Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Развитие фонематического слуха у детей Консультация для родителей Автор: учитель-логопед Смирнова Елена Васильевна
Фонематический слух это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Дети со слабо развитым фонематическим слухом не могут определить, из каких звуков состоит слово, даже правильно сказанное ими самими, путают слова, близкие по звучанию, слова с одинаковой ударностью, с одинаковым ритмическим рисунком, не могут выделить начальный и конечный звуки слова и т. п. У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью — чтением и письмом.
Как же развивать фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух! С самого раннего возраста необходимо «показывать» ребенку, что речь, слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Пусть ребенок прислушается к звукам, которые слышит дома и на улице, пусть научится различать, что это за звук, от чего он (дома для этого пригодятся разные звучащие инструменты и игрушки: звонок, барабан, пищалки, бубен и т. п.).
1. Развитие неречевого слуха На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания. «Послушай, запомни и определи, что звучит». Перед ребенком несколько звучащих игрушек(погремушка, колокольчик и т.д). Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух определить, что звучит(без зрительной опоры). «Внимательные ушки». Перед ребенком 4-5 предметов: деревянный кубик, металлическая коробка, пластмассовая игрушка и т.д. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляются еще два предмета. Затем только на слух! Определить, что звучит. «Определи, что в баночке». В контейнеры из под киндер-сюрприза помещаются сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, и др. Нужно запомнить звучание каждого продукта. При ее встряхивании – нужно отгадать, что в контейнере?
2. Развитие речевого слуха На этом этапе развиваем способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; способность различать слова, близкие по звуковому составу; а также умение дифференцировать слоги и фонемы. «Угадай, что нужно делать». Дети сидят полукругом. Если воспитатель сильно ударит в бубен, дети поднимают руки вверх. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях. «Узнай по голосу, кто тебя позвал?» «Повтори, не ошибись» Попросите ребенка повторить за Вами слоговые ряды: та - да - да па - ба - ба са - за - за ка - га - га да - та – да ба - ба - па за - са - за га - ка - ка
3. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. На этом этапе учим выделять первый и последний звук в слове; определять место, количество, последовательность звуков в слове; определять количество слогов в словах разной сложности; развиваем умение различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой–звонкий, твёрдый–мягкий). Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Сначала надо убедиться в том, что ребенок понимает значение этих самых слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т.п. Затем предложите ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш начало середина конец ШУМ МЫШКА ДУШ ШКОЛА МЕШОК КАМЫШ Выделение звука из начала и конца слова Сначала учимся выделять ударный гласный звук. - Какой первый звук в слове АСТРА? А в словах: УЛИЦА, АЗБУКА, ОСЕНЬ, ЭХО, ИНЕЙ ….. - Какой последний звук в словах: ОКНО, МЕТЛА, КЕНГУРУ,ЗИМА,. Выделение согласного звука из начала и конца слов - Какой первый звук в словах: СТОЛ, ШКАФ, СЛОН, МАК, ШАР. - Какой последний звук в этих же словах?
Подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Применение данных упражнений повышает уровень школьной готовности, предупреждает дисграфию и дислексию у дошкольников. В процессе этой работы происходит развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).