копилки.
В ходе проведения заседаний использовались различные формы работы педагогов: творческие мастерские, сообщения из опыта работы, самоанализы и обсуждения. Выступления воспитателей сопровождались мультимедийными презентациями, буклетами, методическими материалами в электронном варианте, проведением мастер-классов.
Для более эффективной реализации плана ВР были созданы творческие группы воспитателей и классных руководителей:
Направление | Педагоги входящие в творческую группу |
Воспитание культуры поведения и межличностных отношений. | Гайворонская М.М., Кузьменко Т.В., Кочубей Е.А., Кузнецова В.В. |
Формирование ЗОЖ и воспитание культуры здоровья. | Зимина В.П., Приймакова Н.И., Садовникова Т.Н., Локтева В.В., Локтев Р.Ю. |
Формирование личности ребенка средствами краеведения, воспитание гражданина-патриота. | Косенко М.И., Кольцов С.Н., Корнеева Л.И., Козлова Р.А., Неживова В.Д. |
Развитие творческих способностей детей с особенными потребностями. | Коновалова Л.П., Якорева С.Н., Кадушкина Л.В., Куц Е.В., Бадаева Ю.А., Лукьянчикова В.В. |
Формирование правовой сознательности детей и их социальная защита. | Макеева Л.В., Болотова В.Н., Локтев Ю.А., Локтев Р.Ю., Пальченко О.В. |
Экологическое воспитание обучающихся. | Кольцова В.И., Тарасенко Т.В., Астальцева Н.А., Гурова Т.Н., Корнеева Ю.С., |
Игра как способ формирования личности учащихся и организация игровой деятельности детей. | Ниничук О.М., Юрьева В.А., Служавая Л.А., Шкуренко Ю.В. |
Реализация целей воспитательной работы школы-интерната осуществляется посредством систематического проведения воспитательных мероприятий в рамках плана ВР школы - интерната, месячников работы, мероприятий, дням рождения знаменитых людей, тематическим праздникам.
Воспитателями интерната проводились мероприятия в различных формах: беседы, спортивные соревнования, познавательные игры, интеллектуальные игры, литературные вечера, игры – викторины, часы общения и т д.
В течение года педагоги представляли опыт работы на открытых общешкольных мероприятиях. Мероприятия педагогов сопровождались мультимедийными презентациями, видео фрагментами.
Непосредственно на празднике использовались следующие формы организации деятельности детей: игры, танцы, песни, разгадывание загадок, инсценировки, чтение стихов.
Таким образом, все проведенные мероприятия соответствуют проблеме, над которой работает методическое объединение. Каждое из них своеобразно, у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль проведения, нахождения контакта с аудиторией.
Мероприятия отличались разнообразием форм проведения, актуальностью. Выбор содержания соответствовал интересам, запросам и потребностям детей. Учитывались возрастные и психологические особенности детей. Постановка целей всех проведенных мероприятий соответствовала целям и задачам воспитательной работы школы-интерната. В основном все мероприятия достигли поставленных целей.
В каждом из мероприятий можно проследить связь с жизнью, межпредметные связи, насыщенность информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие детьми содержания, воздействие на познавательную сферу деятельности воспитанников, все мероприятия дали детям новые знания, информацию. Содержание большинства мероприятий связано с литературными героями ж и соответствует поставленным целям и задачам. Прослеживалось установление эмоционального контакта между участниками и ведущим. В ходе каждого мероприятия в зале создавалась благоприятная психологическая атмосфера. Для усиления эмоционально воздействия мероприятия использовались различные приемы и средства: ТСО, музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации и др.
Большинство мероприятий требовало предварительной работы, как со стороны педагога, так и со стороны самих воспитанников, что благоприятно отражается на развитии таких нравственных качеств как: доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь.
Педагоги продемонстрировали компетентный подход в организации и проведении занятий, возросший уровень профессионально-личностного мастерства.
Следует отметить, хороший уровень проведения мероприятий педагогами:
Все мероприятия реализовали в той или иной степени поставленные цели и задачи;
Каждое из мероприятий имело познавательную направленность.
В большинстве мероприятий использованы средства ИКТ.
Каждое мероприятие сопровождалось фотосъемкой.
Одной из целей проведения открытых мероприятий является выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, что реализовывалось посредством взаимопосещений педагогами воспитательных мероприятий коллег. В среднем, каждый педагог посетил по 14 мероприятий.
Общие рекомендации методическому объединению воспитателей и классных руководителей:
Продумывать возможность включения элементов НРК при проведении мероприятий.
Соблюдать временные рамки при проведении мероприятий.
Учитывать возрастные особенности детей при планировании содержания занятий.
Выводы по работе методического объединения воспитателей и классных руководителей школы - интерната:
Педагоги систематически повышают свой методический уровень, делятся своим положительным педагогическим опытом на общешкольных открытых мероприятиях;
Педагоги своевременно проходят курсовую переподготовку;
Возросла творческая активность воспитателей (участие в конкурсах разного уровня, обмен опытом…)
Педагоги обеспечивают результативное участие воспитанников в творческих конкурсах различных уровней;
Разрабатывались более эффективные формы работы с воспитанниками.
Рекомендации по работе методического объединения:
Повышать активность работы в области исследовательской деятельности воспитанников, под руководством педагогов;
Создать такую систему деятельности методического объединения, при которой станет невозможным продолжать профессиональную деятельность без постоянного профессионального роста и включения во все инновационные процессы школы - интерната;
Продолжать повышать категорийность коллектива;
Принимать участие в методических конкурсах;
более четко и интересно планировать свои выступления на заседаниях МО;
Руководитель МО
воспитателей и классных
руководителей школы - интерната: Кузьменко Т.В.