Конспект урока русского языка по теме «Способы обособления определения» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока по теме «Способы обособления определения»
8 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
2019 год
Цели педагогической деятельности:
Создать условия для формирования знаний об обособленных определениях и способах обособления.
Создать условия для формирования навыка распознавания и обособления определений.
Создать условия для формирования коммуникативных и регулятивных УУД.
Ход урока.
Организационное начало урока.
Актуализация знаний.
Работа с текстом.
Карточка 1. Прочитайте текст.
1.Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2.Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая и радостная. 3.Это не скрип старого дерева, как думают неопытные городские люди, впервые оказавшиеся в лесу. 4.Это по-весеннему барабанит музыкант-дятел, выбравший рассохшееся дерево. 5.Так дятлы приветствуют весну. 6.Пригретая лучами весеннего солнца, свалилась с верхушки дерева снежная шапка, освободившая ветви от зимних снов.
Выполните задания.
- подчеркните грамматические основы;
- укажите слово, написание которого подчиняется правилу: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»;
- укажите слово, написание приставки которого зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
- укажите слово, написание приставки которого зависит от значения слова;
- укажите предложение с вводной конструкцией;
- укажите предложения с обособленными определениями.
Проверка, оценивание выполнения, анализ ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 3 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 3 ошибок – 0 баллов
Постановка темы урока и целеполагания.
- Вам знакомо понятие обособленный?
- Поясните, что такое обособленный член предложения
- Какие члены предложения могут обособляться?
- Назовите случаи обособления в тексте.
- Какой член предложения обособлен?
- Как бы вы поставили тему и цели урока? (Обособление определений).
Тема урока: «Обособление определений».
Цели урока: познакомиться с видами обособленного определения, знать условия обособления.
Оптимизация знаний.
- Тема обособления различных членов предложения вам частично известна. Сегодня мы будем говорить непосредственно об обособлении определений. Зафиксируйте известный материал в таблице знаний, умений, навыков. В случае затруднения воспользуйтесь справочным материалом.
Знаю |
Умею |
Хочу научиться |
|
|
|
Справочный материал.
Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? Который? Которая? Которое? Которые?
Определения служат для пояснения существительного или слова другой части речи в значении существительного.
Слово, к которому относится определение, называется определяемым словом.
Определения бывают согласованные и несогласованные
Согласованными называются определения, которые соотносятся с определяемым словом в роде, числе и падеже. СО могут быть выражены прилагательными, полными формами причастия, местоимениями, числительными. СО располагаются обычно перед определяемым словом.
Несогласованными называются определения, которые связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания.
НО всегда располагаются после определяемого слова.
Обособленные определения могут быть выражены причастиями, прилагательными и существительными.
Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший?
Причастный оборот - это причастие с зависимым словом.
Морфемным признаком причастий является суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, - вш, -ш, -нн, -т, - ем, -им, - енн.
Причастный оборот в предложении является согласованным распространённым определением, например, Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на хребте западных гор.
- Укажите предложения, в которых обособленное определение выражено причастным оборотом. (3, 4, 6)
5. Изучение новой темы. Работа в группах. Метод «пилы».
Карточка 2.
- Изучите справочный материал. Подберите примеры для своего случая. Укажите графически условия обособления.
Затем состав групп меняются. группа 1 изучает пункт; группа 2 – пункт 2 и так далее.
|
Обособляются |
Примеры |
1. |
согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами: |
|
2. |
несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение: |
|
3. |
согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени): |
|
4. |
любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него: |
|
5. |
несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после): |
|
Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца.
Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/.
Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю.
/Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины).
/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки).
Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты.
/Растерянный/, он стоял посреди комнаты.
Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.
/В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.
|
Обособляются |
Примеры |
1. |
согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами: |
Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца. Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/.
|
2. |
несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение: |
Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю.
|
3. |
согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени): |
/Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины). /Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки).
|
4. |
любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него: |
Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты. /Растерянный/, он стоял посреди комнаты.
|
5. |
несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после): |
Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. /В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.
|
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 3 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 3 ошибок – 0 баллов
Фронтальный опрос.
-Что такое обособленное определение?
- Чем может выражаться обособленное определение?
- Перечислите условия постановки знаков препинания.
Закрепление изученного. Работа в группе.
Карточка 3. Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка.
1.Измученный и продрогший, я едва добрался домой.
2.Изумлённый, прохожий о чём-то спросил.
3.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
4.За синими морями забытый, он угасал один.
5.На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Измученный и продрогший, я едва добрался домой.
Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна,т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)
На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета. (Не разделены однородные определения «недоумевающий» и «в красной рубашке», стоящей после определяемого слова)
Карточка 4. Задание: Выпишите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки;
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.
Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
Взволнованные встречей, засыпали они.
Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.
В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушивать эти разговоры.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Выпишите номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.
Нет слаще покоя, покупаемого трудом.
Науки, чуждые музыки постыли мне.
Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.
Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.
Усталый, я лёг отдохнуть под большим кедром.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Самостоятельная работа.
Карточка 5.
Выполнение тестовых заданий
1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади.
2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.
(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку.
3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога.
4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх...
5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Подведение итогов. Рефлексия.
Закончите предложения:
- Я достиг поставленные цели, потому что…
- Я не все цели достиг, потому что…
Домашнее задание.
По выбору
- Подобрать из произведений примеры в соответствии с таблицей.
- упр.139.