Игры и упражнения для развития фонематического слуха дошкольника
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звуков, в потоке речи некоторые из них похожи. Перед ребенком встает сложная задача – быстро и правильно различать один звук от другого, слышать слова и воспроизводить уже в своей речи. Если ребенок делает это легко, значит у него правильно сформирован фонематический слух.
Фонематический слух – это способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков.
Несформированность фонематического слуха у ребенка негативно влияет на формирование звукопроизношения, что влечет в дальнейшем проблемы в коммуникативной сфере, в учебной деятельности. Для формирования фонематического слуха мало наличие нормального слуха, развитости речевого аппарата; ребенок должен слушать, понимать чужую речь, правильно воспроизводить собственную речь.
Правильно сформированный фонематический слух является показателем готовности ребенка к обучению грамоте. У многих детей к школе уже сформирован фонематический слух, дети хорошо слышат звуки, отличают их из ряда других, соответственно готовы изучать буквы, сливать их в слоги. Однако процесс овладения речью у всех разный. Развитие речи может отставать, тогда прослеживаются нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов, замена звуков), что, в дальнейшем, влечет за собой проблемы в письме и чтении.
Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и памяти.
Работая с детьми 5-7 лет по программе «АБВГДейка» в учреждении дополнительного образования, я стараюсь больше внимания уделять именно формированию фонематического слуха. Вся работа направлена на: умение изменять звуки речи по высоте, силе, тембру и слышать их, дифференциацию сходных по звучанию звуков, различение слогов и слов, определению места звука в слове.
Приведу несколько примеров.
Умение изменять звуки речи по высоте, силе, тембру и слышать их
- Игра «Дирижёр»
Педагог предлагает детям задание: «Я буду дирижером, а вы моим оркестром (пропевается гласный звук). Если я буду поднимать дирижерскую палочку вверх – нужно петь звук (например, [А]) высоко (демонстрирует), если опускаю вниз, то низко (демонстрирует)». Дети хором поют одним звуком. Игра может иметь варианты: поем высоко-низко, громко-тихо.
- «Как гудит самолет?»
Посмотрите на изображения самолетов. Как вы думаете, какой самолет летит ближе к вам? А какой — дальше от вас? Почему вы так решили? (ответы) Догадайтесь, гул какого самолета звучит громко, вот так. (Педагог произносит звук У громко. Дети: «Большого самолета».) А гул какого самолета звучит тихо? (Педагог произносит звук У тихим голосом. Дети: «Маленького самолета».) Как вы догадались? Давайте попробуем погудеть, как самолеты.
- Игра «Эхо». Загадывается слово и шепотом по цепочке передается от одного учащего к другому, последний произносит слово вслух, если оно не совпадает с заданным, ищем то место, где цепочка «сломалась». Ребенок, допустивший ошибку, работает над слоговой чистоговоркой, например:
Са-са-са-за (повторяет)
За-за-за-са (повторяет)
Дифференциация сходных по звучанию звуков
- Работа с чистоговорками (можно брать не только чистоговорки, направленные на отработку определенного звука, но и пары звуков)
ы-ы-ы- прочитали книгу мы.
и-и-и - поем ноту ми.
- Игра «Четвертый лишний». Даются 4 слова (Например, в теме «Дифференциация [Д'-Т']» даются слова «девочка, дятел, дерево, телефон». Необходимо назвать лишнее слово на слух по первому звуку.
Различение слогов и слов
- Работа с чистоговорками (в данном случае могут браться открытые и закрытые слоги, слоги с парами звуков):
Му-му-му -молоко кому?
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Са-Са-Са под кустом сидит лиса
За-За-За – уходи домой, коза
- Детям предлагаются две картинки. Вопрос: это что? (лук, луг). Чем различаются слова? Обращаем внимание, как важно различать звуки в словах.
Определение места звука в слове
- Работа с загадками на определенную букву (звук) – акцентирование внимания, что звук одинаковый во всех отгадках.
- Игра «Магазин»
Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель-педагог»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву У».
Дети говорят слова на заданный звук.
- Дается серия картинок. Определи место звука в слове (начало, середина, конец). Например: Рыба, комаР, воРона.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.