12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яна Георгиевна Судакова39
Учитель русского языка и литературы, а также русского языка как иностранного в школе Всероссийского детского центра "Орлёнок". Победитель конкурса проф.мастерства "Учитель года" на базе центра в 2015 году. Стаж - 2,5 года. Квалификация - первая категория.
Россия, Краснодарский край, Туапсе

Класс: 8

 

Учитель: Судакова Яна Георгиевна

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: традиционный урок с элементами исследовательской деятельности

Дидактическая задача урока: обеспечение формирования УУД в условиях достижения поставленных целей, формирование предметных и метапредметных умений на основе изучения нового материала и первичного его закрепления на практике.

Цели урока:

1) образовательная: актуализировать знания обучающихся об определении как члене предложения; дать представление об условиях обособления согласованных определений; научить правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях;

2) развивающая: формировать и развивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД через содержание учебного материала: развивать письменную и устную речь обучающихся, навыки взаимодействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов;

3) воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку и чтению книг, личностные УУД.

Планируемые результаты урока:

Предметные: создание условий для качественного усвоения обучающимися случаев обособления согласованных определений, совершенствование их пунктуационной грамотности.

Личностные: создание условий, способствующих осознаванию обучающимися гордости за богатство и выразительность русского языка; создание условий для анализа обучающимися своих действий, объективной оценки уровня своих знаний, для формирования мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через изучение и анализ предложений, посвящённых тематике «Важность книги в жизни человека».

Познавательные УУД: содействие развитию мыслительных операций: установление аналогии — соотносить графические схемы с примерами из художественных текстов; помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация и способность к самооценке своих действий, принятие и понимание учебной цели и задач.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового; способность ставить новые цели и задачи.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы и педагогические технологии: частично-поисковый, исследовательский метод.

Средства обучения: презентация, проектор, интерактивная доска, цветные карточки-схемы, жёлтый бланк с предложениями для исследования, белая карточка с текстом для закрепления, магнитные схемы, рефлексивная шкатулка.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: литература.


План урока

П/п

Этап урока

Приёмы и методы

1

ОНУ

Активизация на хорошее настроение

2

Мотивация обучающихся к учебной деятельности

Активизация на успешную работу, на желание изучать русский язык

3

Актуализация знаний

Лингвистическая распределительная разминка

4

Постановка проблемного вопроса

Метод проблемной ситуации. Приём «Лови ошибку»

5

Целеполагание

Приём занимательности «Грамматическая сказка»

6

Изучение нового материала

Частично-поисковый, исследовательский метод. Приём «Цветные карточки». Построение схем. Приём наглядности «Магнитные схемы»

7

Физкультминутка

Активизация на качественную дальнейшую работу по закреплению материала

8

Первичное закрепление изученного материала

Устная работа. Приём «Цветные карточки». Постановка проблемной ситуации. Индивидуальная работа с текстом. Фронтальная работа. Пунктуационная работа.

9

Проверка целеполагания

Постановка вопроса «Добились ли мы поставленных целей?

10

Текущий контроль

Метод контрольного тестирования с помощью ТСО. Взамопроверка. Взаимооценка. Приём «Цветные карточки»

11

Подведение итогов

Постановка вопросов учителем. Самоанализ. Самооценка с помощью таблицы успешности. Создание ситуации успеха. Планирование дальнейшей работы

12

Рефлексия

Приём «Рефлексивная шкатулка»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

План урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.ОНУ

Психологический настрой детей на урок:

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

II. Мотивация к учебной деятельности, к желанию изучать русский язык

- Русский язык! Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Разве можно не согласиться со словами Н.М.Карамзина?! А чтобы поистине прославлять наш великий язык, нужно владеть им в совершенстве. И сегодняшний урок — это очередная ступень к тому, чтобы русский язык стал настоящим богатством каждого из нас.

Установка на интерпретацию темы урока, установка на образовательную деятельность

III. Актуализа-ция знаний. Лингвистическая разминка на интерактив-ной доске

- Первый шаг к этому — лингвистическая разминка. На интерактивной доске вы видите определения:

Чтение вслух, увлекательный роман, желание почитать, книга сестры, мой журнал, пятая глава, повесть поменьше, перевозная библиотека.

Наша задача — распределить их на две группы — согласованные и несогласованные.

- Давайте вспомним, какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

Один обучающийся идёт к доске, остальные чертят таблицу в тетради и заполняют её.

Согласованные определения

Несогласованные определения

увлекательный роман

мой журнал

пятая глава

перевозная библиотека

чтение вслух

желание почитать

книга сестры

повесть поменьше

Обучающиеся отвечают на вопрос:

Согласованные — определения, связанные с определяемым словом по способу согласования, то есть совпадают в формах рода, числа, падежа; при изменении формы определяемого слова согласованное определение аналогично меняет свою форму (бежевый свитер).

Несогласованные — определения, связанные с определяемым словом по способу управления или примыкания, то есть совпадение форм определяемого слова и определения не предполагается; при изменении форм определяемого слова несогласованное определение не меняется (свитер цвета беж).

IV.Постановка проблемного вопроса

- Мы неслучайно коснулись темы «Согласованные и несогласованные определения», потому что она непосредственно связана с темой сегодняшнего урока. А чтобы узнать, как звучит наша тема, давайте обратимся к предложению.

Рисующий жизнь писатель романтического героя размышлял о важном повороте сюжета.

- Автор данной фразы, к сожалению, допустил речевую ошибку, а, может, и пунктуационную. В чём она заключается? Как её исправить?

- Рассмотрим первое предложение. Согласованное определение «рисующий жизнь романтического героя» с обеих сторон выделено запятыми. На прошлом уроке мы говорили о том, как называется подобное выделение. Кто может сказать, как?

- Можем ли мы предположить, почему во втором предложении запятая не нужна? Чем они отличаются друг от друга?

- Существуют и другие случаи обособления согласованных определений, которые мы рассмотрим. Как звучит тема нашего урока?

Обучающиеся отвечают на вопрос: причастный оборот «рисующий жизнь романтического героя» разрывается определяемым словом «писатель». При исправлении ошибки нужно верно расставить знаки препинания:

1. Писатель, рисующий жизнь романтического героя, размышлял о важном повороте сюжета.

Обучающиеся отвечают на вопрос: Обособление.

2. Рисующий жизнь романтического героя писатель размышлял о важном повороте сюжета.

Обучающиеся предполагают, почему в первом предложение согласованное определение обособляется, а во втором — нет.

Обучающиеся называют тему урока: «Обособленные согласованные определения» и записывают её в тетради.

V. Целепола-гание

- А пока вы записываете тему, я расскажу вам небольшую грамматическую сказку:

Живут в государстве Синтаксис на улице Обособленных членов предложения интересные единицы – Обособленные согласованные определения, гордые, себялюбивые и самостоятельные! А уж как интонация им служит! Попробуй произнеси без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено немереное число правил! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

- Каких целей нам нужно сегодня добиться, чтоб наш урок удался?

Учитель корректирует цели, названные обучающимися и демонстрирует их на слайде.

Ответы обучающихся:

1) разобрать все случаи обособления согласованных определений;

2) научиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях;

3) закрепить полученные знания на практике.

VI.Изучение нового материала

- Для того чтобы познакомиться со всеми случаями обособления согласованных определений, нам нужно провести небольшое исследование. У каждого из вас на парте есть набор цветных карточек и жёлтый бланк с предложениями. Ваша задача — проанализировать каждое предложение и определить, какая схема-карточка ему соответствует.

1. Начнём с предложения №1.

На интерактивной доске учитель демонстрирует предложения обоих вариантов и предлагает обучающимся поднять схему, которая соответствует им..

Учитель с помощью магнитных карточек составляет схему на доске.

Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать первое правило обособления согласованных определений, опираясь на опорную памятку, которая написана на доске.

2. Учитель предлагает проанализировать предложению №2 и проделать с ним ту же работу.

3. Учитель предлагает проанализировать предложению №3 и проделать с ним ту же работу.

4. Учитель предлагает проанализировать предложению №4 и проделать с ним ту же работу.

5. Учитель предлагает проанализировать предложению №5 и проделать с ним ту же работу..

Обучающиеся настраиваются на исследовательскую работу, знакомятся с заданием.

Анализируют первое предложение и демонстрируют его схему:

x

[ СУЩ.,|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ]

Чертят в тетради схему первого случая обособления.

Один обучающийся формулирует правило: определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если оно стоит после определяемого слова-существительного.

х

[ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, ]

Чертят схему в тетрадях и формулируют правило: несколько согласованных нераспространённых определений обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного существительным.

Х

[|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ЛИЧНОЕ МЕСТ.]

х

[ЛИЧНОЕ МЕСТ., |ПРИЛ.|]

Правило: любое определение (одиночное или распространённое) обособляется, если относится к определяемому слово, выраженному личным местоимением, независимо от его месторасположения по отношению к определению.

х

[ |ПРИЧ.ОБ.| , СУЩ. ]

(почему? или Несмотря на что?)

Правило: согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины или уступки.

х

[|ПРИЧ.ОБ.|, …....СУЩ.]

Правило: определения, отделённые от определяемого слова другими членами предложения, обособляются.

VII. Физкульт-минутка

Давайте на минуту отвлечёмся перед тем, как приступить к выполнению заданий на закрепление нового материала. В.А.Сухомлинский, педагог-новатор, когда-то сказал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Давайте, для того чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев. Сделаем небольшую гимнастику для глаз.

Обучающиеся производят смену деятельности: выполняют физические упражнения с кончиками пальцев, разминку для глаз.

VIII. Пер-вичное закрепление изученного материала

Учитель на интерактивной доске демонстрирует задание для распознавания обособленных согласованных определений и объясняет, что обучающимся необходимо расставить знаки препинания в предложениях и найти среди них лишнее. Предлагает всему классу демонстрировать цветные карточки-схемы всех случаев обособления определений, включая в работу таким образом всех учеников.

Учитель организует проблемную ситуацию, предлагая определить, какая схема соответствует предложению №3.

Учитель предлагает обучающимся поработать индивидуально с текстом на белой карточке в котором им необходимо расставить знаки препинания и подчеркнуть обособленные согласованные определения. Каждый случай обособления учитель просит продемонстрировать с помощью цветных карточек-схем.

На интерактивной доске учитель проецирует два предложения и предлагает ученикам составить из них одно с обособленным согласованным определением.

Учитель обращает внимание обучающихся на то, что предложение осложнено ОБОСОБЛЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, ВЫРАЖЕННЫМ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

Обучающиеся устно по очереди объясняют постановку знаков препинания в предложениях и демонстрируют с помощью цветных карточек-схем каждый случай обособления согласованных определений.

Обучающиеся сталкиваются с проблемной ситуацией в третьем предложении и делают вывод о том, что в нём нет обособленного определения, а есть обособленное обстоятельство.

Обучающиеся по очереди читают предложения из текста для индивидуальной работы, проговаривая все знаки препинания и объясняя их постановку. Схемы случаев обособления определений показывают все обучающиеся с помощью цветных карточек.

Обучающиеся предлагают свой вариант предложения. Один ученик выходит к доске и делает пунктуационный разбор переделанного предложения, характеризуя его и рисуя его схему.Остальные обучающиеся работают в тетрадях.

IX. Проверка целеполага-ния

- Мы проделали важную работу, посвящённую теме «Обособленные согласованные определения». Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Учитель демонстрирует цели на интерактивной доске.

- Сумели ли мы добиться того, что планировали?

Обучающиеся называют цели, которые сами поставили в начале урока, и анализируют проделанную ими работу, сопоставляя её с тем, чему планировали научиться.

X. Текущий контроль

На интерактивной доске учитель демонстрирует тестирование на диагностику усвоения темы.

Учитель объясняет критерии оценивания данной работы: пять правильных ответов - «5», четыре правильных ответа - «4», три правильных ответа - «3» и т.д.

Учитель предлагает поднять розовые карточки тем, кто выполнил задания на «5», жёлтые — кто допустил ошибки. Учитель анализирует результаты тестирования.

Обучающиеся работают в тетрадях — отвечают на вопросы: Согласны ли вы, что...

Ученики меняются тетрадями с соседом по парте и производят взаимопроверку, после чего выставляют оценку своему однокласснику, опираясь на критерии оценивания, предложенные учителем.

Обучающиеся поднимают цветные карточки, показывая, насколько успешно они ответили на вопросы теста, используя знания, полученные на уроке.

X. Подведение итогов урока

- Давайте подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Всё ли было понятно?

- Какая работа вызвала у вас затруднения?

Учитель комментирует работу учеников и выставляет оценки.

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими обособленными членами.

Ученики анализируют материал, с которым они познакомились на уроке, делают выводы о том, насколько успешно они усвоили случаи обособления согласованных определений и т.д.

XI. Рефлексия

Учитель предлагает обучающимся провести самоанализ своей работы на уроке.

В «рефлексивную шкатулку» кладут листки с информацией о том, чего достигли на уроке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.