12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна35
Россия, Ярославская обл., Углич

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звуков, в потоке речи некоторые из них похожи. Перед ребенком встает сложная задача – быстро и правильно различать один звук от другого, слышать слова и воспроизводить уже в своей речи. Если ребенок делает это легко, значит у него правильно сформирован фонематический слух.

Фонематический слух – это способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков.

Несформированность фонематического слуха у ребенка негативно влияет на формирование звукопроизношения, что влечет в дальнейшем проблемы в коммуникативной сфере, в учебной деятельности. Для формирования фонематического слуха мало наличие нормального слуха, развитости речевого аппарата; ребенок должен слушать, понимать чужую речь, правильно воспроизводить собственную речь.

Правильно сформированный фонематический слух является показателем готовности ребенка к обучению грамоте. У многих детей к школе уже сформирован фонематический слух, дети хорошо слышат звуки, отличают их из ряда других, соответственно готовы изучать буквы, сливать их в слоги. Однако процесс овладения речью у всех разный. Развитие речи может отставать, тогда прослеживаются нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов, замена звуков), что, в дальнейшем, влечет за собой проблемы в письме и чтении.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и памяти.

Работая с детьми 5-7 лет по программе «АБВГДейка» в учреждении дополнительного образования, я стараюсь больше внимания уделять именно формированию фонематического слуха. Вся работа направлена на: умение изменять звуки речи по высоте, силе, тембру и слышать их, дифференциацию сходных по звучанию звуков, различение слогов и слов, определению места звука в слове.

Приведу несколько примеров.

Умение изменять звуки речи по высоте, силе, тембру и слышать их

  1. Игра «Дирижёр»

Педагог предлагает детям задание: «Я буду дирижером, а вы моим оркестром (пропевается гласный звук). Если я буду поднимать дирижерскую палочку вверх – нужно петь звук (например, [А]) высоко (демонстрирует), если опускаю вниз, то низко (демонстрирует)». Дети хором поют одним звуком. Игра может иметь варианты: поем высоко-низко, громко-тихо.

  1. «Как гудит самолет?»

Посмотрите на изображения самолетов. Как вы думаете, какой самолет летит ближе к вам? А какой — дальше от вас? Почему вы так решили? (ответы) Догадайтесь, гул какого самолета звучит громко, вот так. (Педагог произносит звук У громко. Дети: «Большого самолета».) А гул какого самолета звучит тихо? (Педагог произносит звук У тихим голосом. Дети: «Маленького самолета».) Как вы догадались? Давайте попробуем погудеть, как самолеты.

  1. Игра «Эхо». Загадывается слово и шепотом по цепочке передается от одного учащего к другому, последний произносит слово вслух, если оно не совпадает с заданным, ищем то место, где цепочка «сломалась». Ребенок, допустивший ошибку, работает над слоговой чистоговоркой, например:

Са-са-са-за (повторяет)

За-за-за-са (повторяет)

Дифференциация сходных по звучанию звуков

  1. Работа с чистоговорками (можно брать не только чистоговорки, направленные на отработку определенного звука, но и пары звуков)

ы-ы-ы- прочитали книгу мы.

и-и-и - поем ноту ми.

  1. Игра «Четвертый лишний». Даются 4 слова (Например, в теме «Дифференциация [Д'-Т']» даются слова «девочка, дятел, дерево, телефон». Необходимо назвать лишнее слово на слух по первому звуку.

Различение слогов и слов

  1. Работа с чистоговорками (в данном случае могут браться открытые и закрытые слоги, слоги с парами звуков):

Му-му-му -молоко кому?

Ум-ум-ум - вот аквариум.

Са-Са-Са под кустом сидит лиса

За-За-За – уходи домой, коза

  1. Детям предлагаются две картинки. Вопрос: это что? (лук, луг). Чем различаются слова? Обращаем внимание, как важно различать звуки в словах.

Определение места звука в слове

  1. Работа с загадками на определенную букву (звук) – акцентирование внимания, что звук одинаковый во всех отгадках.
  2. Игра «Магазин»

Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель-педагог»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:                

Дзынь-дзынь-дзынь, 

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву У».

Дети говорят слова на заданный звук.

  1. Дается серия картинок. Определи место звука в слове (начало, середина, конец). Например: Рыба, комаР, воРона.


Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.