Набор развивающих карточек по теме «Развитие фонематического слуха на логопедических занятиях»
Автор: Попова Марина Ивановна
Место работы: МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5»
Должность: учитель-логопед
Пояснительная записка
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление звукопроизношения и усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, это отрицательно сказывается на формировании чтения и письма. У детей с нарушениями фонематического слуха отмечается несформированность как простых, так и сложных форм фонематического анализа.
Данные пособия используются учителями-логопедами на логопедических занятиях по формированию простых форм фонематического анализа при изучении темы «Гласные звуки». Часто дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста не могут выделить гласный звук из слова, определить количество звуков в слове и место звука в слове.
Название пособия:
Развитие фонематического слуха на логопедических занятиях
Цель: развитие простых форм фонематического анализа.
Задачи:
- уточнение и сравнение артикуляции гласных звуков;
- умение выделять гласные звуки в словах;
- определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Возраст детей: старший дошкольный и младший школьный возраст (5-7 лет)
Практическое применение: пособия можно использовать на логопедических занятиях –как индивидуальных, так и в подгруппе. Карточки используются, как часть занятия в темах «Звук и буква».
Описание пособий: карточки многоразовые, распечатаны на бумаге формата А4 и А5, заламинированы, ребёнок называет картинку, определяет наличие заданного звука и отмечает маркером нужные ячейки.
Пособия содержат два варианта заданий.
Инструкция (к набору из шести карточек): определи наличие заданного звука в слове, закрась ячейку под картинкой с заданным звуком.
Картинки:
Звук [а] – юла, туфли, платье, арбуз, индюк;
Звук [о] - пальто, корова, ракета, паук, глобус;
Звук [у] - жук, часы, голуби, вилка, утки;
Звук [и] – бусы, книги, грибы, вилка, утки;
Звук [ы] – конфеты, самовар, сыр, редиска, ножницы
Звук [э] - эскимо, чайник, стол, индюк, экскаватор
Инструкция (карточка формат А4): определи место заданного звука в слове (начало, середина или конец слова), закрась соответствующую ячейку под картинкой.
Звук [а] – аист, лиса, кран;
Звук [о] – корова, пальто, осы;
Звук [у] – утки, кенгуру, груша;
Звук [и] – малина, индюк, ключи;
Звук [ы] – часы, сыр, бусы
Ожидаемый результат:
При использовании карточек на теме «Гласные звуки» дети должны научиться:
- правильно артикулировать гласные звуки;
- узнавать и различать гласные звуки;
- определять наличие гласного звука в слове;
- определять место гласного звука в слове;
- подбирать слова на заданный гласный звук;
- выделять гласные звуки при фонематическом анализе слогов и слов.