Статья «Самовоспитание педагога как духовная деятельность»
Никонова Е.Л. , учитель английского языка МАОУ СОШ №56 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Артемовский
САМОВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Аннотация: в данной статье рассматривается процесс самовоспитания педагога в контексте духовной деятельности. Раскрываются понятия "самовоспитание" и "духовная деятельность", а также их взаимосвязь и важность.
Ключевые слова: педагог, самовоспитание, духовная деятельность, личность, культурный человек.
Annotation: this article reviews the process of teacher's self-education in the context of spiritual activity. The notions of "self-education" and "spiritual activities" are revealed, as well as their relationship and importance.
Keywords: teacher, self-education, spiritual activities, personality, a man of culture.
К.Д. Ушинский утверждал, что учитель живет до тех пор, пока учится. Это приобретает особое значение в условиях развития профессионального российского образования. Жизнь поставила на повестку дня задачу непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал о том, что учитель способен воспитывать и образовывать, только в том случае, если продолжает работать над своим собственным воспитанием и образованием.
А.С. Макаренко, работы которого не утратили актуальности по сей день, говорил, что в педагогику он пришел случайно, без всякого на то призвания, но научился, сделался мастером своего дела. Такого результата может добиться каждый, если ему помогут и если он будет работать над собой [3, с. 490].
Пресс современной цивилизации, как утверждает современный философ Л.Ю. Писарчик, оказывает очень мощное воздействие на молодого человека, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модернизации производства, т.е. в создании еще более мощной техники, производящей еще больше негативных изменений в природе. "Человек- господин", "человек-супермен", "человек-миллионер", "человек-робот" – вот современные кумиры. Это говорит о том, что в современном мире нарастает тенденция дегуманизации общества, когда нормальные человеческие чувства и устремления искажаются и подменяются дегуманизированным фарсом. За примерами далеко ходить не надо, ими наполнены газеты, телевидение, видеопродукция, кино, литература и т.д. [6, с. 19].
Молодому человеку приходится сделать выбор: принять идеологию общества, пронизанную категориями "обладать", "присвоить", "потребить", но при этом, к сожалению, чаще всего остаться по выражению известного отечественного философа И.А. Ильина "духовно никем" [2, с. 242] или же прислушаться к мнению философов, художников, деятелей культуры и пойти по пути духовного развития. Первый путь весьма легкий и общепризнанный. По нему сегодня идут многие, так как это дает человеку ощущение приобщенности к современным формам жизни, достижениям цивилизации, включенности в большие массы единомышленников, ощущение комфорта от солидарности с подобными себе. Фундаментальные основания жизни и культуры они обосновывают не обращением к духовным критериям и истокам, а ссылаются на биологические инстинкты, которые, по их мнению, являются самосохранение, материальное благополучие, потребительство. Послушав этих людей, мы больше не найдем в истории человеческой цивилизации никаких духовных исканий и устремлений человека, творческих мук, поиска смысла жизни, самопожертвования и нравственного самоусовершенствования.
В связи с этим актуален вопрос: стоило ли человечеству прилагать титанические усилия в ходе социального прогресса, чтобы прийти к такому примитивному результату? Нет конечно, человеческий дух все равно будет развиваться, но только не "через нас", как сказал бы Г. Гегель. Он будет развиваться в другом месте и в другое время, но все же он совершит все великое, что ему положено совершить, он двинет вперед общество и создаст новые ценности подлинной культуры.
Следовательно одной из задач российского образования является, по мнению Л.Ю. Писарчика, переведение человека из мира повседневности в мир культуры [6, с. 16]. На смену идеалу образованного человека приходит идеал культурного человека.
Понятие "культурный человек" не является простым, хотя так кажется на первый взгляд. В обыденном сознании культурный означает "вежливый", образованный, воспитанный человек" [7, с. 15].
Другая, не менее важная задача - формирование личности нового социокультурного типа: гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни; духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности; самосовершенствующей, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, самопознании, понимании собственного "Я" и своего внутреннего мира; творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству; прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), профессиональной мобильности [1].
В связи с этим роль самовоспитания, и не просто самовоспитания, а в контексте духовной деятельности педагога чрезвычайно велика.
Понятие духовной деятельности пришло к нам из философии. Встречается оно и в теологии, которая толкует его практически так же. Духовная деятельность – это деятельность, необходимая для духовной жизни человека. Чтение книг, создание живописных полотен и поэм, формирование религиозных (или атеистических!) взглядов, осознание системы ценностей, воспитание в себе и других положительных (как, впрочем, и отрицательных) качеств, обмен мнениями, выходящий за пределы откровенного быта, – все это относится именно к духовной деятельности. Духовная деятельность - это также и процесс поиска смысла жизни, путей выхода из непростых ситуаций, определения и понимания таких философских категорий, как например счастье и любовь.
Воспитание и самовоспитание - две стороны единого процесса формирования личности [4, с. 28].
Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Основу самовоспитания составляют стремление стать достойным и уважаемым человеком, цивилизованной личностью, яркой индивидуальностью, самореализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоянно изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессионала, видеть себя как бы со стороны, думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии. Важнейшими условиями успеха в работе по самовоспитанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответственность за свои действия и образ жизни, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.
Самовоспитание, по меткому выражению известного педагога В.А. Сухомлинского, представляет ту «грань духовной жизни личности, которая открывается только тогда, когда человек, ощущая на себе благотворное влияние высоко моральных отношений, прилагает духовные усилия, чтобы стать лучше». Тесная взаимосвязь в самовоспитании индивидуальных и социальных начал составляет его внутреннюю основу.[8]
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития[5, с. 226].
Формирование личностных качеств не может происходить без стремления самой личности к учению. Благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой человек развивает в себе лучшие личностные качества. Все это говорит о важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности. Работа над собой – это поиски себя и в себе, это самовоспитание, и это духовная деятельность, начинающиеся с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения, своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями: объективными и субъективными.
Итак, самовоспитание - это внутренний процесс, происходящий внутри личности, это духовная деятельность, и это необходимое условие совершенствования педагогического мастерства и профессионального становления педагога.
Список литературы:
1. "Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования". Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 марта 2002г. N 30-55-181/16 (Д) [Текст].
2. Ильин И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А. Ильин. – М.: Республика, 1993.-431с.
3. Макаренко А.С. Соч. в 7т. Т.7. [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: АПН РСФСР, 1958.-583с.
4. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. [Текст] – М.: Просвещение, 1983.-608с.
5. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. [Текст] – М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
6. Писарчик Л.Ю. Дилемма современной культуры: технократизм или духовность? [Текст] / Л.Ю. Писарчик // Вестник Оренбургского государственного университета.-2004.-№10.-С.13-21.
7. Сабиров В.Ш. Предмет философии образования // Сибирский учитель.-2004.-№ 6. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.sibuch.ru/article.php?no=317
8. http://fb.ru/article/106230/duhovnaya-deyatelnost---eto-neotyemlemaya-chast-jizni-cheloveka