12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3626
Россия, Вологодская обл., Череповец
7

Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса по теме «Обособленные определения, выраженные причастным оборотом»











Конспект урока русского языка

для учащихся 8 класса по теме

«Обособленные определения,

выраженные причастным оборотом»



Воробьева Юлия Васильевна,

учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

г. Череповца




















Обособленные определения, выраженные причастными оборотами


Цель: изучение особенностей обособления определений, выраженных причастными оборотами

Задачи:

обучающие:

- повторить условия обособления; формировать умение определять границы причастного оборота в предложении; закрепить навык обособления определений, выраженных причастным оборотом;

развивающие:

- создать условия для развития УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи;

- формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;

воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, информационную культуру, уважительное отношение к исторической памяти своего народа; помочь осознать себя гражданином России.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация

Методы работы: устная, письменная

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная


Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя

- Доброе утро, ребята! Словами приветствия мы начинаем каждый новый день. А что человеку несёт новый день? (ответы учащихся)

- Верно, новый день несёт новые впечатления, новые испытания, трудности, а ещё он несёт новые знания.


2. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации).

- Ребята, у Всеволода Рождественского есть такие строчки:

В суровый год мы сами стали строже,
Как тёмный лес, притихший от дождя… (слайд № 1)


- Как вы думаете, в какое время написаны эти строки? (ответы учащихся)

- Действительно, это стихотворение «Голос Родины» написано в 1941 году. Это год, когда началась Великая Отечественная война. Почему я выбрала для сегодняшнего урока эти строчки Всеволода Рождественского? Сегодня все слова будут только о той войне, которая закончилась 75 лет назад. 9 мая 2020 года Россия празднует День Победы.

Не может быть истинной любви к Родине, если любовь эта лишена исторической памяти. Именно память и объединяет нас. Человек без памяти - ничто. Наша история полна примерами мужества и героизма.


- Запишите строчки В. Рождественского в тетрадь. Чем осложнено это предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом). Выделите графически причастный оборот.

- Это и есть тема сегодняшнего урока. Запишите её (слайд № 2)

(записать тему урока в тетрадях)

- Вспомните, какие знаки препинания ставятся при причастном обороте из материала седьмого класса (ответы учащихся)

Слово учителя:

- Иногда причастный оборот, который стоит перед определяемым словом, тоже выделяется запятыми. Почему? Вот это мы и должны сегодня выяснить.

Цель нашего урока: расширить сведения о пунктуации в предложениях с определениями, выраженными причастными оборотами.

- А как мы будем достигать поставленной цели?

( примерные ответы детей: будем рассматривать примеры, анализировать их, чтобы понять причину обособления)

- А где вам придется продемонстрировать полученные знания? (На экзамене)


4. Изучение нового

- Обратите внимание на записанные предложения (слайд № 3)

Когда причастный оборот выделяется запятыми в предложении?

1.Чтобы обмануть немецких лётчиков, бомбивших Москву, на Кремлёвской стене были нарисованы дома и деревья.

Если стоит после определяемого слова

2. Впервые взявшие оружие, они, вчерашние школьники, встали на защиту страны.

Если относится к личному местоимению (даже при употреблении в начале предложения)

3. Защищавшие честь нашей страны, пережив 1418 дней войны, все люди могут по праву называться героями.

Если оторван от определяемого слова другими членами предложения.


- Запишите предложения в тетради, графически выделите обособленные обстоятельства, выраженные причастным оборотом.


5. Закрепление изученного материала

Спишите текст (на доске). Расставьте пропущенные знаки препинания.

Война называемая Великой Отечественной имеет ещё одно название — Вторая мировая, поскольку в ней участвовало много стран. Эта война унёсшая десятки миллионов жизней была одной из самых страшных в современной истории человечества.


2. Дифференцированная работа

А) Самостоятельная работа для класса (задания распечатаны)

Вставить вместо пропусков обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

30 апреля 1945 года знамя Победы, ________ , убедило, что конец войне близок. А долгожданная победа пришла 9 мая 1945 года, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, ________ . Наш народ, __________, выиграл Великую Отечественную войну.

Для справки:

разрушивший наши города и сёла

вынесший на своих плечах бремя военного лихолетья

поднятый над Рейхстагом нашими солдатами-разведчиками Егоровым и Кантария


Б) Работа для слабоуспевающих учащихся (работают под контролем учителя, задания распечатаны)

Списать предложения, расставить знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом.

1. Я горжусь своим прадедом воевавшим во время Великой Отечественной войны.

2. Мы должны чтить память предков сражавшихся за наше будущее.

3. Приятно видеть на изображениях в книгах солдат поднимающих знамя Победы.

4. Мы - молодое поколение помнящее подвиги своих прадедов. 

5. Каждый патриот России должен знать про своего деда воевавшего в военные годы.

Самопроверка работ учащихся, которые работали без помощи учителя

(слайд № 4)


Физкультминутка для снятия напряжения с глаз

1. Вверх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.


6. Повторение (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)


ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (слайд № 5)
Прочитайте предложение. Подумайте, где нужно расставить знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
«Дорога жизни» (1) связывающая Ленинград (2) с большой землёй (3) проложенная (4) для снабжения блокадного города (5) проходила по льду Ладожского озера.

Ответ: 135


ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (слайд № 6)
Прочитайте предложение, найдите обособленное определение

Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея.

Замените словосочетание «фашистские знамёна» из предложения, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

Ответ: знамёнафашистов


ЗАДАНИЕ 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (слайд № 7)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
1) ВЗОРВАННЫЙ партизанами мост – в суффиксах полных страдательных причастий пишется НН;

2) немецкие войска РАЗГРОМЛЕНЫ – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных прилагательных, от которых они были образованы;

3) потерпели НЕУДАЧИ – НЕ с существительными всегда пишется слитно;
4) НЕ ПОЩАДИЛИ никого – НЕ с глаголом пишется раздельно, потому что слово употребляется без НЕ;

5) ВОЗЛОЖИТЬ цветы - написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения. 
Ответ: 14


7. Итоги урока. Рефлексия «Приём незаконченного предложения»

- Сегодня мы прикоснулись к истории нашей страны. Какие мысли и чувства пробудились в вас?

Ребятам предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

«Сегодня я узнал…»

«Мне было трудно...»

«Мне было интересно, потому что…»

«Теперь я знаю…»

«Теперь я буду…»


Слово учителя:

- В нашей стране много праздников, но самый великий – только один, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

Сколько бы ни прошло лет, подвиг нашего народа в этой войне никогда не забудется, а слава героев не померкнет.

8. Домашнее задание. Дифференцированная работа на карточках (по уровню сложности) (см. Приложение № 1)





















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Карточка № 1


О подвиге Александра Матросова, закрывшем своим телом амбразуру 27 февраля 1943 года, известно всем. Он символ беспримерного подвига нашего народа.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Графически выделите обособленные определения, выраженные причастным оборотом.


Спасла отряд и командира.

Среди смельчаков, повторивш… подвиг Матросова, были и девушки. Одна из них – Римма Шершнева, которой было всего 17. Ещё в 10-м классе она рвалась добровольцем на фронт. После окончания школы девушка, отправивш…ся в Москву на курсы радистов, научилась стрелять, прыгать с параш..том. Римму зачислили в п..ртизанский отряд.

25 ноября 1942 года, во время уличного боя, атаку п..ртизан остановил пулемётный огонь из дзота с круговым обстрелом. Бойцы гибли один за другим. И тогда отважная девчонка, бросивш…ся на вражеский дзот, закрыла собой его амбразуру.

Похоронили девушку в Любани. Посмертно Р.Шершнева награждена орденом Красного Знамени. Пока жива память о героине - жива и она!


_____________________________________________________________________________



Карточка № 2

О подвиге Александра Матросова, закрывшем своим телом амбразуру 27 февраля 1943 года, известно всем. Он символ беспримерного подвига нашего народа. Первым из тех, кто совершил такой же подвиг, был Александр Панкратов.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные определения.


Он был первым.

Первым, кто во время Великой Отечестве(н,нн)ой войны закрыл своим телом вражеский пулемёт, был 24-летний Александр Панкратов. Было это 24 августа 1941 года при обороне Великого Новгорода.

Гитлеровцы встретивш..е красн..армейцев открыли пулемётный огонь. Был убит к..мандир роты, с..лдаты залегли. Оц..нив обстановку политрук Панкратов добравш..йся до вражеского пулемёта забр..сал его гранатами. Но пулемётная очередь звуч..вшая немного реже прод..лжала косить бойцов. Тогда с возгласом «Вперед!» политрук Панкратов рванувш..й в сторону вражеской амбразуры грудью закрыл ствол пулемёта. Рота тут же поднявш…ся в атаку ворвалась в монастырь.

16 марта 1942 г. Панкратову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Г..рои не ум..рают а вечно ж..вут в памяти народной!

6


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ахметшина Наталья Юрьевна, 04.02.20 в 21:55 3Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, хороший урок, но презентацию забыли прикрепить.
Юлия Васильевна Воробьева, 04.02.20 в 23:07 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Юрьевна! Я не забыла. Просто не стала прикреплять)
Горбачёва Марина Юрьевна, 05.02.20 в 05:34 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс!
Юлия Васильевна Воробьева, 05.02.20 в 09:41 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Колышкина Елена Владимировна, 31.01.22 в 09:57 1Ответить Пожаловаться
Интересный урок по содержанию и с разнообразными формами работы! Спасибо, Юлия Васильевна, за качественную разработку занятия!
Юлия Васильевна Воробьева, 01.02.22 в 17:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Елена Владимировна, за положительный отзыв!)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.