Самообследование работы методического объединения воспитателей и классных руководителей

4
0
Материал опубликован 9 February 2021









Самообследование

работы методического объединения воспитателей и классных руководителей

ГОУ «Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»

















Деятельность методического объединения воспитателей школы - интерната строится в соответствии с планом методической работы ГОУ «Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат» и учебно-воспитательной работы на 2019 год.

Методическое объединение воспитателей и классных руководителей работало над следующей проблемой: «Совершенствование эффективности учебно – воспитательного процесса путём внедрения новейших педагогических технологий, систем и методов»

В 2019 году перед методическим объединением воспитателей и классных руководителей поставили цель:

«Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности"

Для достижения вышеуказанной цели, МО работало над решением следующих задач:

Создание условий для социализации и профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в системе личностно – ориентированного обучения и воспитания;

Обеспечение условий для реализации Специального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики и требований адаптированной основной образовательной программы школы – интерната;

Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение психолого – педагогического сопровождения обучающихся;

Совершенствование методической службы школы.


Методическое объединение воспитателей и классных руководителей ГОУ «ССКШИ» состоит из 33 человек.

В 2019 году прошли курсы повышения квалификации в ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования» - 7 воспитателей.

Прошли аттестацию и получили квалификационную категорию – 5 воспитателя и 5 классных руководителей.

Качественный состав воспитателей интерната:

Высшая КК - 1 чел. ( 4%): Тарасенко Т.В.

Первая КК  - 7 чел. (30 %): Пальченко О.В., Корнеева Л.И., Косенко М.И., Куц Е.В., Служавая Л.А., Астальцева Н.А., Козлова Р.А.


Вторая КК– 2 чел. (9%): Зимина В.П., Лукьянчикова В.В.


Педагоги, не имеющие квалификационных категорий- 13 чел – (57%): Кузьменко Т.В., Шкуренко Ю.В., Бадаева Ю.А., Юрьева В.А., Ниничук О.М., Приймакова Н.И., Коновалова Л.П., Макеева Л.В., Неживова В.Д., Сукуватая Ю.Э., Корнеева Ю.С., Локтева В.В., Кадушкина Л.В.


Качественный состав классных руководителей:

Высшая КК – 1 чел.(10%): Кольцов С.Н.

Первая КК – 9 чел. (90%): Гайворонская М.М, Кузнецова В.В., Кольцова В.И., Гурова Т.Н., Якорева С.Н., Болотова В.Н., Чубук Н.А., Корнеева Л.И., Садовникова Т.Н.


Кадровый потенциал воспитателей школы – интерната


Количество педагогов

Образование

Высшее

Среднее специальное

Педагогическое

23

17 (74%)

6 (26 %)

23 (100 %)


Количество педагогов

Стаж педагогической работы

До 3 лет

До 10 лет

От 10 до 20

Более 20

23

4 (17%)

5 (22%)

1 (4 %)

13 (57 %)


Кадровый потенциал классных руководителей школы – интерната


Количество педагогов

Образование

Высшее

Среднее специальное

Педагогическое

10

10 (100 %)


10 (100 %)



Количество педагогов

Стаж педагогической работы

До 3 лет

До 10 лет

От 10 до 20

Более 20

10


1 (10 %)

2 (20%)

7 (70 %)


Становление педагога – достаточно сложный процесс и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. В этот период наиболее четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса позитивных или негативных факторов, как внутренних, так и внешних, поэтому МО осуществлялась нижеперечисленная работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами (Корнеева Ю.С.):

Проведение мероприятий по углублению педагогических знаний, методики обучения, изучения методических рекомендацій, документов Министерства образования;

Изучение теории, практики, и методики воспитания, психологи, этики, анализ программных документов по вопросам воспитательной работы.

Научно-методическая работа по изучению обобщенного передового опыта, определение путей его творческого использования

Проведение мероприятий по повышению образовательного, научно-методического и культурного уровня молодых специалистов

Были использованы следующие формы методической работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами:

Посещение внеклассных мероприятий у наставников и других опытных воспитателей и классных руководителей;

Практические занятия, на которых моделируются и обсуждаются предложенные модели внеурочных мероприятий, изготовление образцов дидактических материалов;

Индивидуальные консультации;

Ознакомление с нормативними документами.


С целью развития интереса к новым проблемам учебно-воспитательного процесса, стремления к саморазвитию, самообразованию и к собственным творческим поискам  каждый педагог работает по своей теме самообразования.

Темы самообразования воспитателей:

п/п

Ф.И.О. воспитателя

Тема самообразования

1

Зимина В.П.

Духовно-моральное и физическое развитие личности как важный элемент сохранения и укрепления здоровья.

2

Астальцева Н.А.

Экологическое воспитание учащихся.

3

Коновалова Л.П.

Развитие способностей детей с особенными

потребностями.

4

Пальченко О.В.

Формирование правовой сознательности обучающихся.

5

Локтева В.В.

Формирование ЗОЖ и воспитание культуры здоровья через внеклассную работу.

6

Лукьянчикова В.В.

Развитие творческих способностей обучающихся через внеклассную работу.

7

Юрьева В. А.

Развитие речи младших школьников с ОВР, методами «сказкотерапии».

8

Кадушкина Л.В.

Развитие творческих способностей детей методами декоративно-прикладного творчества.

9

Бадаева Ю.А.

Развитие мелкой моторики младших школьников посредством занятий декоративно – прикладным творчеством.

10

Корнеева Ю.С.

Социализация и адаптация выпускников школы-интерната.

11

Косенко М.И.

Развитие литературно­ - творческих способностей учащихся средствами краеведения.

12

Куц Е.В.

Развитие творческих способностей детей с особенными потребностями методами декоративно­ прикладного искусства

13

Козлова Р.А.

Формирование личности ребенка средствами краеведения.

14

Макеева Л.В.

Профилактика правонарушений среди учащихся.

15

Шкуренко Ю.В.

Игра как способ формирования коммуникативных качеств учеников.

16

Кузьменко Т. В.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

17

Неживова В.Д.

Воспитание личности методами краеведения.

18

Служавая Л. А.

Развитие познавательных процессов через игру.

19

Ниничук О.М.

Организация досуга детей во время выходного дня.

20

Корнеева Л.И.

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования.

21

Сукуватая Ю.Э.

Физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников через подвижные игры.

22

Приймакова Н.И.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и упражнений.





Темы самообразования классных руководителей:

п/п

Ф.И.О. классного руководителя

Тема самообразования

1

Чубук Н.А.

Художественно – эстетическое развитие детей младшего школьного возраста посредством использования активных форм обучения.

2

Гайворонская М.М.

Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника и формирование экологической культуры личности.

3

Садовникова

Т. Н.

Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в начальной школе.

4

Кольцова В.И.

Духовно – нравственное воспитание обучающихся младшего школьного возраста.

5

Кузнецова В.В.

Формирование навыков культурного поведения у детей с ОВЗ.

6

Якорева С.Н.

Формирование этических категорий и норм нравственности: создание здорового климата в коллективе путем внедрения здоровьесберегающих технологий.

7

Болотова В.Н.

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.

8

Гурова Т.Н.

Организация совместной деятельности между родителями и классным руководителем для воспитания нравственной личности подростка.

9

Корнеева Л.И.

Профилактика правонарушений в подростковом возрасте.

10

Кольцов С.Н.

Патриотическое воспитание посредством краеведения.



  Обобщение педагогического опыта по работе над темами самообразования проходит на заседаниях методических объединений, где педагоги делятся опытом работы в рамках тем самообразования, по формированию базовых, ключевых компетенций воспитанников в условиях школы - интерната.

С целью совершенствования методического и профессионального уровня воспитателей на  шести заседаниях МО рассмотрели следующие вопросы:


Сроки проведения

Тема и содержание заседаний

Ответственные за подготовку

Январь

Заседание № 1 : «Сохранение здоровья обучающихся».

1. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях.

2. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.

3. Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся.

4. Сохранять и укреплять психофизическое и эмоциональное здоровье обучающихся посредством посещения сенсорной комнаты в школе-интернате.



Трифонова Н.В.

Кадушкина Л.В.

Косенко М.И.

Юрьева В.А.


Март

Заседание № 2: «Эффективные инновационные технологии творческой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

1. Развитие творческого воображения у детей с умственной отсталостью.

2. Развитие творческих способностей посредством участия детей в праздниках.

3. Развитие творческого воображения через чувство ритма, рисунок танца.







Кузьменко Т.В.

Неживова В.Д.

Куц Е.В.

Май

Заседание № 3: «Итоги результативности коррекционно-воспитательного процесса

за 2018-2019 учебный год».

1.Анализ работы методического объединения за текущий учебный год.

2.Итоги мониторинга воспитательного процесса.



Лукьянчикова В.В.

Тарасенко Т.В.

Август

Заседание № 4«Установочное методическое объединение».

Об итогах работы МО за 2018-2019 учебный год.

Об утверждении плана МО на 2019-2020 учебный год.

О рассмотрении календарно-тематического планирования воспитательной работы.

Об изучении методических рекомендаций ГУДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования».

О составлении графика открытых воспитательных мероприятий на 2019-2020 учебный год.

О повышении квалификации педагогов на текущий год.

О рассмотрении методических тем по самообразованию.

Об участии в августовском Педагогическом марафоне.

Об участии в педагогическом фестивале «Мир русской души».

Об участии в образовательном салоне ЛНР «Современное образование – 2019».





Лукьянчикова В.В.

Тарасенко Т.В.

Кузьменко Т.В.






Август

Заседание № 5: Утверждение календарно – тематического планирования кружков.

Тарасенко Т.В.

Октябрь

Заседание № 6: «Создание в образовательном пространстве системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на формирование ЗОЖ».

Физкультурно-оздоровительная работа как главный фактор в процессе формирования навыков ЗОЖ у учащихся.

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Формирование здорового образа жизни у детей в условиях школы-интерната.

Воспитание ЗОЖ обучающихся.

Кузьменко Т.В.





Куц Е.В.



Косенко М.И.

Служавая Л.А.


Шкуренко Ю.В.

Также проводилась работа между заседаниями методического объединения:

1. Изучение нормативных документов, регламентирующих воспитательный процесс.

2. Работа с методической литературой по своим методическим темам.

3. Взаимопосещение внеклассных занятий, открытых занятий аттестующих воспитателей, уроков учителей-предметников и учителей труда, участие в обсуждении открытых мероприятий.

4. Пересмотр методических требований к проведению внеклассных занятий по всем направлениям воспитательной работы.

5. Работа по дооборудованию рабочих комнат, спален.

6. Участие в общешкольных КТД.

7. Проведение в конце года анализа своей методической копилки.

В ходе проведения заседаний использовались различные формы работы педагогов: творческие мастерские, сообщения из опыта работы, самоанализы и обсуждения. Выступления воспитателей сопровождались мультимедийными презентациями, буклетами, методическими материалами в электронном варианте, проведением мастер-классов.

Для более эффективной реализации плана ВР были созданы творческие группы воспитателей и классных руководителей:


Направление

Педагоги входящие в творческую группу

Воспитание культуры поведения и межличностных отношений.

Гайворонская М.М., Кузьменко Т.В.,

Кочубей Е.А., Кузнецова В.В.

Формирование ЗОЖ и воспитание культуры здоровья.

Зимина В.П., Приймакова Н.И.,

Садовникова Т.Н., Локтева В.В.,

Локтев Р.Ю.

Формирование личности ребенка средствами краеведения, воспитание гражданина-патриота.

Косенко М.И., Кольцов С.Н., Корнеева Л.И., Козлова Р.А., Неживова В.Д.

Развитие творческих способностей детей с особенными потребностями.

Коновалова Л.П., Якорева С.Н., Кадушкина Л.В., Куц Е.В., Бадаева Ю.А., Лукьянчикова В.В.

Формирование правовой сознательности детей и их социальная защита.

Макеева Л.В., Болотова В.Н., Локтев Ю.А., Локтев Р.Ю., Пальченко О.В.

Экологическое воспитание обучающихся.

Кольцова В.И., Тарасенко Т.В., Астальцева Н.А., Гурова Т.Н., Корнеева Ю.С.,


Игра как способ формирования личности учащихся и организация игровой деятельности детей.

Ниничук О.М., Юрьева В.А., Служавая Л.А., Шкуренко Ю.В.


Реализация целей воспитательной работы школы-интерната осуществляется посредством систематического проведения воспитательных мероприятий в рамках плана ВР школы - интерната, месячников работы, мероприятий, дням рождения знаменитых людей, тематическим праздникам.

Воспитателями интерната проводились мероприятия в различных формах: беседы, спортивные соревнования, познавательные игры, интеллектуальные игры, литературные вечера, игры – викторины, часы общения и т д.

В течение года педагоги представляли опыт работы на открытых общешкольных мероприятиях. Мероприятия педагогов сопровождались мультимедийными презентациями, видео фрагментами.

Непосредственно на празднике использовались следующие формы организации деятельности детей: игры, танцы, песни, разгадывание загадок, инсценировки, чтение стихов.

Таким образом, все проведенные мероприятия соответствуют проблеме, над которой работает методическое объединение. Каждое из них своеобразно, у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль проведения, нахождения контакта с аудиторией.

Мероприятия отличались разнообразием форм проведения, актуальностью. Выбор содержания соответствовал интересам, запросам и потребностям детей. Учитывались возрастные и психологические особенности детей. Постановка целей всех проведенных мероприятий соответствовала целям и задачам воспитательной работы школы-интерната. В основном все мероприятия достигли поставленных целей.

В каждом из мероприятий можно проследить связь с жизнью, межпредметные связи, насыщенность информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие детьми содержания, воздействие на познавательную сферу деятельности воспитанников, все мероприятия дали детям новые знания, информацию. Содержание большинства мероприятий связано с литературными героями ж и соответствует поставленным целям и задачам. Прослеживалось установление эмоционального контакта между участниками и ведущим. В ходе каждого мероприятия в зале создавалась благоприятная психологическая атмосфера. Для усиления эмоционально воздействия мероприятия использовались различные приемы и средства: ТСО, музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации и др.

Большинство мероприятий требовало предварительной работы, как со стороны педагога, так и со стороны самих воспитанников, что благоприятно отражается на развитии таких нравственных качеств как: доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь.

Педагоги продемонстрировали компетентный подход в организации и проведении занятий, возросший уровень профессионально-личностного мастерства.

Следует отметить, хороший уровень проведения мероприятий педагогами:

Все мероприятия реализовали в той или иной степени поставленные цели и задачи;

Каждое из мероприятий имело познавательную направленность.

В большинстве мероприятий использованы средства ИКТ.

Каждое мероприятие сопровождалось фотосъемкой.

Одной из целей проведения открытых мероприятий является выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, что реализовывалось посредством взаимопосещений педагогами воспитательных мероприятий коллег. В среднем, каждый педагог посетил по 14 мероприятий.


Общие рекомендации методическому объединению воспитателей и классных руководителей:

Продумывать возможность включения элементов НРК при проведении мероприятий.

Соблюдать временные рамки при проведении мероприятий.

Учитывать возрастные особенности детей при планировании содержания занятий.


Выводы по работе методического объединения воспитателей и классных руководителей школы - интерната:

Педагоги систематически повышают свой методический уровень, делятся своим положительным педагогическим опытом на общешкольных открытых мероприятиях;

Педагоги своевременно проходят курсовую переподготовку;

Возросла творческая активность воспитателей (участие в конкурсах разного уровня, обмен опытом…)

Педагоги обеспечивают результативное участие воспитанников в творческих конкурсах различных уровней;

Разрабатывались более эффективные формы работы с воспитанниками.

Рекомендации по работе методического объединения:


Повышать активность работы в области исследовательской деятельности воспитанников, под руководством педагогов;

Создать такую систему деятельности методического объединения, при которой станет невозможным продолжать профессиональную деятельность без постоянного профессионального роста и включения во все инновационные процессы школы - интерната;

Продолжать повышать категорийность коллектива;

Принимать участие в методических конкурсах;

более четко и интересно планировать свои выступления на заседаниях МО;





Руководитель МО

воспитателей и классных

руководителей школы - интерната: Кузьменко Т.В.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.