12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна65

Самостоятельная работа на уроке русского языка в 8 кл.

Обособление определений, выраженных прилагательными и причастиями.

1.Подумайте, какими членами предложения являются имена прилагательные и причастия, почему некоторые из них не обособляются.

1)Утро было ясное, сверкающее. Снег, нападавший ночью и ещё не изборождённый полозьями, лежал ровными пеленами, розовыми на солнце, синеватыми в тени. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий придыхании горло. (Купр.) 2.)И теперь, занятая хлопотливыми обязанностями хозяйки, она часто с заботливой любовью поглядывала через двери в гостиную, где в углу над шахматным столиком склонилась большая, характерная голова Рязанцева с открытым шишковатым лбом мыслителя и с детскими глазами , голубыми и ясными. (Купр.)

2.Объясните расстановку знаков препинания и укажите различные по грамматической форме способы выражения определения.

1.Инженеру показалось, что он только что выбрался из тёмного, заполненного угарным газом подвала и попал в светлейшее помещение, где не было ни грохота, ни дыма, а звучала мягкая, переливающаяся мелодия. Её издавала жидкость, охлаждающая детали. В мелодию временами врезались людские голоса да ещё звонки-сигналы, говорящие о том, что та или иная деталь закалена. (Пауст.)

2)Пройдя узкую тропинку, мы вышли на лесную дорогу, чёрную от грязи, всю истоптанную следами копыт и изборождённую колеями, полными воды, в которой отражался пожар вечерней зари. Мы шли обочиной дороги, сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями, ещё не высохшими после снега. Кое-где сквозь их мёртвую желтизну подымали свои лиловые крупные колокольчики «сна» - первого цветка Полесья.(Купр.)

3.Подумайте, почему автор отделил причастие от определяемых существительных.

На лавке, разбросанные, лежали поршни, ружьё, кинжал, мешочек, мокрое платье, тряпки.(Л.Т.)

4.Определите состав предложения, подчеркните определения, которые остались необособленными; объясните, почему они не обособлены.

Леля, счастливая, раскрасневшаяся, ворвалась в своё купе, и мать её, Анна Петровна, взглянув на дрожащие от сдержанного смеха Лелины губы и потемневшие серые глаза, только покачала головой и не сказала ни одного из тех слов, какие в таких случаях принято говорить. (Пауст.)


 

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.

1.Припомните и перечислите случаи, когда деепричастие одиночное или с зависимыми словами не обособляется. Укажите в данном предложении обособленные обороты.

Большой хищник, вернувшийся с юга, летел мне навстречу и, разглядев, кто я, вдруг круто повернул обратно. (Пришв.)

2.Определите вид данного предложения и количество входящих в него слов. Какие разделы синтаксиса надо помнить, чтобы правильно расставить знаки препинания? Составьте схему этого предложения.

Голубое, как горящая сера, озеро, с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко, как будто выпукло расстилалось перед окнами между разнообразными зелёными берегами, уходило вперёд, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагромождённых друг на друге долинах, горах, облаках и льдинах. (Л.Т.)

3.Разберите приведённый отрывок текста, определите, типы предложений. Можно ли последнее предложение разбирать в отрыве от текста. Зачем автор его отделил?

Скоро лопнут толстенные льдины на реках, почки на деревьях, земля вздохнёт, а травы стремительно ринутся ввысь. И сколько появится здесь птиц! Всяких, начиная размером с напёрсток и кончая горным орлом. (Панф.)


 

Обособление обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами

1.Укажите сравнительные обороты; объясните отсутствие запятой перед словами как, словно, точно, будто в некоторых примерах.

1) В неодетом лесу ранние ивы как люстры, как грёзы, видения.(Пришв.) 2.Землеройки гонялись перед вечером и в своей стихии, в осиновой листве, были так же недоступны, как рыбы в воде.(Пришв.) 3)Птицы здесь словно вымерли, и только белоснежные чайки, будто дразня и зазывая грозу в алтайские пределы, мятежно носились над степным раздольем.(Бубен.)

2.В следующих примерах выделите сравнения. Сколько их в каждом предложении?

1)в чёрном небе дрожали золотые цепи звёзд, было так тихо, точно земля остановилась в беге и висит неподвижно, как маятник изломанных часов. (М.Г.) 2)Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.(Пауст.)

Уточняющие члены предложения

1.Разобрав примеры, определите, к какому члену предложения относятся уточняющие или пояснительные слова, каковы особенности их грамматической структуры.

1)Окошко на этот раз было открыто, и кассирша кидала реплики на вопросы пассажиров, то есть, я хотел сказать, на вопросы людей, страстно желающих стать пассажирами. (Сол.) 2) Больной открыл глаза и посмотрел на мальчика снизу вверх, внимательно и очень напряжённо, но ничего не ответил. (Кат.) 3)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом – стал нырять с открытыми глазами.(Кат)

2.Разобрав данное ниже предложение, установите, сколько оно включает уточняющих членов предложения; сравните первое и второе уточнение; отметьте, как различное положение причастных оборотов отразилось на пунктуации.

Несколько лет тому назад я проводил летние месяцы на даче, вдали от пыльного, душного, наполненного суетой и грохотом города, в тихой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги.(Купр.)

3)Выясните, как выражено уточнение в данном ниже тексте. Можно ли расставить иначе знаки препинания?

Внутренность леса постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых веток, к неподвижным, засыпающим верхушкам.(Т.)

Обособление обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами

1.Укажите сравнительные обороты; объясните отсутствие запятой перед словами как, словно, точно, будто в некоторых примерах.

1) В неодетом лесу ранние ивы как люстры, как грёзы, видения.(Пришв.) 2.Землеройки гонялись перед вечером и в своей стихии, в осиновой листве, были так же недоступны, как рыбы в воде.(Пришв.) 3)Птицы здесь словно вымерли, и только белоснежные чайки, будто дразня и зазывая грозу в алтайские пределы, мятежно носились над степным раздольем.(Бубен.)

2.В следующих примерах выделите сравнения. Сколько их в каждом предложении?

1)в чёрном небе дрожали золотые цепи звёзд, было так тихо, точно земля остановилась в беге и висит неподвижно, как маятник изломанных часов. (М.Г.) 2)Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.(Пауст.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.