Применение технологий «Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с нарушениями речи»
Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.
№ |
Название игры |
Описание. Примечания. Усложнения. |
Ds\ детей, которым рекомендована. |
1. |
Игра «Сколько слогов в слове?» |
Даётся задание: «Определить количество слогов в слове, отхлопывая двух- и трёхсложные слова». Мы показываем детям: как отхлопывать слова с разным количеством слогов. Как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию дети упражняются в отхлопывании различных предложенных им слов. Можно выложить количество слогов на наборном полотне с помощью фишек (кружков, квадратиков и т.д.) |
ФФНР, ОНР |
2. |
Игра «Сколько гласных в слове?» |
Анализ гласных звуков мы проводим так: детям раздаём по несколько одноцветных кружков (лучше для гласных использовать красные кружки). Затем мы произносим один, два, три или несколько гласных звука, например «а», «ау», «иоу», «о» и т. д., и дети раскладывают на столах такое количество кружков, которое соответствует числу произнесённых звуков. Усложнение игры: детям раздают три кружка разных цветов, например, красный, жёлтый, зелёный, при этом им говорят, что красный соответствует звуку «а», жёлтый – «у», зелёный – «и». Когда они запоминают это, мы произносим сочетания сначала по два из перечисленных звуков: «ау», «уа», «уа», «аи», затем по три: «ауи», «аиу», «уиа», «уаи», «иуа», «иау» , а дети складывают кружки на столах в соответствии с последовательностью их произнесения. Аналогично осуществляется анализ остальных гласных звуков. Примечание: с детьми подготовительной к школе группы вместо кружков можно взять карточки с буквами. |
ФФНР, ОНР |
3. |
Игра «Найди согласный». |
После гласных мы приступили к анализу согласных звуков. При этом необходимо было соблюдать определённую последовательность: сначала дети учились выделять последний согласный звук из слова. Легче всего им удавалось опознание на конце слова глухих взрывных согласных Происходило это следующим образом: дети по очереди подходили к столу логопеда и вытаскивали специально подобранные картинки. Например, для выделения в конце слова взрывных согласных, в конверт помещали следующие картинки: кот, кнут, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник… Ребёнок, вынув из конверта картинку, громко её называл, выделяя голосом последний звук. Затем этот звук ребёнок произносил отдельно. Усложнение задания: 1.выделив последний звук, разложить картинки так, чтобы в одной стороне наборного полотна оказались картинки, названия которых оканчиваются на звук «т», а в другой – на звук «к»; 2.логопед показывает детям картинку, а при произношении её названия опускает последний звук, например: «тан…», «пау…», «вени…» и т.д. Затем логопед просит кого-нибудь из детей назвать всё слово и произнести звук, который был опущен. Примечание: далее в работе по развитию навыков звукового анализа и синтеза можно применять слова, в которых дифференцируемые звуки стоят в начале или середине слова, а также слова – паронимы. |
ФФНР, ОНР |
ВЫВОД: у детей с фонематическим недоразвитием речи были сформированы навыки элементарного звукового анализа.
Тихомирова Екатерина Витальевна