12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена Николаевна Семёнова505
Россия, Псковская обл., с. Чихачёво
3

Методическое объединение классных руководителей «Формирование УУД во внеурочной деятельности»

Методическое объединение классных руководителей

МБОУ «Чихачёвская средняя школа»

Бежаницкого района , Псковской области

Тема: Формирование УУД

во внеурочной деятельности

Подготовила и провела

Семёнова Елена Николаевна,

учитель математики

(Уважаемые коллеги! Заявленная тема не является воистину новой, не знакомой, но требует освежение в памяти отдельных моментов или обдумывания основных идей. Призывом к работе по данной теме пусть будут слова…..)

 Чтоб был удачным в жизни старт,
Чтоб человечек рос успешным,
Зажжем в нём творческий азарт,
И к знаниям любовь, конечно!

(На доску)

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Это уже не опровержимое утверждение.

Любопытство (черта свойственная с рождения) - жажда новизны, характерна для каждого здорового ребенка. Оченьважно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям -«любознательность» - «познавательную потребность».

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения, оценивать свою деятельность.

Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.

НАПОМНИМ: Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одним из эффективных методов формирования УУД, признано проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

ВСЕМ уже известно , что овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. …А КАК ЖЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ???...На этом и заострим внимание

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются:

Спортивно-оздоровительная деятельность

Художественно – эстетическая деятельность

Научно – познавательная деятельность

Военно-патриотическая деятельность

Общественно-полезная деятельность

Проектная деятельность

 Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.Девизом деятельности могут быть слова: “Каждый может быть лучшим в чём-то своём”

Внеурочную деятельность трудно представить без ИКТ. Внеурочная деятельность с ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащихся, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. На каждом этапе внеурочной деятельности учитель выступает в роли тьютера.Дети сами ставят задачи, планируют работу, делают выводы.

Во внеурочной деятельности можно использовать различные формы занятий.

беседы - обсуждения на основе работы с материалом (сказки, пословицы, поговорки и пр. );

досуговое общение;

игровая деятельность;

сюжетно - ролевые игры;

парады сказочных героев;

викторины;

конкурсы;

уроки творчества (мастерства);

деловые игры;

интеллектуальные игры;

 часы здоровья;

экскурсии и многое другое.

Особую роль играют внеклассные мероприятии в формировании личностных УУД.

К личностным УУД относятся:

 положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

 осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

 

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.


 

В формировании коммуникативных УУД через внеурочную деятельность, следует отметить, что общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности

Опора в воспитательно-образовательном процессе идёт на:

- развитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;

-признание уникальности личности каждого ребенка;

- создание условий для личностного самоопределения и самовыражения;

- формирование положительно-активного отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности);

- формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу воспитания и самовоспитания.

Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят:

творческие,

организаторские,

исследовательские,

ораторские.

Ещё А.Дистервег говорил «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно.»

В результате внеурочной деятельности:

дети учатся:

задавать вопросы, вступать в диалог

контролировать действия партнера

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, со сверстниками

Устанавливать рабочие отношения

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Использовать речь для регуляции своего действия

Участвовать в различных проектах

Утверждаться в социуме

И так: формирование УУД позволит развить у учащихся широкий круг компетентностей:

социально-адаптивной (гражданственной),

когнитивной (познавательной),

информационно-технологической,

коммуникативной.

Они овладеют ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности и смогут применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.

Обеспечит

1.Личностное развитие-развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных качеств

2.Социальное развитие-воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений

3.Интеллектуальное развитие-развитие индивидуальных качеств личности

4.Успешное участие в олимпиадах, конкурсах

5.Высокие результаты ГИА и ЕГЭ

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий. Чего я всем и желаю на современном этапе!

Источники:

- https://infourok.ru/formirovanie_uud_cherez_vneurochnuyu_deyatelnost-281898.htm

- https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/formirovaniie-uud-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tvorchieskaia-mastierskaia

- https://multiurok.ru/files/formirovaniie-lichnostnykh-uud-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.