12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Карасева Ольга Сергеевна134
Россия, Татарстан респ., Альметьевск

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Альметьевская школа№19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»


 

Сборник логопедических упражнений

для развития фонематического слуха и восприятия.

Учитель – логопед

Карасева Ольга Сергеевна

 

2016 год.

Уважаемые учителя - логопеды, педагоги, родители!

В данном материале предлагаются дидактические игры, упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического восприятия. Упражнения, игры можно использовать на уроках, во время динамических пауз и в других режимных моментах.

Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова.

От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить ребёнок правильно, т.е. развитие звуковой стороны речи. Затем, при подготовке к школе, фонематический слух очень важно при обучении чтению, т.к. первоначально необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с составом слова. А если ребёнок неправильно слышит эти звуки?! Значит, он их неправильно произносит! Значит, он неправильно их будет выделять в словах! И значит, он будет в дальнейшем неправильно писать эти слова и будет неграмотным! Вот, какую важную роль играет фонематический слух!!! Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определённые звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать.

За этими играми можно не только весело и интересно скоротать время, но и провести это время с пользой! Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Желаю Вам успехов!


«Назови лишние слово»

Инструкция: Логопед произносит слова, ученик вслушивается и отгадывает, какие из них лишни?

P.sпроизносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.


 


 

Звук А

Арбуз, ослик, автобус, азбука

Океан, ананас, апельсин, цветок

Абрикос, мыло, автомобиль, афиша

Айболит, аквариум, штаны, окно

***
 

Звук Б

Банан, батон, бусы, плита

Ботинки, буквы, азбука, липа

Зубы, билет, автобус, тюльпаны

Собака, яблоки, кабан, паук

***


 

Звук В

Вата, тыква, вафли, губы

Валенки, вагон, ванна, бант

Паук, ива, хвост, двойка

Диван, клюква, панама, ваза

***

Звук Г

Гвозди, картина, гвоздика, флаг,

Игра, парк, газета, газон,

Газовщик, гадалка, гадюка, тетрадка

Гайка, стол, гамак, галка,

***

 

Звук Д

Книга, судак, дубок, бидон

Дублёнка, душ, дуга, парта

Домино, листок, добро, догадка

Дождевик, сумка, дозор, домовой

***

Звук Е

Енот, малина, ель, ежевика

Улитка, небо, хлеб, факел

Пчела, нос, щенок, щетка

Тетрадь, река, ремень кот

***

Звук Ё

Ёлка, лапка, ёжик, ёрш

Валёк, кулёк, слова, василёк

Верёвка, луна, вёрсты, вёрстка,

Полка, каёмка, вороньё, гримёр

***


 

Звук Ж

Жук, жаба, окно, ёж

Жучок, жёлтый, рука, кожа

Кофта, лужайка, снежинка, буква

Баклажан, рожок, сапожок, дверь

***

Звук З

Зонт, зубы, коза, оса

Коса, лиса, звук, ваза

Фазан, завод, сон, позолота

Звонок, гнездо, изба, слон

***

ЗвукИ

Игра, волна, игла, диван

Трава, иволга, индейка, шина

Машина, мишутка, шутка, подошва

Изба, коза, заноза, груша

***

Звук Й

Зайка, хозяйка, девочка, май

Чай, фестиваль, лай, вой

Чашка, троллейбус, балалайка, гайка

Йод, кислород, жжёт, игрок

***

Звук К

Кабинет, кадет, каблук, шнур

Внук, кавалер, размер, весы

Платье, опёнок, бок, поток

Веник, пальто, кинжал, кета

***


 

Звук Л

Лифт, лавка, лыжник, булыжник

Лаванда, гитара, одеяло, покрывало

Комод, Лада, лавина, ладонь

Ласточка, дятел, соловей, чехол

***

Звук М

Мама, рама, лапа, ноты

Мост, ласка, сом, комната

Пена, Лена, магазин, бегемот

Веник, самосвал, мясорубка, миска

***

Звук Н

Вагон, носок, книга, юбка

Нити, Антон, осёл, танк

Стол, сын, сон, нота,

Сосна, Нина, доска, сани

***

Звук О

Окно, ведро, сад, ночь

Полка, паста, сапоги, тесто

Шапка, нос, кочка, точка

Солнышко, сокол, небо, роза

***

Звук П

Пена, сено, ноги, пакет

Пеликан, пальто, паук, бумага

Дети, Петя, плита, попугай

Панама, мак, подкова, липа,

***


 

Звук Р

Рама, яма, Рая, руки

Реки, огурец, краски, карнавал

Крокодил, хоровод, телефон, вагон

Лев, филин, ива, картофель

***


 

Звук С

Сова, собака, снеговик, пион

Шпион, бусы, доска, самолёт

Стол, чашка, сайка, шайка

Колосок, сок, мяч, лес

***

ЗвукТ

Такса, вакса, тапки, танк

Телега, потоп, бант, хвост

Квас, билет, звон, вата

Клюква, ива, тюльпан, бинт

***

Звук У

Суп, утюг, улитка, индюк

Ботинки, автобус, буквы, конь

Уборка, будильник, валенки, вафли

Двойка, дубы, кубы, батон

***

Звук Ф

Филин, фабрика, фартук, вата

Портфель, санки, фокус, гусеница

Стрекоза, арфа, флаг, жираф

Шофёр, фуфайка, фура, фундук

***

Звук Х

Хлопушка, игрушка, хворост, хоккей

Мох, хобот, хата, хлев

Акробат, муха, петух, кухня

Бухта, кофта, конфета, пихта

***

Звук Ц

Цапля, сабля, цыплёнок, собака

Царевич, цунами, водица, сестрица

Сом, цена, гном, семь

Курица, птица, калина, медведь

***

Звук Ч

Чайник, начальник, вокзал, часы

Замок, молоток, частушка, хлопушка

Врач, чайка, черепаха, чемодан

Очки, сказочка, таз, удочка

***


 

ЗвукШ

Шапка, шашки, слойки, штаны

Шофёр, мотор, каша, Маша

Капуста, ремешок, порошок, петушок

Мыши, малыши, картошка, кошка

***


 

Звук Щ

Щавель, счастье, щель, метель

Щетка, счёт,щи, площадка

Овощи, роща, лист, клён

Помошник, хищник, пища, вещи

***


 

ЗвукЫ

Мыло, дыня, баня, масло

Дым, тик, кит, пыль

Ёжик, ёршик, улыбка, берёзы

Матрёшка, копыта, письмо, сын

***

Мягкий знак

Пыль, моль, этаж, монтаж

Месяц, осень, восемь, октябрь

День, пень, лень, мел

Январь, февраль, март, апрель

***

Звук Э

Экскаватор, экскимо, Эмма, антена

Школа, эльф, экран, свет

Поэт, этаж, эхо, Эдик

Сыр, Эля, мир, каратэ

***

Звук Ю

Юла, Мила, июнь, юбка

Июль, юбилей, Юля, верблюд

Юнга, лимоны, губы, юноша

Яблоко, юмор, юннат, юрта

***

Звук Я

Яма, ящерица, яйцо, загадка

Рояль, эмаль, ящик, боксёр

Оля, лето, куча, цапля

Зацепка, фонарик,гусята, лягушка

***

 

«Поймай нужный звук»

Инструкция:Логопед: если услышишь звук (К) в слове – хлопни в ладоши

Кран, морковь, шалаш, ботинок, кот, сосна, дым, ягоды, паук, калитка, попугай, тахта, кубики, тапка, ухо, топать.

«Придумай слова назаданный звук»

Инструкция:Придумай слова на гласные звуки

(А, О, У, И, Э)

,

Затем на согласные (Р ,С ,Ш, Л, П, Б, И и.т.д.)


 

«Определи место звука вслове»

Инструкция:Логопед определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук:

Ш – шапка, кошка, душ, шина, камыш, груша.

Ч– чайник, кочка, ночь, дочь, ручка, чугун.

С – солнышко, собака, нос, паста, автобус.

Р – паровоз, пар, роза, река, сахар, огурцы.

З–ваза, зубы,коза, зонт, незабудка.

М – малина, дом, майка, панама, самолет.

Х – кухня, муха, петух, яхта, хвоя, хобот.

П– парта, липа, плита, тапка, тополь,

Т – кит, батон, вата, туфли, утка, тыква.


 

«Красный - белый»

Инструкция: Логопед предлагает учащимся внимательно вслушиваться и определить, в каком слове есть заданный звук.

Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять

кружок , если нет – то кружок


 

«Кто больше слов придумает?

Инструкция: Логопед называет какой – нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем учащиеся образовывают круг. Один из играющих бросает кому – нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, выбывает из игры.

 

«Какой звук пропал в слове?»

Инструкция: Логопед отгадай, какие слова Незнайка хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

Написал письмо я зайке, нозабыл приклеить …арки.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама …осы.

Подарили нам игрушки: целый день палили …ушки.

Землю роет старый к…от, под землёю он живёт.

В зоопарке живёт с…он, словно дом огромен он.

Мама кукле шар… вязала, ей Ньаташа помогала.

Серый вол… голодный, злой, ходит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла…пу.

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к…рошки.

На арену …игры вышли, мы от страха все притихли.


 

«Кто больше?»

Инструкция: Логопед показывает картинку, например «Огород». После расматривания картины предлагает рассказать, что растёт на огороде. Затем перед учащимися ставиться задача сказать, в названии каких предметов имеется звук (Р). За кажое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

«Кто первый»

Инструкция: Покажите ученику картинку с предметом, который начинается с гласного «А», «У», «О», или «И». Учащийся должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например у – у – у – утка). Затем учаеник должен выбрать соответствующий символ.

«Хорист»

Инструкция: Пропиваем заданный звук с разными интонациями.

 

«Дирижер»

Инструкция: Прорисуйте рукой с учеником в воздухе заданную букву. Затем пусть учащийся попробует сделать это самостоятельно.

 

«Отгадай, что это?»

Инструкция: Отгадай предмет по названию его частей

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 

«Шутки – минутки»

Хвост с узорами сапоги со ш орами!

Тили – бом! Тили – бом

Загорелся кошкин ом!

За окошком зимний сад,

Там листочки в очках спят!

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет ёд!

К т плывёт по океану,

К т из блюдца ест сметану?

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный ук!

С длинными усами!

Божьякоро ка, полети на небо,

Принеси мне хлеба!

 

«Помоги собрать вещи»

Инструкция: Логопед: собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком (з), а жуку со звуком (ж):

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

 

«Дует ветер».

Инструкm